Интересно бывать в больших городах,туристических местах, а иногда полезно побывать в провинции. Небольшие города отражают более реальную картину жизни всей страны, многое говорят о менталитете жителей, экономике, социальных проблемах. Пирятин, или по-украински, Пырятин, не был пунктом назначения, а только причиной свернуть немного с трассы по пути в Киев из Мгарского монастыря.
Об этом городке Полтавской области я практически ничего не слышал ранее, кроме того, что во всех супермаркетах Киева продается Пирятинский сыр. Теперь часто его покупаю, как-то он стал вкуснее, что ли. Покопался перед поездкой в интернет-справочниках и обнаружил две интересные достопримечательности, ради чего и заезжали в это место.
Вот одна из них. Тридцатиметровая водонапорная башня с окантовкой орнаментом в верхней части - визитная карточка Пирятина. Состояние среднее, в некоторых местах отпадает плитка и лепка. Здесь снимался комедийный фильм «Королева бензаколонки».
Сооружена в 1951 г. на трассе Киев-Полтава рядом с автостанцией "Пирятин-1". Расположенная рядом АЗС в 1960-х гг. стала съемочной площадкой популярного фильма Киевской киностудии им. Довженко по сценарию писателя-юмориста с Полтавщины П. Лубенского, благодаря чему Пирятинская башня прославилась на всю страну. В настоящее время не используется по назначению.
На месте старой АЗС теперь находится обычная заправка, кафе, мотель и придорожный базар. В здании автостанции работает кафе-музей "Королева бензоколонки».
Интересная деталь, советские знаки и надпись УССР. В период декоммунизации на Украине эти элементы истории находятся сейчас на волоске. Придет какой-нибудь патриот и оттяпает молотком т.с.социалистическое непотребство. Зато порядок навести, и ямы рядом ликвидировать, некому.
Вторая достопримечательность города, хотя на самом деле она первая и более старинная, собор Рождества Богородицы. Построена церковь в 1781 г. по заказу полкового есаула А. Ильченко. Этот храм напоминает классическую деревянную церковь в стиле украинского барокко того времени. Находится на ул. Героев революции (в некоторых источниках пишут майдана).
Храм принадлежит Украинской Православной Церкви (Московского патриархата). По словам прихожанки, отношение значительной части местных людей поменялось после войны на Донбассе. Когда я зашел в храм и спросил, храм ли это УПЦ МП, то женщина насторожилась, видно время такое, можно ждать любых провокаций и агрессивных действий. Первая реакция была закрытость, потом удивление ( что тут делают киевляне), потом уже отошла. Несмотря на то, что в УПЦ все украинцы, другие украинцы считают их неправильными и предателями. О Христе такие люди не думают, они все решили для себя, какая должна быть Церковь и какие у нее должны быть взаимоотношения с государством, с националистической идеологией и т.д. Верующие постоянно находятся под прессингом и в некоторой растерянности от такой несправедливости. Этот момент меня расстроил, т.к. таких маленьких городков - вся Украина.
Церковь достаточно небольшая, но внутри чувствуется прохлада и запах старины. Рушники на иконах - чисто украинское, провинциальное. Так люди по-своему украшают храм, думаю, это нормально.
Город хоть и маленький, но старый, в летописях впервые упоминается в 1155 году. Население городка порядка 15000 жителей, скромненько все, но чисто. Видно, что есть какие-то предприятия, которые дают возможность выживать людям.
Кто-то занимается коммерцией. Провинциальность в сочетании с креативом - магазин гаджетов ЖЖук. Огромное количество ломбардов по стране говорит о том, что население беднеет. В Киеве ломбарды на каждом шагу и становится их все больше.
Парк. На танках опять знаки, которые в Киеве вызывают раздражение и бешенство. Здесь на местах во власти тоже националисты, но как-то другим заняты.
Стелла павшим воинам. Звезда пока на месте, но не факт, что надолго.
Пирятинский пёс. Попал в кадр благодаря остановке возле башни из кинофильма.