Шайва сиддханта тамилов

Jan 24, 2013 22:51

Любопытно, что представления шайва сиддханты (одна из шиваитских школ) у тамилов во-многом пересекаются с традиционными авраамическими представлениями.

Зло, все зло моего жизненного пути, зло - мое качество
Велик я только в грехе, зло имеется даже в моих добрых делах
Зло - мое сокровенное я, глупый, избегающий чистоты
Я не животное, но путей ( Read more... )

компаративистика, индуизм, индология

Leave a comment

orientproject January 24 2013, 20:31:19 UTC
Это конечно религиозные представления, не философские.
Кроме известных минимумов религии, можно было обозначить еще и неизбежный дуализм. Религия - если понимать ее как связь - с необходимостью должна иметь двух участников отношений, между которыми эта связь осуществляется. Палка не бывает с одним концом.

Из дуализма возникает неравенство участников. Если бы они могли хоть в каком-то смысле быть уравнены или сопоставимы, это требовало бы двухсторонней связи. Но религия - это связь односторонняя. На молитвы никто не отвечает (ну, по крайней мере ответ не очевиден, не является фактом).

Религия в отличие от философии не ставит себе задачи познать, понять, проанализировать, критически оценить, корректно отразить и проч. А только лишь - наладить связь, пусть даже такую, одностороннюю.

Для религии важно усиливать ощущение связи, то есть усиливать самое себя. Поэтому изобретаются разные подробности, называемые теологией. Становится ясно, чем Бог занимается, что любит, а что нет, чего он хочет и т.д. Возникает столь желанная иллюзия реальной связи с кем-то.

Единство этого механизма в разных религиях показывается простым фокусом:

"Шива исполнен милосердия и ожидает, что через ряд последующих эпох он будет осознан душой и завоюет любовь, полную поклонения. Личная связь привязывает душу к богу. Милосердие бога является дорогой к свободе. Она требует искренней веры в Шиву."

"Аллах исполнен милосердия и ожидает, что через ряд последующих эпох он будет осознан душой и завоюет любовь, полную поклонения. Личная связь привязывает душу к богу. Милосердие бога является дорогой к свободе. Она требует искренней веры в Аллаха."

"Иегова исполнен милосердия и ожидает, что через ряд последующих эпох он будет осознан душой и завоюет любовь, полную поклонения. Личная связь привязывает душу к богу. Милосердие бога является дорогой к свободе. Она требует искренней веры в Иегову."

Reply


Leave a comment

Up