Flow Festival :: day three

Aug 30, 2011 18:50

Снова финны, снова в "Nokia Blue Tent", это уже похоже на дежавю. Astro Can Caravan - абсолютно необходимая каждому фестивалю компания джаз-фриков. Странно выглядящие люди (не то хиппи, не то хипстеры) на странных инструментах (среди которых преобладают духовые) играют странную музыку.






Это одновременно похоже на Can, Gong и Weather Report - психоделический джемовый джаз-рок. Слушать такое в записи, порой, тяжеловато, а вот живьем абсолютно завораживает. Народу в зале совсем мало (после вчерашних зажигов все, кажется, еще не проснулись), но кучка зрителей полностью вовлечена в действо, пританцовывают и машут руками как шаманы. В первых рядах отчаянно рубится худощавый фрик - вот тоже неизменный фестивальный атрибут, сразу вспоминается обдолбанный юноша на московском концерте Tamaryn.





Рискуя заполучить передоз джаза, отправляемся на главную арену слушать Jukka Eskola Quintet with Strings. Финны в костюмчиках играют традиционный свинговый джаз с солирующими трубой и флейтой. В записи я тоже, пожалуй, не стал бы такое слушать - чересчур консервативно, а летом под солнышком - самое то. Под такое в голову закрадывается крамольная мысль, а не сходить ли в Москве на "Джаз в саду Эрмитаж". Квинтет на поверку оказывается секстетом (барабанщику помогает чёрный перкуссионист), а на сцене еще и струнная секция в составе шести девушек. Слышно их, правда, неидеально, шумные духовые всё забивают, но дюжина людей, играющих одновременно, это всё равно очень эффектно.





Народ вокруг позитивный и расслабленный - нет ничего приятнее хорошего фестиваля в первой половине дня. Давки нет, публика вальяжно ходит от арены к арене не столько слушает кого-то предметно, сколько просто впитывает атмосферу. Больше всего народу, конечно, на открытых сценах - солнце финны ценят, а погода сегодня просто идеальная. Кого мы видим в первых рядах? Всё того же фрика, на этот раз уже обнажившего торс и успевшего закадрить какую-то дамочку, на вид такую же неадекватную.



Мы решаем действовать так же и, не дослушав Юкку Эскола, отправляемся в "Black Tent" смотреть на Aloe Blacc, который устроил тут филиал своих лос-анджелесских вечеринок "The Do-over". Там происходит ортодоксальное хип-хоп шоу - диджей с вертушками заводит разнообразную олд-скул веселуху, Алоэ Блакк, как всегда в шапочке, лихо эмсит поверх, то и дело переходя на пение. Получается не столько концерт, сколько интерактив с публикой - тут похлопайте, тут потопайте, тут хором что-нибудь скажите. Народ радуется, да и ажиотаж наблюдается приличный, несмотря на ранний час.



В уютном баре с шампанским играет дуэт Lepisto & Lehti, финны с контрабасом и аккордеоном. Тут ситуация обратная с утренними джазменами, в записи было интересно, а живьем в одно ухо влетает, в другое вылетает. Проблема отчасти в том, что в помещении попросту мало звука, вчерашнее трио с саксом и ударными отлично прокачивало зал, а эти все же слишком камерные. Их музыка требует того, чтобы в неё вслушивались, а фоном звучит ничуть не лучше, чем диск, запущенный чтобы приглушать разговоры в кафе. Качество испанского вина от этого, впрочем, ничуть не страдает.





За кофе и сладостями направляемся в "Гротеск" (очередной филиал модного хельсинского ресторана). Внутри установлен телевизор, на котором крутятся фотографии артистов, снабженные количеством фейсбучных "лайков". Это соревнуются участники Open Source Stage - своего рода конкурса местной самодеятельности. Сюда перед фестивалем заявилось десятка два музыкантов и диджеев-любителей, которые разыгрывают меж собой какой-то приз. Мерило крутизны - то самое количество лайков. Сейчас тут веселит публику ди-джей по имени Миша Кассета (Michael Cassette), играющий с ноутбука какой-то до жути прямолинейный евробит. Народ рад - набился полный шатёр, пляшут, орут в брейкдаунах, в общем делают всё, чтобы Кассета почувствовал себя маленьким Тиесто.





К 17.45 идём слушать группу Rubik. Финны с армянским именем здесь котируются как звезды - смотреть на них сбежался, кажется, весь фестиваль, давка не меньше, чем на Warpaint. К тому, что представления о моде у финских рок-музыкантов не менялись со времен "Аббы" и "Европы" уже пора привыкать. У Rubik в наличии пуделеобразный гитарист в шляпе и бородато-волосатый мордастый вокалист. Играют при этом здорово - мягкие, довольно изысканные аранжировки с клавишами, англоязычный вокал, похоже это не то на Hot Chip, не то на максимально бодрые сольные вещи Jonsi. Играют парни почти час, но народ не расходится, пляшет и подпевает. Забегая вперед, скажу, что по степени ажиотажа эту группу уделал разве что Канье Уэст.



На главной, тем временем, близится к финалу лайв ямайских патриархов Sly & Robbie. Концерт регги группы - опять же обязательная вещь для каждого летнего фестиваля. Давки нет, но растаманов среди финнов хватает. Перед сценой висит предупреждающий значок "No Croudsurfing!", но это тоже скорее подготовка к Канье - пока на сцене играют эти расслабленные стариканы, народ скорее уляжется на асфальт и будет танцевать лёжа.



Поужинав тефтелями с картошкой и брусничным соусом "как в IKEA", отправляемся занимать места на Mogwai. В семь вечера, особенно после того что творилось на Rubik, есть все основания опасаться давки. Но сегодня нам везет - то ли все пошли слушать Twin Shadow, то ли отправились есть, но зал полон едва ли наполовину. Дело здесь, видимо, еще и в том, что у Mogwai несколько месяцев назад был в Хельсинки сольник, и все желающие успели посмотреть их там.



Шотландцы начинают неторопливо, будто бы продолжая саундчек, не шумя сверх меры и не выкручивая громкость. В "White Noise" клавиши слышнее, чем гитары, а после "I Know You Are But What Am I?" вообще создается ощущение, что вместо стены дисторшена нас сегодня ждёт что-то полуакустическое. "Эээ… Здрасте. Мы Могвай" - вот он, пост-роковый конферанс. Странно, что вообще что-то сказали - эти парни играют так, будто никаких зрителей перед ними и нет вовсе. Драматургия концерта целиком держится на музыке - никакого шоуменства, никаких нарядов. Лысые, не очень молодые дядьки играют на гитарах. Мой любимый формат шоу.



Мало-помалу драйва прибавляется, да и зрители успели поймать вайб этих неторопливых печальных пьес. "I'm Jim Morrison, I'm Dead" звучит мощно и величественно, а под "Rano Pano" я уже начинаю рубиться как под старый и знакомый рок-хит. Пик наступает, когда Mogwai наконец доходят до блокбастеров - первые же звуки пульсирующего электронного стука приводят меня в дикий восторг. Именно "Mexican Grand Prix" я ждал здесь больше всего. Играют её шотландцы несколько расхлябанно и чуть менее электронно (даже вокал идёт "чистяком", без вокодера), но энергетики это только прибавляет. Дальше - уже общепризнанный боевик "Haunted by a Freak", уже с вокодером. Ну и наконец - долгожданная стена шума, "Mogwai Fear Satan". Это уже чистое священнодействие. В тихом моменте многие, в том числе и я, подходят поближе к сцене, и следующий взрыв шума бьёт в нас фугасом. Это дико, запредельно круто. "Эй, следующая остановка - Battles, и если кто-то из вас вместо этого пойдет смотреть Канье Уэста, он будет законченным придурком!". Контрольный выстрел в голову - "Batcat" и, хоть я и жду "The Sun Smells Too Loud", эффект получается ошеломляющий.



Заглядываем в черный шатёр посмотреть на Jamie Woon. Там толпа народу, а Джейми исполняет старенький хит "Would I Lie To You" авторства Charles & Eddie. Дальше -парочка собственных хитов, вроде бы весело-зажигательно, но не торкает категорически. Если в записи у Вуна можно было найти кое-какие аранжировочные изыски, то живьем - самый обычный R&B, а это я не ем.

Куда более интересные события происходят в Cirko, "Химические друзья" Kemialliset Ystavat, питомцы лейбла Fonal играют непривычно бодрую и кое-где даже ритмичную фолктронику. Несколько человек колдует над пультами, луп-станциями, тон-генераторами, какими-то непонятными акустическими инструментами и чёрт знает чем еще. Напоминает это даже не Фонал (где слишком любят надрывный психофолк), а другой отличный индитронический лейбл Tomlab середины нулевых, то есть периода расцвета и самого Томлаба, и индитроники как таковой. Зрелище впечатляющее, да и народу в зале полно, несмотря на конкуренцию со стороны других площадок. До чего ж в Финляндии сильны традиции экспериментальной музыки. Жалко что мы не застали начало, три песни Джейми Вуна того явно не стоили.



Пресс-служба фестиваля еще утром оповестила, что сет Канье Уэста удлиняется, поэтому начнется на 15 минут раньше. Но мы же не законченные придурки, правда? Поэтому идём слушать Battles. Мне удалось зацепить их живьем на "Сонаре" в 2005-м, еще до их шумного взлёта и подписания на Warp Records. С тех пор они выпустили бешено крутой диск "Mirrored", а потом расстались с Тиондаем Брэкстоном и записали не самый убедительный альбом "Gloss Drop". Короче говоря, чего ждать - неясно.

Но все сомнения развеиваются в первые две-три минуты. Battles, хоть и остались втроём и сделали лёгкий крен в сторону поп-музыки, живьем стали еще мощнее, убедительнее и сложнее по форме (хотя казалось бы, куда уж дальше). Основную часть шоу делает Йен Уильямс, который мало того, что усат и наряжен, так еще и играет одновременно на двух синтезаторах, стоящих от него по разные стороны, время от времени хватаясь за висящую на нем гитару.

Подавляющее большинство треков родом с альбома "Gloss Drop", но концертные аранжировки их сильно украшают. Вокалы идут в записи - трюк этот уже стал повсеместным, однако выглядит всегда сомнительно. Каждый раз возникает вопрос - ну что стоит обзавестись сессионным певцом или певицей? Но в случае с Battles обманка вполне прокатывает - голос, там где он есть, убран на задний план, а главным в треке всегда остаётся то, что парни выделывают на наших глазах. Так что когда на экране появляются физиономии Кацу Макино или Гари Ньюмена, смотрится это скорее как спецэффект, чем как удаленное явление публике отсутствующего вокалиста.

Battles по-прежнему играют мат-рок - кривой, шумный, полный смен ритмов и настроений, но в целом, как это ни странно, веселый и какой-то ехидный. Сочетание, на самом деле, очень крутое - как-то свежо и эффектно. И всё же, как бы не преобразились в живом исполнении новые треки, кульминацией концерта становятся "Tonto" с разгонами и замедлениями, и, конечно же "Atlas". Связка из Mogwai и Battles - определенно лучшее, чем порадовал Flow 2011.

Дальше нас уже не ждёт ничего выдающегося, так что можно еще пару часов побыть "отдыхающими", которые без особенной цели слоняются от арены к арене. Перенесенный на более раннее время Kanye West, как оказывается, задержался на 45 минут и начал совсем недавно. Причина задержки, как говорят, крылась в том, что ветер расшатал опорные конструкции сцены, и их пришлось укреплять прямо перед концертом.

Сцену поправили, Канье играет. Народу тьма, при этом впервые на фестивале появилась полиция. Ощущения крайне странные - как и в случае, скажем, с The XX, абсолютно непонятен ажиотаж. Почему при таком изобилии хип-хоп артистов все лавры вдруг достались Канье - идей нет. Ходит туда-сюда в своих дурацких очках, поёт через автотюн, кто-то там на клавишах ему подыгрывает. Аранжировки какие-то вроде есть. То есть не сказать, чтобы это было как-то особенно плохо, куда лучше чем MF Doom - у того ни клавиш, ни аранжировок, ни даже очков. Но тот же самый Aloe Blacc был интереснее, веселее и живее. Не понять этот шоу-бизнес, короче.

В "Black Tent" всё куда интереснее - там уже третий час фигачит "конно-мясная дискотека", диджейская компания Horse Meat Disco. Играют нетленные диско-хиты - Lipps Inc, Мадонну, Devine и Патрика Коули. Идеальный саундтрек к последней вечеринке фестиваля. Народу примерно ползала и он сплошь приятный - все гопники на Канье.



Чемпионы по треш-угару обитают на "Back Yard" - там с пяти часов дня гремит выездная сессия вечеринок "We Love Helsinki". Толпа пляшет под какой-то местный хит, который при ближайшем рассмотрении оказывается кавером на "Automatic Lover" Ди Ди Джексон! Эстрадная аранжировка, тётка с поставленным голосом а-ля София Ротару, ни дать ни взять - "Песня 80". При этом финский язык (видимо за счет своей чужеродности) на слух напоминает японский. Кажется, все эти пять с лишним часов тут играют исключительно финские эстрадные каверы. Получается просто невероятная дичь. Надо ли говорить, что на заднем дворе полный аншлаг?

Следующая остановка - конечная. В "Nokia Blue Tent" играет James Blake, смотреть на которого стоит разве что из профессионального любопытства. Народу почти нет (Канье всё еще поёт, да и финская треш-дискотека - конкурент серьезный), лайв при этом довольно интересный. В отличие от коллеги-нытика How To Dress Well, лайв Блейка заключается не только в пении - с ним есть человек с MPC, выстукивающий бит, есть клавишник, в общем из этого мог бы получиться отличный электронный концерт, если бы только Блейк не пел. А слушать его нытьё просто невыносимо, отвращение прямо на уровне физиологии.

Пора домой, сегодня здесь было очень много крутой музыки, и портить впечатление от "Химических друзей", Могвая, Бэттлс и конно-мясной дискотеки уже не стоит. За территорией фестиваля наблюдается умильная картина - зрители, не попавшие внутрь, проделали дырки в заборе и слушают последние треки Канье. А нас провожает прощальный подарок от дискотеки "We Love Helsinki" - финский кавер на бониэмовский "Распутин". Достойный финал.

review, photo, flow, live, music

Previous post Next post
Up