Ханеграаф и современные исследования эзотерики

Apr 08, 2013 20:09


Голландский ученый не рассматривает эзотерику как некую традицию или комплекс определенных историче-
ских течений, относящихся к этому явлению; он также дистатцируется от типологической конструкции эзотеризма
как «формы мысли», предложенной Антуаном Февром. Ханеграаф мыслит предметную область эзотерики как «пре-
небрегаемое измерение общей культуры» [Hanegraaff 2001: 30], своего рода «мусорную корзину» [Hanegraaff
2004: 513] западноевропейской цивилизации, которая заполнялась в течение многовекового действия так называе-
мого «большого полемического нарратива» и в итоге образовала сферу, куда попали те явления культуры, кото-
рые в настоящее время ассоциируются исследователями с предметным полем «западной эзотерики» [Hanegraaff
2005].
«Именно здесь, с эпохи Нового времени, пусть не очень отчетливо, но последовательно размещаются многочис-
ленные “языческие суеверия” и их преемники в христианском контексте; ереси вроде гностицизма; оккультные
науки, такие как астрология, алхимия и магия; мистические спекуляции теософских и каббалистических толкова-
ний; “энтузиазм” иррациональных сект; а также различные реальные или вымышленные “скрытые традиции” и
тайные общества, вдохновленные подобными идеями или связанные с ними» [Hanegraaff 2007: 110].

http://asem.ucoz.org/Statji/zhdanov.pdf

религиоведение, современная европейская философия

Previous post Next post
Up