В связи с совершенно неожиданным интересом с двух сторон к документам из «Артека» 1963 года ниже приводится их полный скан. Из этого небольшого набора можно извлечь очень много информации: о том, как был устроен отдых советских детей в «Артеке», о том, как туда попадали пионеры, а также об огромной роли пропаганды и индоктринации, которая буквально пронизывает здесь каждый день и каждую сторону жизни.
Между нами и этими документами дистанция всего полвека, но сейчас они воспринимаются необычно. Прежде всего, вся жизнь в СССР тех лет, даже пионеров, была предельно формализована. Каждый элемент должен был описываться, закрепляться в каком-то документе, результаты этого шага фиксировались другим документом, который выдавался пионеру; и даже внутри пионерии были некие «ступени» со своими «требованиями» (см. ниже скан стр. 21; в пионерии 1980-х гг. уже не пришлось иметь дело ни с одной ступенью или с её требованиями, что это такое - могут пояснить, наверное, только люди других поколений).
Всё начиналось с направления. Кто поедет в «Артек», решал совет пионерской дружины.
Видимо, по прибытии всем вручалась личная книжка пионера-артековца. В ней отмечалось участие во всех мероприятиях и выставлялись оценки.
Программа этих мероприятий была не произвольно придумана педагогами: это - реализация принципов пионерии. Каждое занятие направлено на отработку какого-то «завета», причём заметную часть занимает милитаризация: «военизированные игры», «военизированная эстафета». Лучшим выдавались грамоты артековцев, судя по всему, трёх степеней.
По окончании - награждение лучших артековцев значками с удостоверением, по форме - как у настоящего ордена.
Самого значка и грамоты не обнаружилось.
Нашлись только общие артековские значки примерно конца 1980-х годов.
Напоследок - фотография «Артека», выданная на память об этой поездке 1963 года.