Религия и свобода. "Слово о Законе и Благодати" как форма христианского либерализма.

Oct 20, 2019 18:35

...Не представляю, как "Слово о Законе и Благодати" можно подвести под "антилиберальную" повестку Кирилла.

Под некий "культурный антисемитизм-антихуцпизм" - ещё можно.(хотя и с большими оговорками - даже в древнем иудаизме есть Шаммай и есть Гиллель, и в современном иудаизме есть разные тенденции и трактовки, есть не только мракобесие, саддукейство и фарисейство, не только шовинизм и национальная богоисключительность, но и прогрессивные , антилицемерные, неформальные, гуманистические, универсалистские начала)

Там же прямой вызов именно консервативным, "охранительским", антигуманистическим тенденциям

"Ведь не к несведущим пишем, но к довольно насытившимся сладости книжной, не к враждующим с Богом иноверным, но к самим сынам Его, не к чуждым, но к наследникам Царства Небесного.

Но о Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине, явленной через Христа, повесть сия; и (о том), чего достиг Закон, а чего - Благодать.

Прежде Закон, потом Благодать; прежде тень, потом Истина. Образ же Закона и Благодати - Агарь и Сарра, раба Агарь и свободная Сарра.

Раба прежде, потом свободная.

Да разумеет читающий: Авраам ведь от юности своей Сарру имел женой - свободную, а не рабу.

И Бог ведь прежде век изволил и замыслил Сына Своего в мир послать и тем явить Благодать. Сарра же не рождала, поскольку была неплодна. Не (вовсе) была неплодна, но заключена была Божиим Промыслом, (чтобы ей) в старости родить. Безвестное же и тайное Премудрости Божией сокрыто было от ангелов и человек не как неявное, но как утаенное и должное явиться в конце веков. Сарра же сказала Аврааму: «Вот заключил меня Господь Бог, (и) не (могу) родить. Войди же к рабе моей Агари и роди от нее». Благодать же сказала Богу: «Если не время сойти мне на землю и спасти мир, сойди (Ты) на гору Синай и установи Закон».

Послушался Авраам речей Сарриных и вошел к рабе ее Агари. Внял же и Бог словесам Благодати и сошел на Синай.

Родила же Агарь-рабыня от Авраама-раба, сына рабы. И нарек Авраам имя ему Измаил. Принес же и Моисей от горы Синайской Закон, а не Благодать, тень, а не Истину.

После же, когда состарились Авраам и Сарра, явился Бог Аврааму, сидящему пред дверьми кущи своей в полдень у дуба Мамврийского. Авраам же пошел навстречу Ему, поклонился Ему до земли и принял Его в кущу свою. Когда же приблизился век сей к концу, посетил Господь род человеческий и сошел с Небес, войдя в утробу Девы. Приняла же Его Дева с поклонением в кущу плотяную неболезненно, говоря так ангелу: Се, Раба Господня; да будет мне по слову твоему. Тогда же открыл Бог ложесна Сарры, и, зачав, родила Исаака, свободная свободного. И когда посетил Бог естество человеческое, явилось (дотоле) безвестное и утаенное, и родилась Благодать - Истина, а не Закон, сын, а не раб. И как только отрок Исаак был вскормлен грудью и окреп, устроил Авраам пир великий, когда Исаак [сын его] отнят был от груди. Когда Христос явился на землю, не успела еще Благодать окрепнуть и младенчествовала более тридцати лет - тогда же (и) Христос неведом был. Когда же была вскормлена и окрепла, и явилась Благодать Божия всем людям на реке Иорданской, сотворил Бог угощение и пир великий с Тельцом, вскормленным от века, возлюбленным Сыном Своим Иисусом Христом, созвав на общее веселье Небесное и земное, совокупив ангелов и человеков. После же Сарра, увидев Измаила, сына Агари, играющего с сыном своим Исааком, и как Исаак обижен был Измаилом, сказала Аврааму: Выгони эту рабыню и сына се, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном свободной.

По Вознесении же Господа Иисуса, когда ученики (Его) и иные, уверовавшие уже во Христа, пребывали в Иерусалиме и было смешение иудеев и христиан. Крещение благодатное терпело обиды от обрезания законнического; и не принимала в Иерусалиме христианская Церковь епископа из необрезанных, ибо обрезанные, будучи первыми, творили насилия над христианами - сыны рабыни над сынами свободной. И бывали между ними многие распри и «которы» (споры, ссоры. - Слав.). Свободная же Благодать, увидев чад своих христиан притесняемыми от иудеев, сынов рабского Закона, возопила к Богу: «Удали иудейство и Закон (его), расточи по странам - какое же общение между тенью и Истиною, иудейством и христианством!»."

Христианство вне свободы человека в добре и во зле, вне уважения к свободе другого, вне нравственного начала, вне выбора между путями широкими и узкими, вне опоры на искренность, вне отказа от человекоугодничества - не христианство.

Добровольное согласие.
Осознанная необходимость.
Мудрость различения и корневая воля к благу как личный выбор.
Баланс формы и содержания.
Равновесие между деятельным, практическим, "здесь-и-сейчас" путем Марфы и духовной жаждой окончательной Истины у Марии.

Возможность - даже под очень большим давлением и искушением - всё же склоняться к добродетели в действиях и в мыслях, не возносясь ей.
Признание - в другом - и этой возможности, и этой способности, через доверие, прощение, милосердие, через столь необходимую в сложном мире частицу доброты, понимания, неосуждения.

Если этот корень вынуть, то, конечно, либерализма не будет.
Но и христианство перестанет быть христианством - во всяком случае, как религией Боголюбия и человеколюбия-во-Христе.
Будет принуждение к добру, лицемерие и двоемыслие.
Все будут по видимости хорошими, по нутру же разными.
Изменятся заранее созданные условия - и натура покажет себя.

Да, Кирилл справедливо отмечает, что либералы-гуманисты могут быть и атеистами и , следовательно, человеколюбие у атеиста будет нехристианским, не во Христе, оно будет шире - как в плохом, так и в благом.

Но это не моральный аргумент против либерального атеистического гуманизма в общественной жизни.

Есть ли опасность гордыни в нехристианских формах гуманизма, благотворительности, в правозащите? Есть.

Но и христианин может впасть в неё, в самовозношение - и ведь для этого у него ещё и будут основания("Я - крещеный, воцерковленный, постник, молитвенник, благотворитель, а ты нехристь") - и тем самым разрушать самое основание своей веры.

А атеист может действовать во благо и не "ради религии", но ради участия в судьбе другого человеческого существа, не рассчитывая ни на прощение, ни на спасение, ни на благодать,ни на помощь свыше или от людей.

Идя и через темноту, и через свет в одном убеждении, в одном мужестве, в одной воле.

христианство, свобода, либерализм, политика, жизнь

Previous post Next post
Up