«Не бывает плохих сценариев - бывают лишь недописанные». Так говорили наши с Сашей Гоноровским мастера (мы учились у них в разные годы): О.А. Агишев и В.В. Тулякова-Хикмет. Эта максима - одна из тех, что определяет стиль работы в мастерской. Значит, оценки («нравится - не нравится) второстепенны. Значит, обсуждение опирается на драматургическую логику текста, персонажей, сюжета, - а не на жажду самовыражения автора, который за пределами текста всегда может доказать свою правоту.
Второе, что тоже импонирует: отсутствие теории как специально выделенной области. Теория сама по себе часто (или почти всегда) отвлекает от мощной, подлинной сути рождения историй, которые, как мне кажется, рождаются как сновидения, как сама жизнь: спонтанно. Рождаются практически готовыми. Достаточно распознать «трудности рождения», «облегчить роды», а не конструировать невесть что неизвестно из чего. Драма в принципе - искусство иррационального, зеркало жизни. Драма, силящаяся быть точней, сильней, «рациональней» самой жизни, - нечто дохлое. Лично меня впечатляет, как Гоноровский и его ученики игнорируют «дохлятину», портящую кино, - как работают с жизнью, а не представлениями о ней.
Эдгар Бартенев режиссер, сценарист, Мастер - мастерская документального и игрового кино Э.Бартенева в Санкт-Петербургской Школе Нового Кино.