В продолжение темы
курьерских перевозок...
![](http://pics.livejournal.com/org_development/pic/0003edkd)
Многоуважаемый
gofo_kun подбросил тему - а как бы выглядела бизнес-модель курьера с качественным сервисом. Честно - не очень интересная для меня тема. Поэтому я посмотрел на нее чисто теоретически, понял, что головняк - и решил не впутываться.
А сейчас читаю
"Обнаженный бизнес" Ричарда Брэнсона, и как обычно - в мыслях улетаю куда-то в заоблачные дали. И вспоминаются примеры лоу-кост авиакомпаний. Одна такая есть и в Украине - венгерский
Wizzair. Другие вы знаете по литературе, кейсам бизнес-школ, интернету, своему опыту путешественника:
Southwest Airlines,
Jetstar и
другие. В чем уникальность этих компаний? Как они могут оказывать услуги, столь разительно отличающиеся по цене от авиакомпаний с традиционной бизнес-моделью? Первый ответ, приходящий на ум - они на всем экономят! А на всем ли? Задумайтесь - всякая ли экономия обоснована бизнес-потребностями?
Да, их самолеты проводят максимум времени в небе (потому что только летящий самолет зарабатывает деньги). Да, они минимизировали перечень услуг, включаемых в стоимость билета. Да, они летают преимущественно в провинциальные аэропорты. Экономия налицо? Но за счет чего все это достигается?
1. Новейшие самолеты, как правило одной модели. Зачем? Чтобы унифицировать обслуживание и снизить затраты на ремонт! Экономия? Да, но точно не на цене покупки (или лизинга) самолета. Самолеты у них самые что ни на есть новейшие!
2. Скорость подготовки самолета в рейсу в некоторых случаях приближается к 30 минутам! За счет чего? Унифицированных бизнес-процессов, обученного и высококвалифицированного персонала! Это дешево стоит? Как бы не так! Чтобы экономить на времени простоя самолета и аэропортовых сборах, они инвестировали в процессы, подбор и обучение персонала!
Таких примеров можно найти море. Было бы интересно услышать ваши наблюдения по данному поводу!
А теперь попробуем понять, что "не так" делают
описанные мною курьерские службы?
Они экономят, но как? Необдуманно, по принципу - дайте всего, но всего подешевле. Нет понимания, на чем стоит экономить, а на чем не стоит. Бизнес-модель - стандартная, только на порядок хуже. Т.е. мы как DHL, только находимся "у черта на рогах", работаем через пень-колоду, стандартов сервиса у нас нет, наш персонал неквалифицированн, наш имидж не интересует никого включая нас самих, но - зато мы дешевы!
К чему приведет такая модель? Успешна ли она в долгосрочной перспективе? Думаю, что ответ очевиден. Их
бизнес может приносить намного больше денег, если... если сесть и подумать. О том, на чем они теряют, на чем не зарабатывают, и сколько чего нужно, чтобы начать зарабатывать. Уверен, что можно с относительно невысокими инвестициями
увеличить доходы просто в разы - но для этого нужно (а) понимать,
что такое бизнес-модель, (б) понимать, что такое низко-затратная бизнес-модель, и (в) стремиться к совершенству.
Однажды очень уважаемая мною
Анна Власова сказала, что низкозатратная авиакомпания - это не дешевая компания. Их способы обеспечения низких затрат не имеют ничего общего с дешевизной. Они очень дороги, начиная от уникальных бизнес-моделей, и заканчивая основными фондами, персоналом и инвестициями во все это.
Хорошо бы это услышали собственники и менеджеры курьерских служб, как грибы после дождя появившиеся в последние годы.