Смотрела видео с женщиной, перешедшей от гиперуглеводного вегетарианства к карнивору притом без плавного перехода, на "кетозном голодняке" и без месячных.
Персонаж радикален и эмпиричен:
Click to view
Попробую гуманно и толерантно, без "донкихотской ярости и бестактности", привести некоторые возражения супротив такой практики.
1. Несмотря на то, что племена мясоедов в Африке и племена рыболовов, нерпожоров, китобоев и оленеводов Севера едят по 2-4 кило сырого и приготовленного белка в день, они не питаются только белком или только белком и жиром.
Более того: питайся они так, они бы имели те же проблемы со здоровьем, какие бывают на Аткинсе, кремлёвке и карниворе: запоры, камни в почках и проблемы с сосудами.
2. Даже если мы возьмём самую суровую кухню - корякскую - то даже в ней рецепты не включают в себя только оленину во всех видах и рыбу во всех видах.
Значительную роль играют углеводные продукты и растения, богатые клетчаткой.
Например, корякская толкуша - смесь растёртой рыбы, икры и большого количества ягод водяники и клюквы. Ягоды - источник витаминов и клетчатки.
К белковой еде постоянно примешивается иван-чай - это важный для кишок источник клетчатки.
Даже корякам надо какать регулярно.
Более того: традиционные кухни народов севера даже не подходят под чистое палео - несмотря на относительно высокий белок(а также ягоды, орехи, мох ягель и волокна иван-чая), используются и крахмалистые корни местных растений и зерна.
Эвенки тоже мясоеды, но малейшая возможность "выцепить" клетчатку из природы использовалась на полную:
"«Растительная пища была характерна для весенне-летних сезонов. Весной собирали березовый сок. Некоторые из эвенков летом по берегам выкапывали корни зонтичных растений, оскабливали, высушивали, толкли из них муку и заваривали с водой в виде кашицы. Все ягоды (голубицу, чернику, морошку и др.) ели сырыми, запивая чаем; если же было достаточно молока, лакомились мэнин - размятой голубицей, залитой оленьим молоком. Первые кедровые орехи ели вместе со скорлупой. Иногда их пекли в золе и толкли, а затем заливали кипятком до образования кашицы"
Юкагиры тоже добавляли волокна и углеводы:
"Заготовками растительных продуктов у юкагиров занимались женщины и дети. Они обыкновенно собирали корешки тимьяна (полукустарник, листья которого содержат эфирные масла) и других съедобных растений, которые ели сырыми, добавляли в похлебку, в пироги с рыбой и мясом, а также подавали отдельно «вместо десерта, перед чаем». Тимьян употреблялся не только в пищу, но и вместо табака. Из свежих кореньев осоки, промытых в теплой воде и истолченных вместе со свежей селедочной икрой, пекли блины - «барабаны».
Съедобные коренья - пельхи - юкагиры и русские старожилы нередко заимствовали из запасов полевых мышей. «Женщины в октябре месяце ходят по лесам, смотрят, где много мышиных нор: тут рубят землю и находят коренья кучами в так называемых мышиных амбарах», - писал А.Е. Дьячков. Ф.П. Врангель отмечал, что «женщины имеют особенный дар отыскивать такие убежища и уносить у бедных животных плоды предусмотрительной их заботливости». Случалось, что благодаря вовремя найденным запасам кореньев юкагиры спасали себя от голодной смерти.
Пельхи - весьма ценный продукт. В отчете Якутской экспедиции Академии наук СССР (1928) сообщается, что, высушенные, очищенные, истолченные в деревянной ступе и просеянные сквозь сито, они «дают сахаристую муку, годную к печению белого хлеба».
При отсутствии чая верхнеколымские юкагиры кипятили березовую или осиновую «шишку» (чага) с какими-то «черными грибами» и стеблем шиповника.
Также юкагиры собирали бруснику, чернику, шиповник, кедровые орехи, лиственничную заболонь, лук, корень сараны, чагу, грибы - в отличие от якутов и эвенов. В качестве возбуждающего средства употребляли мухоморы, курили табак, листья тимьяна.
Пили чай, заваривая шиповник, чагу. Ягоды, рыбу хранили в берестяных туесах (оччо).
Сушеные ягоды зимой ели с рыбой, в том числе с юколой. В отношении ягод у юкагиров были свои вкусовые пристрастия. Они больше всего любили голубику и даже называли ее «юкагирской ягодой» - одун-лэвэйди. А вот малину не жаловали и именовали «собачьей ягодой». Не собирали они и смородину.
"
3. Месячные. У женщин северных народов, ведущих традиционный образ жизни, месячный цикл смещен на весенне-летние месяцы, а зимой у них он прекращается - организм, видимо, экономит энергию.
Тут нужны исследования, но можно сделать предположение, что определенный баланс и белков, и жиров, и углеводов, и витаминов, и низкого стресса - залог стабильного цикла даже у них.
И в случае с северной диетой, свежая и сладкая растительность(молодой дикий лук, березовый сок, заболонь) таки необходима для запуска процесса подготовки организма в возможному зачатию.
У веганок-сыроедок, фруктоедок и у карниворок - очень часто встречаются остановки цикла.
На менее радикальных диетах такое происходит только при резкой смене калоража или при стрессах другого порядка и встречается редко.
4. Запоры. Скорость переваривания большого количества мяса - особенно витаминного(1 кг говядины как раз содержит в сыром виде 50% витамина С, а значит, 2 кило говядины - как раз искомые 100% и дают. Северный минимум - 2 кило оленины - не знаю, надо искать, но любопытно, если как раз совпадёт), сырого - зависит во многом от концентрации соляной кислоты в желудке и от выброса ферментов поджелудочной железы туда же.
У северных народов - сочетание адаптивного и генетического высокого уровня кислоты в желудке. И толстого слоя слизи, защищающей стенки от изжоги.
Поэтому им проще.
У европейского человека, который переезжает на север и переключает организм на северный(умеренно-северный, с картошкой и хлебом или радикально-традиционный, с личинками овода и заболонью) тип питания, желудку нужен как минимум целый долгий месяц только для того, чтобы повысить кислотность желудочного сока на 30%, усилить слизистость его стенок, изменить режим работы поджелудочной железы и печеночный глюкозно-фруктозный метаболизм на жировой.
Мгновенный переход - по сути, голодовка. Организм получает кучу белка, на переработку которого тоже нужна энергия - и никакой глюкозы на поддержку.
Симптомы одышки, усталость, боли в сердце,печенке и в селезёнке - не "очищение" от паразитов, а недостаток воды и глюкозы в первую очередь.
Это я как голодавший на воде и без воды без кандидоза и метеоризма йог могу точно сказать.
Одышка, тахикардия, слабость, головокружение, тошнота, низкое давление, звон в ушах, бессонница, головная боль, дрожь в конечностях, нарушение терморегуляции, рвота(тут индивидуально - у некоторых будет сразу все, а кто-то ничего не почувствует) - это организм осознает дефицит глюкозы и экономит энергию, чтобы хозяин его не угробил. На 36 часу примерно - "инсуливое" обмирание. У слабых организмов будет шок, сильным просто резко поплохеет на несколько часов, потом организм перестроится.
5. Оксалаты - это не только овощи с кальцием и кислотами(щавелевой и лимонной).
Оксалатогенез тесно завязан на множество ещё не до конца изученных факторов.
Но известно, что на практически полностью мясных диетах камни в почках образуются не хуже, чем у любителей травяных смузи.
Один из факторов камнеобразования - высокое количество пуринов в крови.
Для астеничного бывшего вегана на "наборе массы" критически важно не превышать норму потребления белка выше 5 граммов на килограмм имеющегося веса и тренироваться.
Самое важное - соль и потребление воды. Вода(низкой минерализации) промывает почки и слегка подстраховывает от камней. Соль - напротив, усугубляет работу почек.
Наиболее почечно-щадящие диеты - зерновые, с кашами и вареными овощами.
Но это уже не карнивор и не палео. Ибо низзя всё сразу.
Но самый главный фактор - к сожалению, генетический и метаболический.
Если всё СОВСЕМ плохо с печенкой и почками с рождения, то никакая диета от гипероксалурии не спасёт. Грудные младенцы с херовой генетикой умирают в муках от передоза оксалатов(от грудного молока родной мамы!), если вовремя им не сделать одновременную пересадку печени и почек от здорового донора до 4 месяцев.
И все равно могут умереть.
Современная медицина тут всё ещё почти бессильна.
Только многодетность, трезвость и цыганский дарвинизм спасают - но не отдельных особей, а популяцию в целом.
А если родился единственный поздний ребенок-мутант с поврежденными почками и печенкой с гипероксалурией у женщины старше 30 лет и мужчины старше 30-70, особенно на почве алкоголизма, то уже всё, кирдык продолжению рода, фамилия вымрет, особенно если донора не найдут.
То же самое с аутизмом. Там возрастные факторы решающие.
Ниже всего вероятность родить аутиста при зачатии до 17 лет.
Выше всего - после 45. Там 25%-30% будут аутисты.
(казалось бы, причем здесь экономика, культура, нравственность и политика...)
У аутистов со множественными мутациями нервная и пищеварительная трубка уже в процессе эмбриогееза сильно иначе развиваются, чем у нейротипиков.
Что приводит потом к крайне сложным диетологическим головоломкам для несчастных родителей, когда все полезные(нормальному человеку) продукты невозможно употребить без тяжелых последствий либо для психики, либо для ЖКТ.
Короче, метаболомика - наше всё...