Этот город был первой столицей козаков, и фактически, первой столицей Украины, т.к. раньше подобного государственного образования не существовало. Страна козаков, как её называет в своих записях сирийский церковный путешественник XVII века архидиакон Павел Алеппский.
Именно после приезда в этот городок, у меня появилось желание углубиться в этот исторический отрезок времени, и подробные записи независимого церковного блогера прошлых веков позволяют еще лучше понять украинский народ, его прошлое и настоящее, его устремления и место в истории.
«Столица Хмеля, называемая Хижирини», так пишет известный сириец о Чигирине и предводителе козаков Богдане Хмельницком. Основная версия названия этого поселения от татарского имени Чигир, в артефактах тех времён упоминается Чигир-Батыр. Есть еще одно предположение, что названо от украинского слова "чагарник" (куст), то есть Чигирин - "укрытый в кустах".
Во времена Хмельницкого Чигирин был один из самых больших городов. Здесь проживало порядка 50 тысяч жителей (сейчас население девять тысяч), размещалась государственная и военная администрация, была гетманская резиденция и дворец. В 2012 году исполнился 500-летний юбилей города.
Город расположен на Приднепровской возвышенности по обе стороны реки с китайским названием Тясмин.) В старинных текстах употребляется название Белая Речка. Название реки от праславянского гидронима полученного от производного «тесмынь» - «граница, межа», т.к. южнее Тясмина начиналась степная зона, в которой был совсем другой характер быта, социальных отношений и духовной культуры, чем у населения лесного ландшафта и лесостепи.
Простыми словами, за Чигирином начиналось Дикое Поле, это название подтверждается и на старинных картах. Небольшая Чигиринская крепость, заложенная в XVI в., служила форпостом Речи Посполитой, а затем и казацкой крепостью.
Рядом с Чигиринской горой, которую сейчас называют Богдановой, с XV века проходил торговый путь из Киева в Крым. Этим путем крымские татары чаще всего пробирались в Украину и совершали свои набеги. Именно эта местность давала возможность сдерживать их. Речка Тясмин окружает гору, прикрывая город с юга большим полукругом. Склоны горы очень крутые с севера и запада. Только одна узкая сторона горы соединяет ее с городом, что делает ее неприступной крепостью.
Походные артиллерийские орудия.
Изначально это место было укреплённой казацкой зимовкой, которая впоследствии стала большим городом и центром Чигиринского староства. В 1592 году Чигирин получил Магдебургское право. В 1648−1657 гг. город был резиденцией Хмельницкого и столицей гетманской автономии - Гетманщины (до1676). В 1657 году здесь после смерти Хмельницкого состоялась Чигиринская рада, на которой гетманом был избран Иван Выговский - событие, положившее начало опустошительной гражданской войне и продлившее русско-польскую войну. Во время русско-турецкой войны в результате второй осады турецкой армией в 1678 году Чигирин был разрушен: столица гетмана была перенесена в Батурин; город пришёл в упадок.
Церковь апостолов Петра и Павла. Реконструкция старинной церкви, которая была построена Богданом Хмельницким, и была частью всего фортификационного комплекса. Разрушена при осаде Чигирина турками.
Памятник митрополиту Иосифу Нелюбовичу-Тукальскому и руины настоящей старинной Петропавловской церкви.
В 1668 году, по ходатайству гетмана Дорошенко, утверждён Константинопольским патриархом в звании Киевского митрополита и патриаршего экзарха в Польше и Литве. Избрание епископа Иосифа на Киевскую митрополию произошло в самый разгар борьбы между Россией и Польшей за обладание Украиной. Являвшиеся один за другим гетманы склонялись то на ту, то на другую сторону, терзая страну междоусобицами.Новому митрополиту предстояло решить, с кем он. На личном опыте он испытал тяжёлое положение Православия под польским владычеством, но не хотел и присоединения к России, требовавшей подчинения Церкви Московскому патриарху. Выбор его оказался неожиданным. Вместе с гетманом Дорошенко, с которым он был связан дружбой и благодарностью за освобождение из крепости, они решили заключить договор с Турцией. Не слушая ничего, митр. Иосиф и Дорошенко рассчитывали добиться от турок вольности и гражданской, и религиозной. Только заключённое между Россией и Польшей перемирие помешало исполнению этого намерения, в котором потом митрополит Иосиф горько раскаивался. Позже он писал: «По беззакониям моим, которым нет числа, не признаю себя я душою, страждущею за благочестие. В горести душа моя. Как могу я называться пастырем, когда растерял стадо? О, да соберет его Создатель и Искупивший Своею Кровью». Получив от патриарха Константинопольского утверждение в звании митрополита, Иосиф, однако, не смел явиться в Киев, так как его не хотело признавать ни киевское духовенство, ни правобережные казаки. Позднее, вместе с Лазарем Барановичем, гетманом Многогрешным и другими, он настойчиво требовал от царя Алексея Михайловича не отдавать опоры православия - Киева - в руки поляков. И они добились этого. Выступал против вмешательства польского парламента в украинские церковные дела, за что был в заточении в Мальборской крепости (Пруссия). Умер в 1676 г. в Чигирине, в в Троицком монастыре.
Слава о Хмельницком распространилась по всему миру, далеко выйдя за пределы Европы. Ведь Антиохия, резиденция патриарха, которого сопровождал Павел Алеппский, располагалась на землях, подвластных Османской империи, но и там о Хмельницком хорошо знали.
Павел в своих записях выражает свое удивление смиренному виду знаменитого козацкого вождя: в то время, как окружавшие его полковники и старшина отличались пышным одеянием и дорогим оружием, Хмель, наоборот, одет был в простой короткий кафтан и имел при себе малоценное оружие. Был умерен в еде, скромный в нарядах и в обращении с людьми.Вообще, он показался автору записок «человеком преклонных лет» и некрасивой наружности. Однако, Павел очень хвалит ум, крепость и радушие гетмана которые он проявил, принимая патриарха, причем «даже плакал от радости видеть владыку».