Дмитрий Шушарин
SOS-лагерь Украина переживает
фактический государственный переворот, а Белоруссия - обострение отношений с Россией. В самой России воскресному
антибелорусскому выступлению президента(?) Медведева уделяется куда меньше внимания, нежели судьбе Юрия Лужкова. А Западной Европе сейчас не до Восточной. Там сейчас свои беспокойства. Но это европейцам еще аукнется. И вот почему.
Тандемократическая Россия поругалась со всеми, включая Лукашенко. Российская правящая элита возлагала большие надежды на Януковича, но какие, похоже, она сама не знала. В идеале она видит отношения с Украиной, Белоруссией, Грузией, другими ближними соседями если не такими, как прежде в составе СССР, то хотя бы такими, какие были у Советского Союза со странами Варшавского договора.
Ориентированные на западные ценности и нормы политики во главе соседних стран для тандемократов неприемлемы. То ли дело Лукашенко, построивший идеологию своего режима на основе особой белорусской идентичности - не европейской, как у оппозиции, а русофильской. У Януковича вообще никакой идеологии. У него и его партии пацанские представления о государстве и полное отсутствие представлений о национальном развитии и государственных интересах.
Но именно от Лукашенко получен полный отлуп, и такой же будет от Януковича. И причина очень проста. Общественно-политическим устройством стран Варшавского договора был танковый социализм. Единственным источником, резервом и гарантом коммунистических режимов в этих странах был Советский Союз и его военное присутствие. Даже ловкий шельмец Чаушеску, все норовивший проявлять самостоятельность, не удержался, когда стало ясно, что Москва не намерена вмешиваться в дела стран-сателлитов.
В Кремле не понимают, что для политиков в бывших советских республиках, даже если они ориентировались на Москву и пользовались ее поддержкой, отношения с Россией не столь критичны, как отношения с собственным населением. Источник их власти внутри страны, как это было к 1945 году у маршала Тито и к 1949-му у председателя Мао. Но один сразу поссорился со Сталиным, а другой еще долго водил Советский Союз за нос и пользовался его помощью.
Подобно тому, как проблемы бывших стран Варшавского договора и посттитовской Югославии решали европейцы и американцы без особо активного участия России, так и неизбежным последствием авторитарных режимов на Украине и в Белоруссии будут просьбы о помощи, обращенные к Западной Европе и США, а вовсе не к России. Потому что только Россия национального суверенитета не гарантирует.
Причем обратиться за помощью могут нынешние правители, которые не собирались и не собираются делиться властью с Москвой. Предложить России в обмен на это нечего.
И это обращение опять станет полной неожиданностью для Запада.