Хабермас против Ратцингера

Nov 20, 2012 22:55


Книга называется "Диалектика секуляризации" (Москва, ББИ)

Из предисловия: "В Италии уже много лет ведется чрезвычайно интенсивная, открытая и интересная дискуссия между интеллектуальными представителями "верующих" и "светских"..."

Это так точно. Вспомним хотя бы раскрученный эпистолярный диалог между Умберто Эко и кардиналом Мартини.

Но диалог этот на самом деле ведется в режиме затяжной болезни, хронического течения застарелого конфликта между средневековым и нововременным позитивным сознанием.

Если бы участники диалога были мудрее, они сказали бы друг другу большое спасибо. Религия питает философию. Об этом тоже было замечено в названном издании (с ссылкой на журнал MicroMega): "Философия вместо знания все чаще занимается религией и желает говорить прежде всего с ней".



В этом виден глубокий трагизм Европы. Человек словно вынужден испытывать постоянное раздвоение.Если ты верующий - зачем тебе философия (и тем более свободная от теологии философия). Если ты философ - ты свободен от теологии. Но фишка в том, что человеку, возможно, нужно и то, и другое.

В индуизме этой дилеммы нет. Философия это духовный путь, ничем не хуже чем аскеза, ритуальная практика или другие формы богообщения. Индуизм в разных школах расставляет разные акценты, но не ставит ультиматумов.

Философия потому желает говорить с религией, что ошибочно отделена от нее. Отделена новозаветным: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольще­нием, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол.2:8). Это был приговор, это был тезис, потом превративший философию в служанку теологии, хотя на самом деле философия должна была идти своим путем, без оглядки на доктрину.

Философию насиловали тысячелетиями, предлагая ей следовать не логике, а догмату. Но тоска по естественной религии остается, философы - это бездомные дети, которых теологи две тысячи лет назад оставили вне духовности, отказали в праве на свой лад познавать мир.

Естественная религия, если бы она была где-то сейчас в Европе, - не противоречила бы философии, но обогащалась бы ею. Религия и философия в идеале должны питать друг друга. Естественное, эмпирическое знание не должно находиться в противоречии с теорией, но должно теорию исправлять.

Европа глубоко несчастна, об этом свидетельствует ее философия. Это история болезни, это постоянный крик о помощи.

Читать эти диалоги вроде Хабермаса и Ратцингера или Эко и Мартини - это читать историю скрытого тяжелого невроза. Обе стороны тщетны в своих порывах. Они исповедуются друг другу в своем одиночестве. Они постоянно расписываются в невозможности какого-либо диалога. Увы.

христианство, современная европейская философия, мысль

Previous post Next post
Up