Философское. Между духом и телом. О позиции грузинского православного митрополита.

Apr 19, 2020 14:33

Митрополит епархии Бодбэ отец Якоб вступил в открытое противостояние с ведущими грузинскими врачами, которые призвали граждан не ходить в церкви в Пасхальную ночь, чтобы избежать всплеска заболевания коронавирусом, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Часть грузинского духовенства и паствы, несмотря на режим комендантского часа, который действует с 21.00 (20.00 мск) до 6.00 утра, намерена проигнорировать призывы врачей, и отец Якоб фактически стал лидером непослушания.

Он назвал позицию медиков «неприемлемой», сказав, что в церкви люди приходят «заболев от врачей, чтобы излечиться».

По словам митрополита, врачи «должны извиниться» перед прихожанами церквей за призывы не пойти на Пасху в храмы.

Духовник заявил, что сами ведущие врачи должны получить помощь психоаналитиков, чтобы «не сеять в народе панику».

Отец Якоб также предупредил, что руководители Национального центра по контролю за заболеваниями «пусть не осмелятся столкнуться с ним на улице».

По его словам, власти грозят увольнениями сотрудникам государственных учреждений, если те пойдут в церковь на Пасху.

«Это мы еще посмотрим, кто кого (уволит)», - заявил митрополит.

Ранее глава грузинского Национального центра по контролю за заболеваниями Амиран Гамкрелидзе призвал население страны не идти на Пасху в церкви, чтобы не вызвать всплеск эпидемии коронавируса.

«Помолимся дома, проведем эту Пасху в ином формате, за нас в церквях помолятся наши духовные отцы», - сказал он.

Его заместитель Паата Имнадзе предупредил, что посещение церквей, несоблюдение рекомендаций врачей приведут к тому, что «Грузия будет, как Италия, завалена гробами».

Отмечается, что Грузинская православная церковь (ГПЦ) - самый влиятельный институт в Грузии. Правительство призвало не ходить в церкви и закрыло на пасхальные праздники доступ на кладбища. Однако правительство заявило, что не может закрыть церкви. Часть священников поддержала призыв не приходить в церковь на Пасху, чтобы избежать заболеваний.

Прихожанам придется учитывать действие комендантского часа, если они предпочтут нарушить рекомендации. За нарушение правил режима ЧП, действующего в Грузии с 21 марта, установлен штраф в размере 3 тыс. лари (960 долларов).

В Грузии 385 пациентов с коронавирусом, 44 излечились, трое скончались.

Дискуссия в комментариях:

Сергей Орлов, Москва

Мнение истинного ортодоксального православного христианина.
Тысячелетняя история церкви позволяет ему иметь и такое мнение. Не знаю, хорошо это или плохо, но так есть. Каждому решать самому.

Сергей Орлов
Николай Петров, здравый смысл, в сегодняшних реалиях - производная от материализма. С таким здравым смыслом любая вера входит в противоречие,просто в силу иного базиса - первичен дух.
Понимаете, то, что именно на Пасху ввели запрет посещения Храмов - абсурдно. Это праздник победы над смертью. В этот день верующие славят Христа, который "смертью смерть попрал". Это праздник торжества Духа над телом.
И именно в этот день, ради здоровья тела верующим запрещают вознести молитву в Храме Иисуса.
Поняли весь абсурд ситуации?
Понимаете,что таким образом переворачивается основопалагающий, базисный принцип веры о первичности духа и люди вынуждены действовать исходя из постулата первичности тела.
А знаете в какой религии именно тело первично?
Сатанизм.

Николай Петров:

Сергей Орлов, это один из церковных обманов - монополизация духовности и морали. Они были и до христианской религии, и до других (каждая из которых также присваивает духовность). И если вы уж отсылаете к Иисусу Христу, то не мешало бы почитать первоисточник - Библию, где Иисус заповедовал НЕ ХОДИТЬ молиться в Храмы, а молиться дома тайно. А все остальное - от лукавых попов, о которых Иисус также предупреждал, что придут они, и будут говорить от его имени, но сами будут от Дьявола. Это как раз о сегодняшней Церкви.

Сергей Орлов
Николай Петров, вера не монополизирует ни духовность, ни мораль.Она вообще этим не занимается. Дух - это не духовность.
Мораль, духовность - это из эпохи возрождения, когда философия противопоставила себя вере, встав на позицию материализма, и попыталась ее заменить собой.
Это для справки.
Все остальное,что вы написали - свидетельствует, что вы мало поняли из моего предыдущего комментария. Ничего.Так бывает.
Здоровья вам.
__________________________________________________________________________________

Орфокомментарий:

Тут стоит внести больше ясности.

Во-первых, здравый смысл в широком его понимании - не "изобретение" материалистов Просвещения.
Он был всегда, в том числе в христианской среде.

Плохо или хорошо для праведника обладать здравым смыслом?
Если опираться при этом даже только на авторитетное для христианина писание, то можно выделить сразу много ситуаций, где соотношение, скажем так, Духовной Принципиальности и Здравого Смысла трактуется различно в разных обстоятельствах.
Из них вполне можно выделить систему.

Во-первых, хотя человек грешит и духом, и телом, почти все внешние грехи имеют своей целью или свое, или чужое тело.
Например, хищение, убийство, лжесвидетельство - связаны не только с духовным, но и с прямо физическим вредом другому человеку, и в этом смысле и этическая, и духовная, и юридическая сторона Закона остается в силе.

Опора на первичность тела может привести к вульгарному материализму, гедонизму, самопотаканию, сатанизму и , в итоге, к мировоззрению Господ из произведений де Сада.

Но и однобокая опора лишь на первичность Духа даже в самом ортодоксальом смысле здесь приведет к абсурду и даже к манихейскому мироотрицанию материального, сотворенного начала, отрицанию смысла Божьего творения и Его промысла в материи.
От этого недалеко и до признания Дьявола - со-творцом природы.

Вторая ситуация.

Иисус в Евангелии исцелял души, но делал он это и в единстве с телом, даже идя на нарушение установленных правил, исцеляя болящих в Субботу.
Подчеркивается исцеление и телесных недугов тоже.
Это - позиция единства здравого смысла и духовой принципиальности в чистом её виде.

Господь Иисус Христос принципиален в добре, в сострадании, в ответе на искреннюю, смиренную просьбу - и при этом проявляет здравый смысл относительно формальных процедур.

Стоит отметить, что храмы, в которых учил Иисус, были и вовсе синагогами, но Дух от этого нисколько не умалялся.

Церковная жизнь не всегда может вестись верно с формалной стороны, но ведь если первичен именно Дух, то почему тогда проблема в физическом присутствии физического тела в церковном здании, с риском навредить множеству людей, помешав не только их телесному, но и духовному спасению?

Здесь мы приходим в противоречие.
С другой стороны, в Евангелии есть очень ясное указание на этот счет:

"Где соберутся двое или трое во имя Мое, там и Я среди них" - то есть даже домашняя малая церковь нисколько не теряет в Духе.

Более того, тайное поклонение , о котором пишет второй комменатор, тоже принимается и даже ставится Иисусом выше публичного, демонстративного, тщеславного фарисейства.

В ином случае, возникает ещё одно противоречие:

Если Церковь осуждает спорт , особенно экстремальный, как риск разрушить богом данный храм тела, то тогда странно поощрять в текущей ситуации поведение, которое подвергает тысячи людей менее очевидному, но гораздо более мучительному и опасному испытанию.

Православие осуждает некоторых протестантов за пренебрежение чуими жизнями(характерное, впрочем, далеко не для каждого пастора), но ГПЦ ведет себя не только граждански, но и духовно безответственно тогда.

Бывают , конечно, критические ситуации, когда собственное тело вынуждает христианина принять мученическую смерть, по примеру Христа - либо смерть в служении на войне, отдав жизнь за чужие жизни.
Но в первом случае христианин вредит только себе, а во втором - только тем, кто и сам готов пойти на смерть, тем, кто и сам готов убивать на войне, исход которой уже не в человеческих руках.
В этой ситуации Дух обнаруживает у мужественного христианина первичность.
Бог - или на первом месте, или на последнем.
В таких ситуациях не может быть иначе.

Но мне видится, что это не тот случай, когда тело мешает Духу настолько, что ради торжества Духа оно должно быть уничтожено.
Хотя бы потому, что многие погибнут внезапно, неожиданно, и не только без физической помощи и сопровождения(коллапс больниц - не фейк и не страшилка), но и без покаяния и духовного сопровождения.

Приравнивать любую заботу о коллективном здоровье и безопасности к сатанизму не только не "гуманно" в просвещенческом смысле, но даже и не по-христиански.

Можно сколь угодно обесценивать "этику", "духовность", "здоровье", "здравый смысл", антагонистичеси противоставляя их Духу, как нечто Ему всегда чуждое.

Но в Писании для этого меньше убедительных оснований, чем для противоположной позиции, когда тело - инструмент Духа, храм Бога, объект определенной заботы и бережного отношения.
Тело христианина - личное, но оно не вполне его - это часть общества , часть Тела Христова(церкви-в обществе), элемент природы - и творение Бога, у которого есть своя задача.
Не зная жизненной задачи другого, мы берем на себя слишком много, если приговариваем незнакомых людей к мученической смерти, отрицая здравый смысл.

"Благо" - этическая категория, и даже когда мы говорим, что Бог - благ и не желает людям зла, тогда в религиозном этосе и, шире, в богословии(то есть - религиозной философии) Бог - включен в этические основы христианского поведения, а не выдвинут по-манихейски за скобки низменного , демонизированного творения в безучастной к собственному делу форме.

христианство, философия, пасха, гуманизм

Previous post Next post
Up