О геноциде сербского народа

Feb 24, 2016 16:27

Во всем мире знают про желтую звезду, которую нужно было носить евреям во время II мировой войны, но мало кто знает, что первыми людьми в концлагерях Европы были именно православные, которым предписано было носить повязки с буквой «P» (П) - православный.

« Одну часть сербов мы уничтожим, другую выселим, остальных переведём в католическую веру и превратим в хорватов. Таким образом скоро затеряются их следы, а то, что останется, будет лишь дурным воспоминанием о них. Для сербов, цыган и евреев у нас найдётся три миллиона пуль».
Речь одного из лидеров усташей Миле Будак 22 июня 1941 года, опубликовано в газете «Hrvatski List».

Идея защиты «арийской крови и чести хорватского народа» и о расовой принадлежности.


Многие монастыри пострадали в годы Второй мировой войны, когда хорватские усташи вели геноцид сербов и преследования Сербской православной церкви. Тяжелые испытания пришлись на долю православных сербов в годы II мировой войны. Хорватские националисты - усташи, католики по вероисповеданию, проводили осознанную политику искоренения православия. В концентрационных лагерях было уничтожено более полутора миллионов сербов, убиты шесть архиереев и сотни священников, разрушено значительное число православных монастырей и храмов. Патриарх Гавриил V(1938-1950) и епископ Охридский Николай (Велимирович) были помещены в концентрационный лагерь Дахау, где оставались вплоть до освобождения войсками союзников. Параллельно усташи проводили массовое насильственное, под угрозой смерти, обращение православных в католичество.

До окончания войны усташи разрушили 299 православных церквей, убив 6 епископов и 222 священнослужителя Сербской православной церкви. Например, 28 июня 1941 года по приказу Евгена Дидо-Кватерника в Бихаче был взорван православный кафедральный собор.
Режим усташей поддержала Католическая церковь Хорватии, возглавлявшаяся в годы II мировой войны архиепископом Алои́зием (Степинацем), приговоренным после окончания войны за пособничество военным преступлениям к 16 годам тюремного заключения, которые заступничеством Ватикана были заменены ему домашним арестом. В 1987 г. он причислен Римом к блаженым, сейчас рассматривается вопрос о его канонизации. Особую активность в поддержке антиправославных гонений играли католические монашеские ордена. По словам английского историка Ричарда Веста, «францисканский орден явился виновником кровопролития в Боснии-Герцеговине… Центром всех операций стал монастырь в Широком Бреге - alma mater многих усташских главарей». В округе Ливно францисканский проповедник обратился к пастве со следующей речью: «Братья хорваты, идите и режьте сербов… убивайте всех сербов подряд. Когда вы закончите свое дело, придите ко мне, я выслушаю ваши исповеди и дарую вам отпущение ваших грехов».

По словам итальянского исследователя Марка Аурелио Ривели, убийства православных священнослужителей производились с особой жестокостью. Епископ Антоний Доситей, православный епархиальный епископ Загреба, умер под пытками в марте 1942 года. Восьмидесятилетний митрополит Дабро-Босанский Петр (Зимонич) был арестован католическим священником Божидаром Брало и отправлен в лагерь смерти Ясеновац, где был зарезан. Епископ Баня-Лукский Платон (Йованович) (81 год), оставшийся в городе вследствие обещания католического епископа Йозо Гарича (хорв.) ходатайствовать о его спасении, был арестован ночью и отвезён вместе с православным священником Душаном Саботичем в посёлок недалеко от Баня-Луки, где оба священнослужителя были подвергнуты пыткам, а затем убиты. Епископ Горнокарловацкий Савва (Трлаич) был подвергнут пыткам и убит вместе со своими тремя священниками во время массовых убийств на острове Паг. Епископ Оточаца Бранко (Добросалевич) был арестован со своим сыном, обоих усташи зарубили топором. Перед смертью пыткам был подвергнут и православный священник Жицы Николай Велимирович.

В районах, ранее населённых в большинстве сербами, некоторые из церквей, отобранные у православных, не использовались как места вероисповедания новых католических хозяев: здания преобразовывались в склады, общественные туалеты, конюшни. Но большая часть зданий, отобранных у Православной церкви, превращалась в католические церкви: это «обращение» было произведено в двадцати двух различных хорватских населённых пунктах.

Разрушению православной церкви и убийству её священнослужителей сопутствовало тщательное изымание её имущества. Эта операция, совершаемая прежде всего в пользу всего католического епископата с монсеньором Степинацем во главе, производилась посредством двух организаций, специально предназначенных Павеличем для систематического хищения имущества православной церкви: «Государственного совета по восстановлению» и «Комитета по конфискации православных церквей и соответствующего имущества». Обе организации были предназначены для того, чтобы координировать экспроприацию имущества православной церкви в пользу хорватской католической церкви.
В Среме, где усташи уничтожили 90 % сербского духовенства, было разрушено шестнадцать монастырей на Фрушка-Горе, представляющих собой православный Афон на Дунае. Реликвии православных святых, украденные усташами, были реквизированы немецкими оккупационными войсками (передавшими их протестантской церкви, которая в дальнейшем вернула их православному духовенству).
По завершении усташской диктатуры Комиссия по расследованию югославского правительства оценила материальный ущерб, нанесённый Сербской православной церкви, в семь миллиардов динаров того периода (крупная сумма), не включая в эту оценку сожженные или разрушенные здания.
На протяжении войны папа Пий XII неоднократно получал сообщения о творимых в Независимом Государстве Хорватия (НГХ) преступлениях против православного населения и об участии в них католических священников и монахов, однако отказался что-либо предпринять. Аналогичную позицию заняли Степинац и католический архиепископ Белграда Йосип Ужице, которым регулярно доставляли информацию об уничтожении сербов. Против террора усташей в Ватикане протестовал только кардинал Эжен Тиссеран.
Архиепископ Загреба в начале существования НГХ безоговорочно поддерживал Павелича и его усташей. Оказать им поддержку он призвал и население страны. Поддержка усташей со стороны Степинаца не ограничивалась только призывами: как только было провозглашено НГХ, он сразу начал настаивать на дипломатическом признании нового усташского государства со стороны Святого Престола и сделал многое для налаживания связей между Ватиканом и новых хорватским государством. Степинац также был апостольским викарием усташских вооружённых сил, то есть начальником всех капелланов.

В убийствах и чистках православного населения широкое участие приняли католические священники и монахи. Например, священник Мата Граванович вместе с несколькими усташами был казнён немецкими солдатами за зверства по отношению к сербам. Монахи-францисканцы организовали массовую резню около 2 000 сербов в деревнях Дракулич и Сарговац близ Баня-Луки. Приходской священник Удбины Мате Могуза в своей проповеди призвал верующих изгнать или уничтожить сербов в Хорватии. Монах Сидоние Шольц обращал сербов в католичество, убивая сербских священников и тех сербов, кто не желал перейти в католичество. Монах Августин Чевола с оружием в руках возглавлял отряд усташей, устраивавший чистки сербов. Особую известность получили монахи-надзиратели концлагеря Ясеновац - Майсторович, Брклянич и Буланович, убивавшие узников лагеря. Участие католических священнослужителей в геноциде продолжалось вплоть до конца войны.

Ещё одним спорным вопросом является массовое обращение православных сербов в католичество. «Katolicki List», официальное периодическое издание курии Загреба, 15 мая 1941 года опубликовало циркуляр от бюро Степинаца, в котором сербы определялись как «ренегаты католической церкви» и с энтузиазмом восхвалялось принятие закона, который принуждал православных принять католическую веру. Та же газета 31 июля 1941 года призывала усташскую диктатуру ускорить процесс принудительного «обращения». Позднее апологеты Степинаца утверждали, что обращение в католицизм спасало жизни сербам. Тем не менее, известны случаи массовых расправ усташей над уже обращёнными в католичество сербами.
Обращение православных сербов в католичество делалось в сопровождении вооружённых отрядов усташей. Английский историк Ричард Уэст, исследовавший этот вопрос, в одной из своих книг ссылается на текст боснийской газеты, в которой говорилось об обращении в католичество 70 000 сербов в диоцезе Баня-Лука. Он же писал, что свои устремления католическое духовенство направляло в первую очередь на сербских крестьян. По его словам, все те, кто имел среднее образование, а также учителя, торговцы, зажиточные ремесленники и православные священники считались носителями «сербского сознания» и подлежали поголовному уничтожению. Схожую точку зрения озвучили и современные сербские исследователи. Всего было обращено более 240 000 сербов, за что католические структуры в Хорватии благодарил папа Пий XII.
После разгрома НГХ и освобождения Югославии от оккупационных войск и формирований коллаборационистов лидеры усташей бежали в Австрию. Вместе с ними бежали и около 500 католических священников и монахов, в том числе архиепископ Сараева Иван Шарич и епископ Баня-Луки Йозо Гарич. Большая их часть нашла убежище во францисканских монастырях Австрии. Позднее Павелич перебрался в Рим, где пользовался покровительством Ватикана и при помощи которого спустя некоторое время эмигрировал в Аргентину.

После окончания войны югославские власти арестовали наиболее замешанных в преступлениях священников: несколько сотен католических священнослужителей были отданы под суд, а в конце процесса многие из них были приговорены к смертной казни. Не избежал судебного процесса и Степинац, которого за коллаборационизм и ответственность в геноциде приговорили к шестнадцати годам заключения с каторжными работами. Однако в заключении Степинац был освобождён от каторжных работ и провёл в тюрьме только пять лет, после чего был сослан на поселение в Кразич.

Независимое Государство Хорватия - марионеточное государство, созданное на территории оккупированной Югославии нацистами и хорватскими ультранационалистами - усташами. Глава усташей и НГХ - поглавник (вождь) Анте Павелич провозгласил программу создания «чистого пространства для жизни хорватов», которая предполагала уничтожение либо изгнание наиболее образованной части сербов, и перевод в католическую веру малообразованной части сербского населения, преимущественно крестьянства. После первых месяцев геноцида, когда по НГХ прокатились две волны террора и были уничтожены сотни тысяч сербов, а сто тысяч было изгнано, усташи потеряли возможность создавать «этнически чистое пространство» такими темпами. Это было связано с тем, что союзники хорватов - немцы и итальянцы стали проявлять недовольство политикой НГХ по отношению к инославным (т.е. есть православным сербам). Германский военный представитель в НГХ генерал Эдмунд Гляйзе фон Хорстенау неоднократно докладывал в Берлин летом 1941 г. «о совершенно бесчеловечном обращении с сербами в Хорватии». Известны негативные отзывы даже офицеров СС, они, профессиональные каратели, ужасаются усташским злодеяниям. Но были и более прагматические причины для подобной позиции немцев. Они считали, и небезосновательно, что действия усташей вызывают вооружённые восстания сербов и ведут к широкомасштабной партизанской войне. Итальянские войска, расквартированные в НГХ, вообще снабжали сербских повстанцев - четников оружием и амуницией, как это было в случае с четнической Динарской дивизией, командиром которой был священник Момчило Джуич. Всю войну через границу с Италией, открытой для беженцев из НГХ, тянулись вереницы сербских и еврейских беженцев. В итальянской прессе начали появляться открыто враждебные союзному НГХ статьи. В этих условиях усташи были вынуждены хоть как-то маскировать геноцид сербского народа. Летом 1941 г. в НГХ зародилась система концлагерей. В самом знаменитом из них - Ясеноваце, за годы войны было уничтожено более 700 тысяч человек. Но для внешнего мира это были просто «рабочие лагеря», что подтвердил интернациональный комитет, посетивший эти лагеря в феврале 1942 г. В состав комитета вошли в основном представители Германии, был там и посланник Святого Престола - монсеньер Массучи. Этот «независимый» комитет подтвердил, что лагеря действительно являются рабочими и что там вполне приемлемые условия для жизни. Представитель Ватикана присоединился к этому заявлению.

Ещё одним методом уже не физического уничтожения был раскол единства православного населения, последующая уния и постепенная ассимиляция сербов. Для этих целей была создана Хорватская Православная Церковь (ХПЦ). Первое упоминание о проекте ХПЦ появилось в 1902 г. в одной загребской газете. Тогда эта церковь должна была избавить православных хорватов от необходимости посещать сербские церкви и дать им национальную церковь. Но из-за малочисленности православных хорватов этот утопический проект даже тогда не получил широкой поддержки. Но в НГХ этот проект был возрождён в несколько ином виде. Теперь предполагалось привлечь в эту церковь не хорватов (естественно, что с точки зрения усташей истинный хорват может быть только католиком), а переживших геноцид сербов, которые нуждаются в духовном окормлении. Необходимо заметить, что из 577 представителей православного духовенства на территории НГХ 219 были убиты, а большая часть оставшихся в живых изгнана в Сербию ещё весной 1941 г., поэтому паства, оставшаяся без духовного пастыря должна была, по расчётам усташей, потянуться в новую церковь в поисках поддержки. Так усташи надеялись посеять смуту среди сербов и расколоть их. С мелкими группами, разобщёнными, имеющими серьёзные религиозные противоречия, было бы справиться гораздо легче, чем с духовно единым народом, опирающемся в противостоянии зверствам усташей на свою веру.

Основными задачами ХПЦ было способствование «похорвачиванью» сербов, привлечение как можно большей части верующих на свою сторону и последующее заключение унии с Римом. Но за ХПЦ верующие не пошли, при всей поддержке НГХ они остались верны патриаршей СПЦ, и к 1944 г. было создано всего 65 приходов, причём 1/3 священников в этих приходах была из русской эмиграции. Уния так и не была заключена. Хорватская Православная Церковь, не оставив практически никакого следа, прекратила своё существование вместе с НГХ.

Точное число жертв неизвестно до сих пор. По разным оценкам, именно в результате геноцида погибло от 197 000 до 800 000 сербов. Около 240 000 сербов были насильно обращены в католичество, ещё 400 000 были вынуждены бежать в Сербию.



православные, усташи, сербы, концлагерь, геноцид, католики, Сербия

Previous post Next post
Up