"Предпосылки и процедуры классической йоги представляют собой яркий контраст по сравнению с предпосылками и процедурами психоанализа. Последний занимается прежде всего психопаталогией. У него нет никаких амбициозных намерений преобразовать, перепрограммировать основу психики больного неврозом, ни даже исследовать его бессознательное во всем его объеме. Единственное, что его интересует в бессознательном - это лишь то, что было подавлено, вытеснено. Психоаналитик сосредотачивается на определенных элементах, обычно сознаваемых, ассоциация которых с травматическими событиями привела больного к тому, что он запретил себе доступ к ним (обычно это происходит в раннем детстве). Исследуя сны и оговорки больного, психоаналитик стремится найти эти вытесненные содержания и вывести их к свету сознания. Припоминание, часто болезненное, конкретных травматических событий играет таким образом центральную роль в лечении, хотя оно конституирует только первый шаг на пути возвращения пациента к нормальности. Все другое - это перспектива йоги.
Прежде всего йога делает относительным социальное по своему характеру разграничение между нормальностью и патологией, поскольку, строго говоря, в перспективе освобождения (мокши) обычное человеческое состояние можно квалифицировать только как патологию. Вот почему йога - кроме, возможно, некоторых ее современных “адаптаций” - не интересуется деталями биографий своих адептов. Для нее - содержание бессознательного у разных индивидов, наследованное от бесконечного множества предшествующих жизней, приблизительно одинаково, во всяком случае, оно не содержит никаких значимых индивидуальных различий. Йога вообще не направлена против этого содержания и еще меньше против какой-то его детали. То, что она стремится устранить - это универсальный механизм взаимопорождения вритти и самскар."
Память и бессознательное в Йога сутрах и в психоанализе. Мишель Юлен Париж, Сорбонна
Перевод с французского В.Г.Лысенко.
http://tomb-raider6.narod.ru/lib/ii/istorija_filosofii_7/pamjat_i_bessoznatelnoe_v_joga_su.html