30 лет беспредела

Jan 20, 2015 02:52


Неделю назад, 13 января, Human Rights Watch опубликовали доклад «30 лет Хун Сена. Насилие, репрессии и коррупция в Камбодже». 14 января 1985 г. Хун Сен занял кабинет премьера и с тех пор удерживает власть в разных формах, хотя формально режимы и политическая система поменялись несколько раз.



Сегодня Хун Сен - 6-й по продолжительности нахождения у власти руководитель государства, сразу за Робертом Мугабе (Зимбабве) и перед Йовери Мусевени (Уганда), отмечает «Дойче Велле». Исследование фонда «Азия» показало, что, несмотря на экономический рост, наибольшее количество граждан с 2004 года считают, что страна идёт в неправильном направлении: с коррупцией, сведением лесов и экономическими проблемами.

Фил Робертсон (Phil Robertson), заместитель директора HRW по Азии, дал интервью «Дойче Велле». Фрагменты:

- 30 лет правления Хун Сена отмечены тоталитарным уклоном, который поддерживается серьезными нарушениями прав человека, абсолютным контролем власти, систематическим преследованием оппонентов, которые осмелились ему противоречить. Кадры правящей Камбоджийской народной партии смотрят в сторону Хун Сена как на свой магнит, человека, который гарантирует им богатство и власть через захваты земли, сладкие государственные контракты; и смотрят в другую сторону, когда государственные элиты жестоко обращаются с сообществами, отстаивающими свои права.

Что особенно важно - низвержение юридической независимости Камбоджи, которая привела к его полному контролю над судами и в существенной степени сформировала безнаказанность правонарушений, которыми наслаждаются он его близкие друзья, зачастую - связанные друг с другом члены правящей КНП или сил безопасности. Его махинации вокруг каждых 5-летних выборов в Камбодже вызывают особое беспокойство, включая последний избирательный цикл, который показал, как запугивание оппонентов, совмещенное с фабрикацией голосов, эффективно комбинировалось с манипуляцией избирательным механизмом, чтобы фальсифицировать результаты.

- В июле предыдущего года камбоджийская оппозиция согласилась прекратить парламентский бойкот после переговоров с премьер-министром, что положило конец годовому (политическому) тупику и облегчило политическое напряжение, создавшееся в результате спорных выборов 2013 года. Не говорит ли это о воле Хун Сена к поиску компромисса?

- Этому так называемому «компромиссу» предшествовали аресты многих видных деятелей оппозиционной Камбоджийской партии национального спасения (КПНС) по сфабрикованным обвинениям, связанным с попытками оппозиции провести общественную ассамблею в Парке свободы после недель систематических отказов в праве на свободу собраний.

Подстрекательство к насилию силами безопасности подтолкнуло к возмездию мирных до того оппозиционных демонстрантов, которые решили, что с них достаточно государственных провокаций. Такая [их] реакция не была корректной или правильной, но она была использована не против тех, кто совершал насилие. Скорее, лидеры оппозиции были арестованы - как часть усилий КНП получить рычаги влияния на них в переговорах для формирования парламента.

[В ситуациях] с Хун Сеном всегда есть негативный контекст, который нужно рассматривать - и часто есть действия, связанные с насилием и устрашением, которые возникают до того, как будет заключена политическая сделка.

- Хун Сену также приписывают превращение страны в одну из самых быстро растущих экономик в регионе. Как Вы смотрите на это?

- Экономика Камбоджи до сих пор - это пони, который может исполнять один трюк: экспорт одежды, он составляет основную часть экономического роста. Без систематической коррупции и захватов земель [силами] КНП и их друзей экономика Камбоджи была бы сильнее, а сельские жители не должны были бы посылать своих дочерей работать на текстильное производство, чтобы выжить.

(Далее Робертсона спрашивают о необходимых реформах, - он говорит о приоритетной реформе Национального избирательного комитета и других выборных механизмов, - обращается к «международному сообществу» и т.д.).

Доклад HRW охватывает всю биографию Хун Сена - с детства до недавних достижений в виде грандиозного постановочного суда над лидерами красных кхмеров. Наибольший интерес для этого дневника, конечно, представляет раздел о нахождении самого Хун Сена в рядах красных кхмеров. Известно, что он принимал участие в истреблении чамов-мусульман. Правозащитники выяснили конкретные обстоятельства одной из атак и свели воедино свидетельства очевидцев событий. Конспективный перевод фрагмента этой части:

* * *
Подавление беспорядков чамов красными кхмерами, сентябрь - октябрь 1975 г.

После 17 апреля 1975 г., во время своего нахождения в госпитале, Хун Сен был назначен начальником штаба автономного специального полка в Восточной зоне, одного из трёх в разных частях зоны. Как и в остальной политике «Коммунистической партии Кампучии», в этой структуре секретарь сектора партии имел власть над всеми военными сектора. Созданный из полка сектора 21 в военное время, он состоял из батальонов 55, 59 и 75. Хун Сен был одновременно заместителем командира, так что он занимал должности, которые давали ему власть над всеми 2000 солдатами полка. К маю 1975 г. Хун Сен поправился достаточно для того, чтобы проводить собрания, и вскоре после того присоединился к своему полку, который был развернут до границы с Вьетнамом в округе Ме Мут сектора 21.

В последующие месяцы сообщества чамов-мусульман начали противостоять новому порядку. Беспорядки росли в округе Крауч Чхмар (Чхма) (Krauch Chhmar) сектора 21, особенно на острове Кох Пхал (Koh Phal) (прямо на юг через Меконг от коммуны Пеам (Пем) Кох Сна (Peam Koh Sna)) и далее вниз по реке в коммуне Свай Кхлеанг (Svay Khleang) вдоль по южному берегу Меконга. Подавление восстаний (силами) КПКм в сентябре-октябре 1975 н. в деревнях Кох Пхал и Свай Кхлеанг положило конец наиболее серьёзным из этих беспорядков. Уже в 1996 г. история КПКм сообщала, что силы сектора 21 были вовлечены в подавление «беспорядков». Однако Хун Сен многократно отрицал, что какие-либо силы его полка были задействованы в этом. Он говорит, что однажды в Ме Мут он начал сопротивляться приказам, и первым примером был его отказ в сентябре 1975 г. послать войска для убийства чамов. Он говорит, что сказал своему начальству, будто 60-70% его военных больны малярией и поэтому не подходят для задачи. Беспорядки, по его словам, были подавлены силами самого округа Крауч Чхмар.

Другие свидетельства противоречат версии Хун Сена, показывая, что хотя силы округа Крауч Чхмар могли действовать самостоятельно в деревне Кох Пхал, батальон 55 полка сектора 21 был напрямую задействован в последующих атаках на Свай Кхлеанг. Согласно одному свидетельству бывшего бойца полка сектора 21, после того, как беспорядки вспыхнули и уже распространились на Свай Кхлеанг, батальон 55 был направлен от границы для подавления. Это согласуется со свидетельством жителя Крауч Чхмар, который наблюдал войска сектора 21, движущиеся на бой. Свидетель говорит, что подразделения, которые подавляли беспорядки чамов в 1975 году, были военными силами округа Крауч Чхмар, базирующимися в самом округе на Меконге, и батальоном 55, который пришёл в округ на юг с каучуковых плантаций, - он прибыл издалека и позже, чем силы округа. Это согласуется и со свидетельством жителя Свай Кхлеанг: после того, как войска округа Крауч Чхмар появились с запада, прибыли сотни других солдат в разной форме, несущие тяжелое оружие. Четвертый источник, который также жил в деревне Свай Кхлеанг во время атаки, заявил, что было четыре атакующих подразделения, включая силы округа, которые укрепились как блокирующая сила к западу от Свай Кхлеанг, и силы, принадлежащие к полку сектора 21 от границы, которые наносили удары с востока, юга и с лодок на Меконге. Этот источник уточнил, что атакующие наносили удары по деревне 60- и 80-мм миномётными снарядами, а также огнём по жителям из автоматов и РПГ, убив сотни человек. Он также сказал, что войска сектора пришли в Крауч Чхмар (или на юг деревни) через каучуковые плантации.

Эти акты насилия красных кхмеров инкриминируются лидерам времен КПКм как преступления проив человечности в обвинении следственных судей Чрезвычайных палат - как преследование конкретных этнических или религиозных групп, включая чамов, для уничтожения их идентичности.

Хун Сен утверждает, что его несогласие с определенными политическими линиями и практикой КПКм возрастало в 1976-м и особенно в первой половине 1977-го, в результате чего он решил покинуть Камбоджу и уйти во Вьетнам. Он пересёк границу 20 июня 1977 г., хотя точные обстоятельства являются спорными.

В ответ на атаки красных кхмеров вьетнамская армия вторглась в Камбоджу 25 декабря 1978 г. Она достигла Пном Пеня 7 января 1979 г., а затем преследовала красных кхмеров до тайской границы.

* * *

АСЕАН, Хун Сен, реванш, khmer rouge, красные кхмеры, cambodia, Юго-Восточная Азия, Камбоджа, международная политика

Previous post Next post
Up