(no subject)

May 17, 2010 13:04

Таскать каштаны из огня модернизации

Минэкономразвития опубликовало на своем сайте проект поправок в закон о размещении госзаказа, регулирующих приобретение технически сложной, инновационной и уникальной продукции. Суть этого законопроекта заключается в том, чтобы вывести тендеры на инновационные товары и услуги из-под действия закона о госзакупках. Все вроде бы хорошо и правильно. Недаром Президент Д.А.Медведев неоднократно говорил о необходимости простимулировать спрос на инновации через госзаказ. Смущает другое.

В тексте документа нет ни слова о том, какие товары и услуги следует считать инновационным. Что, впрочем, совершенно неудивительно: несмотря на то, что развитие инновационной экономики объявлено в нашей стране едва ли не «национальной идеей», никаких критериев «инновационности» нигде не прописано, а сами чиновники, которым процесс перевода страны на инновационные рельсы предстоит контролировать, имеют весьма смутное представление о том, что же это такое.

Вообще, говорить об «инновациях» в последнее время стало неприлично модно. Однако вместо реальных сдвигов мы получили некий бренд по типу «Перестройки», из которого, как и из любого бренда, можно извлекать прибыль. Причем, прибыль тем больше, чем выше значимость и масштабность бренда. Думаю, о масштабах и сферах применения бренда «инновации» можно ничего не говорить - всем, кто хоть мало-мальски следит и участвует в жизни страны, об этом прекрасно известно. При этом озаботиться определением понятия никто не собирается («а зачем?»). Ведь, когда все знают, о чем речь, дурить людям головы и зарабатывать на этом деньги будет значительно труднее. Но вернемся к госзакупкам.

Итак, постановление по каждой закупке будет готовить Правительство, которому предстоит согласиться или не согласиться с госзаказчиком о том, является ли конкретная продукция инновационной. В правительственном постановлении можно прописать любые критерии и даже разрешить заказчику, не объявляя отбора, приобрести товар у единственного поставщика. Напомню, что закон о госзакупках, десять раз писанный-переписанный, который, видимо уж больно отягощал жизнь некоторым госслужащим, фактически был нацелен на преодоление субъективизма чиновника-покупателя, создавал некоторые универсальные механизмы, прописывал критерии. Признание закупки инновационной развяжет чиновнику руки. Это было бы даже хорошо, ведь инновационное развитие требует нестандартных решений и инициативности. Если бы не одно «НО»: мы живем в России, в стране, где коррупция это не проблема, а образ жизни. Именно на борьбу с ней был во многом и нацелен Федеральный Закон.

Итак, «инновационным продуктом считается товар, который выпускается не более трех лет и сильно отличается по сравнительным характеристикам от уже существующего». Это официальная терминология ОЭСР, которую успешно применяют во всем цивилизованном развитом мире, частью которого наша страна уже не первый год стремится стать. Как говорится, ясно, что ничего не ясно. То есть, под данную терминологию при желании можно подвести все, что угодно: разработка «продвинутых» ведомственных сайтов за миллионы рублей, зарплата в сотни тысяч рублей системным администраторам, обслуживающим новейшее программное обеспечение, ремонт помещений с применением «технологий будущего», навороченные иномарки… а там и золотые унитазы и прочие нетривиальные «чудеса техники».

Дальше будет больше. Похоже, чиновники только входят во вкус, только начинают понимать, какие прибыли сулит им безоговорочная поддержка инновационных инициатив Президента. Кто будет определять инновационность госзакупок, кто будет определять инновационность предприятий и от каких налогов их в связи с этим можно освободить? Боюсь, что определять все это будут все те же люди, которые всю жизнь своей работой поддерживали губительную паразитическую коррупционную систему, которые для сохранения и приумножения своих прибылей легко переквалифицируются в борцов с «откатами», в «инновационщиков», в кого угодно, как эти же люди и им подобные 20 лет назад переквалифицировались из коммунистов в демократы. И сегодня главным врагом модернизации являются излишне ярые модернизаторы, которые привыкли спекулировать и паразитировать. Инновационность нужно не только продвигать, но и защищать от желающих «нагреть руки». А то ведь, как говорил еще будучи президентом В.В.Путин, никто не хочет таскать каштаны из огня…

www.lentacom.ru
Previous post Next post
Up