В октябре 2016 в Чрезвычайных палатах в качестве эксперта выступал Стивен Моррис. Он имел особый доступ к архивам советской корреспонденции с Ханоем, изучал политику Вьетнама и утверждает, что вьетнамцы надеялись контролировать коммунистическое движение Индокитая 1970-х гг.
Моррис рассказывает, что вьетнамцы («кхмер Вьетминь») в 1975 году были отстранены от влияния. Затем Пол Пот проводил кампании террора и внутри партийной верхушки даже против лояльных членов в «параноидной» манере. Непрерывные аресты и казни своих сподвижников, например, внутренние чистки в «Восточной зоне», ослабили способность режима вести конфликты с соседними странами. Но эта модель поведения была общей среди «революционных тоталитарных диктатур». Таким способом Пол Пот подорвал собственную власть [и, в конечном итоге, подкосил армию перед острой фазой конфликта с Вьетнамом].
Вьетнамцы надеялись, что Нуон Чеа поможет свергнуть Пол Пота, поскольку генсек Вьетнама Ле Зуан (Lê Duẩn) даже называл его (Н. Чеа) «нашим человеком» и «другом». Непонятно, откуда взялись такие ожидания, однако они были совершенно беспочвенными [как и после смерти Пол Пота, Нуон Чеа признавал с ним полное единодушие и т.п.], а разведка Вьетнама в Камободже была очень слабой.
Вьетнам располагал превосходящими силами, чтобы свергнуть красных кхмеров раньше 1979 года. Но место этого они пытались вести переговоры, даже когда солдаты РАК убивали вьетнамских гражданских жителей (1977 и далее). Советско-вьетнамская переписка, по-видимому, подтверждает эти надежды [на переговоры]. Одна из причин, по которым Вьетнам не вторгся раньше - это было «политически невозможно». [Здесь, скорее всего, речь о поддержке Китая, а не о том, что СССР, чьих посольских красные кхмеры не убили только по случайности и едва выпустили из страны, сдерживал Вьетнам].
Прокурор Николас Коумджан приводил слова Нуона Чеа о том, что США, КГБ и Вьетнам имели общий план. Моррис назвал это объяснение странным и абсурдным, оно хорошо показывало градус сумасшествия среди верхушки.
2016.11.01 в суде допрашивался анонимный свидетель 2-TCW-1065, чьё имя хранится в тайне из-за продолжающихся расследований по другим делам. Он присоединился к революционному движению как солдат в 1970 г. по призыву короля-отца Сианука. С 1971 по 1976 он был медиком, затем начальником госпиталя 157 (уровня дивизии - дивизии, в которой состоял Хенг Самрин). В конце 1977 г. солдаты и командование дивизии были собраны на совещание, на котором он не присутствовал, находясь на фронте. Затем все присутствующие кадры были арестованы.
Свидетель: «Я понял, что Пол Пот совершил измену». Он созвал подразделение и обсудил, что делать. Было решено ликвидировать Пол Пота. «В то время мои солдаты атаковали не только вьетнамские войска, но и войска Пол Пота, т.к. я должен был противостоять двум враждующим сторонам». Кроме людей, он уничтожал медикаменты, рис и оружие. «Все они были врагами для меня в то время». Позже свидетель собрал оружие и пищу. «Только меня в то время были силы, чтобы атаковать Пол Пота. В 1978 году… я организовал шпионскую группу, чтобы добывать информацию. Они [разведчики] были в движении. Они не оставались в каком-то одном месте. Однажды они нашли письмо, написанное красными чернилами. Письмо говорило, что с нами хотели связаться».
Свидетель спросил, кто хочет связаться с ним. «Они» (сочувствующие) хотели войти в сотрудничество с разведывательной группой, сказал солдат. Свидетель не поверил, но обсудил этот вопрос с 12 другими людьми из единомышленников.
Свидетель вёл переговоры с вьетнамской стороной и был приглашен для получения снаряжения. Он взял 60 солдат с собой, чтобы взять амуницию. «Мы начали атаковать красных кхмеров. Они были в замешательстве. Во время атак я шёл по одной стороне, вьетнамцы по другой». Вьетнамцы в дальнейшем помогли вылечить его. Был создан координационный комитет с участием Та Чхуна (Ta Chhun) с камбоджийской стороны, чтобы взаимодействовать с вьетнамскими силами. Затем свидетель находился с командованием «Региона 7», затем отвечал за «Регион 2», его защищали 30 кхмеров и 30 вьетнамцев.
План по свержению свидетель обсуждал в 1977 году с Сао Пхимом, партийные псевдонимы Йан, Сао Йан («Восточная зона», был женат на дочери Руос Нхима (Нима)), который состоял с самим свидетелем в дальнем родстве. «Я сказал, что Пол Пот предал нас всех, потому что он убил [так много людей]». По-видимому, свидетель имел в виду измену в прямом смысле: в пользу самого Вьетнама или какой-то другой силы. Сап Пхим колебался, сказал, что Пол Пот «сказал бы ему» (о своих планах), но свидетель этому не поверил. Из репортажа не вполне ясно, кто из них двоих посчитал, что «переворот» в смысле обращения террора против своих затеял Сон Сен.
По впечатлению свидетеля, Сао Пхим потерял надежду в 1978 году, когда послал людей для выяснения причин арестов его людей. Один из гонцов, Чхеу, также был арестован. Следом за ним послали другого, которого тоже арестовали [эта история подробно описана в книге Бена Кирнана]. «Затем пришла армия с танками (?), окружила его, чтобы арестовать Так что это была его судьба. У него не было выбора, кроме как убить себя. …До того, как он умер, он сказал людям поблизости подняться и восстать». Свидетель не знает точных мест, но посланник, который был с Сао Пхимом и затем скрывался, сказал, что он застрелился в Ареи (Ари) Ксат (Arei Ksat). Затем в самого посланника стреляли солдаты с Юго-Запада, но он выжил, спрятавшись в пруду.
Со свидетелем анализировались телеграммы и доклады, касающиеся конфликта со Вьетнамом. История с заговором не получила продолжения, но 1 ноября допрос ещё не был закончен. Исходя из сказанного им, а также известного результата, свидетель в итоге выполнял роль координатора между вьетнамской армией и теми из красных кхмеров, которые перешли на её сторону.
Источники:
http://www.cambodiatribunal.org/2016/10/19/expert-describes-khmer-rouge-leadership-as-paranoid/http://www.phnompenhpost.com/national/purges-culled-loyal-experthttp://www.cambodiatribunal.org/2016/11/01/i-started-to-attack-pol-pot-witness-says-he-tried-to-overthrow-the-leadership/