Мысли интроверта о православных табу.

Jan 10, 2012 02:25

Нельзя однозначно сказать, что в нашей Церкви всё хорошо, или всё плохо. Всё замечательно не может быть по определению, организм может болеть , испытывать дискомфорт и принимать тяжелую форму , тем самым пугать окружающих, и при этом оставаться живым. С другой стороны, не могут все части одного тела болеть одновременно , но если какой-то нарыв оказывается на видном месте, он становится неприятным и омерзительным для всех, и верующих и неверующих. Если говорить всегда только о расписном позитиве, и стараться не замечать несоответствий на грани с ужасным , сглаживать, ретушировать, не акцентировать, значит обманывать самих себя и помогать в делах очернителей с огульными обвинениями. Особенно хочется выделить некую тенденцию православного корпоративного мышления, в которой неверующие или инакомыслящие воспринимаются какими-то слабыми на иммунитет , неготовыми к некоторым реалиям церковной жизни, их непременно нужно оберегать от негатива , информационный вирус погубит их окончательно. Никакой пользы якобы критика и обсуждение не приносит, а только непоправимый вред. Не выносить сор из избы , не соблазнить , не навредить, как бы чего не вышло и т.п. И всё это приправлено соусом не всегда уместного смирения ( или лжесмирения) и устоявшейся практике абсолютизации церковной власти.
Рассуждая согласно христианской традиции, я не могу обсуждать и тем более осуждать других верующих, в сане, и людей вообще, каждого в отдельности . Но если смотреть по другому , то я свободный человек свободной Церкви, и считаю нужным и важным иметь свою крепкую позицию относительно общественного устройства и в Церкви и в государстве. Есть гражданская позиция члена гражданского общества, может быть и позиция христианина в церковном. Или не быть .
Практика церковной жизни состоит не только из богослужебных, мистических форм , но что более всего очевидно для всех, из отношений.
1) Отношения внутри священства.
2) Отношения между священством и остальными верующими
3) Отношения в самой общине среди мирян.
4) Отношения с нецерковными или неверующими людьми.
5) Отношения с властью.
Здесь обсуждается тема нарушений церковной практики, а не церковная жизнь в принципе , поэтому не хочу , чтоб у читателя сложилось неправильное впечатление о мотивах поста. Скрывая болезни от других ( а на самом деле от самих себя) , тем самым накапливаются противоречия и недовольство , покрывательство не дает разрешения проблем, и запущенные внутренние процессы заходят в более тяжелую стадию.

Первую часть лучше всего может описать непосредственно сам священник, если он хочет попробовать попасть под маховик репрессий вышестоящего начальника, т.е. епископа. Поэтому как это ни парадоксально, священство нуждается в помощи верных мирян при несправедливых взаимоотношениях с церковным начальством.
Можно выделить две основные стороны взаимоотношений, субординация и финансы. Точнее извращенные формы, которые могут принимать эти две формы отношений. Священник есть священнослужитель, он несет службу Богу и людям, а не просто зависимая от епископа штатная единица или источник дохода . Зачем со священников взимать неофициальные взносы , где это происходит ? Или не взимайте денег с прихода вообще или пусть это будет официально, подотчетно и прозрачно, иначе это становится обыкновенным побором. Почему священники в больших городах имеют совсем отличное обеспечение от сельских, иногда граничащее с бедностью. Доходы прихожан в разных населенных пунктах различны, понятное дело, но можно ведь и подумать о реформировании и справедливом распределении доходов в епархии. Финансовая сторона тесно связана с бесправным положением священника, в особенности честного и не участвующего в интригах и застольных восхвалениях епископа.
Поставление епископов и священников практически закрытая для мирян тема. В отличие от древней Церкви верующие недостойны принимать участие в обсуждении и определении кандидатов. Также они недостойны иметь право оставить священника, которого они считают нужным. Сколько бывает прецедентов , когда срывают пастырей с обжитых мест , где они построили храмы, наладили контакт с людьми. Какое общение у нового священника, протеже епископа может быть с приходом ? Служба есть служба, и епископ имеет власть, но не безапелляционную и барскую. Разве чиновником функционером заповедано апостолами видеть предстоятеля общины, читай лицо христиан в данной местности ? Епископ - центр и магнит в древней Церкви, сейчас же бывает священнику лучше быть подальше и видеть реже. Поменялись полюса ? Во взаимоотношениях епископа и священника есть разрыв, который наблюдается также между священством и прихожанами. Чем меньше общения священника с людьми, тем больше этот барьер. Только лишь проповедь в храме или исполнение треб - это не полноценное общение.
Приход нецерковных , но интересующихся , ищущих людей на большие праздники или к тому же поясу Богородицы показывает слабость организации , некоторый страх или неспособность общения с большим количеством людей , большим , чем обычно в самом храме . Многие могут не прийти потом вообще, или ограничатся малым , даже не на полпути ко Христу, а на подступах.
Священники стали некой кастовой группой, к которой даже трудно подойти и что-то спросить, не то что просить советов по жизни. Самим священникам и епископам может казаться, что людям не позволяет приблизиться их собственное греховное состояние , или странный внешний вид священников, или им кажется, что несолидно быть открытым, добродушным и простым с людьми , сделать первый шаг навстречу, а нужна напускная серьезность и важность. Кому то и вообще ничего не кажется, всё четко и понятно, схема кое-как, но работает. Есть нарекания на недобросовестных или слишком корыстных священников, или слишком стесняющихся отказать в дарах епископов. Ещё один феномен нового мышления иерархов - невозможность непринятия очень дорогих даров. Считается постыдным указать место своим сановитым братьям по вере , иначе станешь в разряд неблагочестивых или завидующих холопов. Какой ты мне брат ? Уйди с глаз долой , невежа с бревном в глазу. Публичное изгнание из сана или наказание происходит редко , в крайних случаях , но не потому что милосердны , а потому что скрывать невозможно. Потому что хочется сохранить видимость порядка и целостность рядов. А получается наоборот. Сохраняя недостойных, отсекаешь путь к приходу достойных. И тайное всегда становится явным, так не лучше быть честным и к себе и внешним ? Пусть будет меньше , да лучше .
Набившая оскомину тема тарификации . Что нужно сделать, чтобы убрать ценники треб из всех храмов повсеместно , в один день и под жестким контролем ? Оставить только ценники для книг и церковной атрибутики. На словах одно, а внутри страх. У начальства о бесконтрольных доходах подчиненных, у исполнителей недоверие к возможности искренней и достойной жертвы от людей. Неужели непонятно, что человек больше даст от души и без принуждения, и не будет при этом испытывать чувство брезгливости к торгашеству и мелочности в таких возвышенных и важных моментах его жизни. Крестятся, венчаются или умирают только раз в жизни, и этого раза можно хватить для восприятия нужности всего церковного.
Отношениями в приходах больших и средних городов можно часто назвать лишь условно, потому как никто не знает рядом стоящего. Ну есть активная группа из нескольких человек, контактирующих с настоятелем. Остальные оставлены на самостоятельную попытку прижиться в сухой почве . Да на милость Божью, чем все собственно и живет.
Вопрос с богослужебным церковнославянским языком сложный, но чтение Писания можно читать на русском языке уже сегодня. Зачем превращаться в старообрядцев и наступать на те же грабли ? Непонятная консервативность даже в столь малых вещах видится благочестием.
Очень важная тема с накопительством в храме икон. Считается, чем больше икон, причем разных по стилю и размеру, значит красивше и канонично. Заметил в храме уже иконы чуть ли не в 3D, объемные и с бисером, а пожертвования собирали на новые иконы. Странной формой есть стремление к различным мощевикам, иногда доходит до целого сборника из десятков частиц мощей святых. Нужно стоять читать все, или прикладываться к каждому ? В продаже бывают иконки с мельчайшими и микроскопичными частицами святых. Не от того ли мы делим мощи святых и стремимся заполучить частичку святости, что среди нас самих святых мало ? Чем меньше святости среди ныне живущих, тем больше дробится частичек древних святых.
Я почитаю иконы и мощи святых, но крайности в этом деле считаю нецелесообразными . Не в этом православность веры христианской. Не хочу, чтобы главное, подменялось второстепенным .
Очень много странного, спорного и неправильного в нашей церковной жизни , всех вопросов не коснешься сразу. Если мы будем упрямствовать и по фарисейки настаивать, что мы зрячи , и никакого изьяна нет, или он столь несущественный, что и говорить об этом не нужно, тогда нам будет сложнее остановить процессы разложения и начать очищение от наносного и опасного.
Учение свято - ученики не все. Церковь , как и человек, становится сильнее, признавая недостатки своих членов, грешников по натуре, а ложь в любом виде зло , даже та, которая во благо.

отношения., практика, Церковь, критика, Православие

Previous post Next post
Up