Вестник горбатого суда. Операция по спасению убийцы

Mar 10, 2017 00:44




Такого мировая юриспруденция, кажется, ещё не видела: обвиняемая по делу 004/01 Им Чаем (Im Chaem) при не опровергнутых и даже не рассмотренных доказательствах вдруг перестала быть обвиняемой без суда.

6 декабря 2016 г. аппарат (офис) прокуроров выпустил заявление, в котором излагалось расхождение двух обвинителей - национального и международного. Национальный прокурор (как и следовало ожидать) утверждал, что Им Чаем не является «верховным лидером» режима «Демократической Кампучии» и не может считаться лицом, «наиболее ответственным» за преступления режима. Следовательно, её дело не находится в юрисдикции Чрезвычайных палат. Международный прокурор утверждал, что, хотя она и не является «верховным лидером», она тем не менее входит в число «наиболее ответственных» лиц.

https://eccc.gov.kh/en/document/public-affair/statement-office-co-prosecutors-case-00401

22 февраля 2017 г. офис следственных судей выпустил пресс-релиз, в котором дело против Им Чаем было объявлено отклонённым. Следственные судьи повторили формулу национального прокурора. В пресс-релизе они напоминали, что у суда есть бюджетные и «логистические» ограничения, а для изготовления документа на английском и кхмерском языках нужно время, поэтому резолютивная (в тексте: «диспозитивная») часть выпущена таким образом сейчас, а за ней последует «отдельный документ с полными основаниями». Отклонение дела означает также, что все иски гражданских сторон (потерпевших) должны быть отклонены.

https://eccc.gov.kh/sites/default/files/media/Press%20Release%20by%20the%20Office%20of%20the%20Co-Investigating%20Judges%2022%20Februay%202017%20English.pdf

На момент публикации этой заметки (2017.03.09) никакого «отдельного документа» на сайте суда не было.

Таким образом, если говорить точно: Им Чаем, обвиняемая в наборе тягчайших преступлений, освобождена от ответственности на основе пресс-релиза в 1 страницу.




В декабрьской бумаге позиция национального прокурора занимает меньше 1 страницы.
Позиция международного прокурора изложена подробно - на 3 страницах - и содержит доводы, которые, казалось бы, невозможно игнорировать. Полное представление международного прокурора состоит из 136 страниц с 2351 ссылкой на доказательства, собранные следственными судьями. Доказательства по делу Им Чаем включают примерно 1450 письменных материалов интервью, а также отдельные документы партии КПКм и верхушки ДК, списки заключенных «лагеря смерти» S-21, материалы Документационного центра Камбоджи, материалы дел 001, 002/01, 002/02, фотографии, карты, научные работы и статьи.

Было подано 287 заявлений потерпевших, в которых описывались преступления на территориях, которые контролировала Им Чаем. Так, например, обвинение установило, что около 40 000 человек умерли в крупнейшем лагере («центре безопасности») в округе Пхном Трайо(у)нг, который находился под её контролем. Некоторых казнили по ночам, другие умирали от истощения и т.п.

Вся работа следствия и иски потерпевших перечёркнуты одним решением только из-за того, что нынешние чиновники в правительстве Камбоджи и лично Хун Сен заявили, что дел 003 и 004 быть не должно - очевидно, потому, что их собственные имена неизбежно всплывали бы на слушаниях.

«Нью-Йорк Таймс» публикует статью о том, как Им Чаем ведёт «буколическую жизнь» на северо-западе страны, в Алонг Венге - последнем бастионе красных кхмеров (примерно до 1998 г.) на границе с Таиландом. Она выращивает огурцы и делает пожертвования в местную пагоду. Им Чаем заявила журналистам, что в любом случае не собиралась идти в суд. 74-летний одуванчик, который никак не назовёшь божьим, тщательно уходит от всех разговоров. «Мне не нравится то, в чём меня обвиняют. Я не хочу думать об этом. Для этого нет причин. Я не хочу никаких проблем. Я просто хочу жить мирно».
https://www.nytimes.com/2017/02/24/world/asia/cambodia-khmer-rouge-im-chaem.html?_r=0



Анне Гайндель, соавтор «Гибридного правосудия», книги о трибунале, говорит, что отклонение дела трудно понять свете доказательств. «Какой фарс и претензия на правосудие - потратить так много денег, чтобы обвинить только троих - заранее предрешённый результат - заявляя десять лет, что процесс независим и не ограничен политикой», - прокомментировала она в письме в «Нью-Йорк Таймс».

Трибунал уже стоил ООН и международным донорам порядка 300 млн долларов.

Журналисты коротко пересказывают судьбу вырезанной деревни Чакрей (Chakrey), которая находилась на землях под контролем Им Чаем. Согласно Третьему вводному представлению прокуроров, здесь был расположен центр безопасности Пхум Чакрей (Phum Chakrey) и близлежащее место массовых убийств Пхум Тарут(х) (Phum Taruth). Порядка 6000 человек содержались здесь и были убиты. В течение одной недели в конце июня 1978 года «женщины-начальницы из Юго-Западной зоны» забирали по 20-30 человек каждую ночь в тюрьму и казнили их. Кроме того, почти всё население Чакрей, порядка 400 человек, было убито во время чистки по округу Преа Нет Преа (Прей Нет Прей) (Preah Net Preah), которая длилась до конца августа 1978 г. (стр. 21-22).

«В деревне Чакрей мы могли слышать крики из ближнего леса, - говорит один из выживших, которых цитирует Бен Кирнан в книге «Режим Пол Пота». - Одежда жертв распределялась нам на следующий день».

Им Чаем, согласно Третьему представлению (п. 99 и далее), родилась в 1946 году в деревне Кбал О (Kbal O), округ Трам Кок (Tram Kak), провинция Такео. Она присоединилась к движению красных кмхеров в 1970 году по расовым соображжениям. Им Чаем происходила из той же деревни, что и Та Мок (Мясник), секретарь «Юго-Западной зоны» и член Постоянного комитета КПКм, имела долгие постоянные отношения с ним на протяжении всего режима ДК. С 1976 по июнь 1977 г. Им Чаем была секретарём округа Кох Андет (Koh Andet) провинции Такео (часть «сектора 13» в «Юго-Западной зоне»). В июне 1977 г. она была назначена секретарём округа Прей Нет Прей в провинции Бантей Менчей (часть «сектора 5» «Северо-Западной зоны») и занимала эту должность до конца режима. На этот пост её назначил лично Мясник.

Международный прокурор указывает, что Им Чаем играла ключевую роль в совершении преступлений, которые вели к тысячам смертей. Занимая лидерские позиции на уровне округа и сектора в Юго-Западной и Северо-Западной «зонах», она получила контроль над вооружёнными силами и жизнью десятков тысяч граждан. Над уровнем «зоны» был только ЦК - верховный уровень власти. Секретари округов были критическим слоем лидеров КПКм в силу своей позиции, соединяющей кооперативы с верхушкой красных кхмеров. Назначение Та Моком или Пол Потом показывало теснейшую связь с этой верхушкой и доверие, оказанное лидерами.

Им Чаем отвечала за события в округе Кох Андет и секторе 13 как чиновник округа и сектора. Это включает власть над «центром безопасности» Ват Анг Среи Ме(а)ли (Wat Ang Srei Mealy), в которых убивали людей народности кхмер-кром (дельта Меконга).

В середине 1977 года Им Чаем выбрали для руководства зачистками в «Северо-Западной зоне», которая вылилась в волну арестов, заключений и убийств кадров красных кхмеров и их семей. [Прокурор не мог пересказать всё своё Третье представление, но это лишь часть жертв. Попутно казнили всех, включая «новых людей» - переселённых из Пном Пеня, «основных людей»; тех, кого пригнали из Восточной зоны]. С середины 1977 года до конца режима ДК Им Чаем участвовала в преступлениях в округе Прей Нет Прей и секторе 5 в Северо-Западной зоне. Она помогала организовать «центр безопасности» Пхном Трайонг (Phnom Trayoung), один из самых больших во всей «Демократической Кампучии», а также надзирала за тремя другими центрами безопасности. Тысячи человек были казнены в этих и других местах под её контролем. Им Чаем также инициировала сооружение дамбы Спеан Спренг (Spean Spreng) и резервуара Прей Ронеам (Prey Roneam) направляла многих работников на дамбу Трапеанг Т(х)ма (Trapeang Thma). К рабскому труду на этих ирригационных проектах были принуждены тысячи человек.

[ Кстати, соратником Им Чаем был тот самый Та Титх (дедушка Титх), которого щедро вознаградила за прошлые заслуги по истреблению людей и за участок земли посол доброй воли ООН Анжелина Джоли Войт. Эту историю недавно вспомнили в новых деталях:
http://www.scmp.com/magazines/post-magazine/long-reads/article/2077016/how-angelina-jolie-buys-cambodian-jungle-plots ]

Им Чаем участвовала в преступлениях, связанных с «казнями» вьетнамцев и тех, кого считали связанным с Вьетнамом, людей, связанных с режимом Лон Нола и других, которых по разным причинам объявляли врагами партии. На территориях под её контролем совершались принудительные браки, многие из которых являлись изнасилованиями.

Таким образом, утверждает международный прокурор, преступления Им Чаем относятся к преступлениям против человечности: убийство, истребление, порабощение, заключение в тюрьмы, пытки, преследование и другие бесчеловечные акты принудительного брака, изнасилование, принудительные исчезновения и содержание в бесчеловечных условия, а также военные преступления: умышленные убийства, бесчеловечное обращение, умышленное причинение страданий или серьёзных повреждений тела или здоровья, умышленное лишение гражданских права на справедливый и профессиональный суд, незаконное заключение гражданских. Международный прокурор доказывает, что Им Чаем вовлечена в общий преступный сговор с другими лицами КПКм для совершения этих преступлений в «Юго-Западной зоне» и «Северо-Западной зоне».

В 2012 году Им Чаем согласилась на интервью Документационному центру Камбоджи. В нём она заявила, что её призвали наверх «решать проблемы», поскольку у неё был навык организовать рабочих и управлять выращиванием риса. По случайности глава Документационного центра Йоук Чханг (Youk Chhang) работал именно под её началом. В возрасте 14 лет он был вместе со всем населением Пном Пеня выселен из столицы и послан на северо-запад, где был вынужден рыть землю для дамбы. Чханг рассказал, что условия там были жестокими, рабочие жили под страхом быть убитыми. «Она вынуждала нас работать без еды, без воды. Для меня, хотя суд отклонил её дело, преступник остаётся преступником до тех пор, пока он не наказан».

В результате многолетних попыток затягивания и забалтывания процесса бывшие красные кхмеры перешли к лобовому, бесхитростному и тупому запрету судить своих коллег. Любой юрист, участвовавший в формировании международного права и юстиции, - пусть однобокой, перекошенной в пользу победителей и т.п. - перевернулся бы в гробу, увидев, во что превратился самый громкий международный суд.

международные трибуналы, международное уголовное право, международное право, Хун Сен, реванш, адвокаты геноцида, khmer rouge, ad hoc tribunals, смешанные трибуналы, геноцид, khmer rouge tribunal, cambodia, Камбоджа, eccc, АСЕАН, Горбатый суд, Цена правосудия, Чрезвычайные палаты, mixed tribunals, дело 004, красные кхмеры, международные суды, Юго-Восточная Азия, трибунал, genocide, международная политика

Previous post Next post
Up