Пробы пера. Орфопроза и блины комом.

Jul 14, 2019 19:48


Стихотворения писать и переводить - дело приятное и привычное. Куда сложнее - браться за что-либо более крупное и требующее хорошего чувства структуры, с кульминацией, развитием действия, замыслом.
У меня в детстве было несколько неудачных попыток написать фентезийные и научно-фантасичские романы с авантюрным элементом, но уже где-то к третьей главе, как правило, происходил «затык»  и начальная часть замысла «подвисала». У меня упорно не получалось «собрать» все эпизоды, диалоги, описания и сценки, которые, торопясь и сталкиваясь друг с другом, рождались в голове, в стройную композицию, где каждое ружье стреляет в свой черед, а интрига тянет читающего от одной главы к другой.
И я забила на 20 лет, решив, что я хуёвый прозаик, и смирившись с тем, что мне, видно, не дано за жизнь написать ни одного годного романа.
Дык и ладно, чукча-читатель - существо пусть пассивное, но тоже нужное.

Но вот странное дело. Похвала на меня, даже если её генерируют роботы, действует достаточно сильно. Даже сильнее, чем я себе представляла.
Сознание меняется, силы прибывают и ранее невероятное кажется не таким уж и невозможным.
И думаешь: «Ну, напишу унылое графоманское говно, но и ладно, это тоже опыт, а с опытом всё и приходит»

Вот последнее время на меня и нашел амбициозный замысел, который уж не знаю, получится ли «родить».
Суть в следующем.
Образ Сатаны - что в авраамическом, что в орфическом, что в пифагорейском и манихейском наследии, что у Толкина и Блэйка, что у Гёте  и Булгакова, что у Достоевского- лично для меня не достаточно убедителен.
И не только у них.
Даже в киновариациях на тему(тот же «Адвокат Дьявола» или демонический мир в «Константине») всё равно как-то слишком плоско выходит.
Хотелось бы попробовать сделать - внаглую - почти «невозможное».
Хотелось бы раскрыть воплощение Мирового Зла с новой стороны.

Притом именно «в истоке». Начиная с тех ещё времён, когда будущий Аццкий Сцотона и  Враг Всего Хорошего, Предводитель всех Падших Ангелов, был ещё добрым, мудрым ангелом, глубоко любящим Бога.

Ведь, если подумать, история падения и порчи ангельского естества полна загадок.

Православие, например, отказывается искать ответ на этот вопрос и остерегает верующего от допытывания и доискивания истины в этой области, в целях духовного и ментального благоолучия верующего.
Православный сайт Азбука.ру. -
https://azbyka.ru/diavol-i-ego-nyneshnie-lzhechudesa-i-lzheproroki
- обобщает это так:

"Бог создал всех ангелов добрыми. Но часть из них, как существа, имеющие свободу воли, злоупотребили своей свободой и стали на путь противления Богу, т.е. пали в грех. К этому их не вынуждала никакая необходимость. Св. Писание ясно свидетельствует, что вначале падшие духи были безгрешны. Это прежде всего следует из слов Самого Господа Иисуса, когда Он, обличая иудеев, не веривших в Его слова, говорит им, что их отец - диавол, который «не устоял в истине» (Иоан. 8:44). Так же св. апостол Петр в своем 2-м послании говорит: «…Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Петр. 2:4). Св. ап. Иоанн Богослов свидетельствует: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Иоан. 3:8). Святая Церковь устами своих богодухновенных мужей - великих подвижников благочестия - всегда утверждала, что падшие духи были созданы добрыми, а потом сами сделались злыми. «Не то мы говорим, - пишет Блаженный Феодорит, - будто духи злобы от начала созданы злыми Господом всяческих, и будто дана им такая природа; но - то, что они сами по низвращению воли от лучшего устремились на худшее». Касаясь грехопадения диавола, св. Кирилл Иерусалимский пишет: «Прежде диавола никто не согрешил; согрешил же он не потому, что бы от природы получил необходимую наклонность ко греху (иначе причина греха пала бы на того, кто таковым сотворил его); но, будучи сотворен добрым, от собственного произволения соделался диаволом». По словам Блаженного Августина, «диавол есть дух нечистый; есть добро, как дух, и есть зло, как нечистый; он дух по природе, а нечистый по греху; из этих двух свойств первое от Бога, последнее от самого диавола».

Но как произошло грехопадение диавола? Всем сотворенным ангелам была дарована свобода: или пребывать с Богом, или удаляться от него. В момент сотворения ангелы не имели окончательного совершенства и призваны были к его достижению через постоянное общение с Богом, что, в свою очередь, обеспечивало для них неизреченное блаженство. Но один из ближайших к Богу Херувим-денница соблазнился своей близостью к Всевышнему и своей ролью посредника между Богом и ближайшими к Нему ангелами. В нем вспыхнула гордость пред ангелами, сознание своего превосходства, поскольку через него другие ангелы получали свет и благодать от Бога. Почему высший ангел возгордился - этот вопрос не должен занимать человеческий ум, так как ответ на него знает один только Бог. Разве логично нам, ограниченным существам, вникать в те тайны бытия, которые ведомы только Всевышнему? Вместе с гордостью у денницы появилась зависть к Богу как Источнику всех небесных сил и благ. Затем он, самый первый светоносец в ангельском мире, воспылал безумным желанием уподобиться Богу, быть самому богом для небесных ангельских чинов и всего остального мира. Зависть толкнула денницу к клевете на Бога перед ангелами, и это создало соблазн в их среде, что и привело к величайшей катастрофе в ангельском мире. Пророк Исаия так описывает падение денницы: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов на краю севера; взойду на высоты облачные; буду подобен Всевышнему» (Исаия. 14, 12-15). Этими словами пророк Исаия показывает денницу в образе весьма великого властелина, утратившего свое владычество вследствие своей непомерной гордости.

Денница увлек за собою бесчисленное множество ангелов, им соблазненных. О трагедии, что произошла на Небе, мы читаем в Откровении св. Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9).

В Св. Евангелии от Луки Сын Божий говорит, что Он видел падение сатаны: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук. 10:18). Что диавол увлек за собою часть ангелов, об этом очень ясно говорит Христос, изображая Страшный Суд: «Тогда скажет (Господь) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Матф. 25:41).

Грехопадение злых духов было настолько глубоким, что они уже никогда не восстанут, не раскаются в своем зле и гордости. Для них нет места покаянию, они никогда не могут получить благодати Божией.

Злые духи отпали от Бога вполне осознанно, обдуманно, ведь Господь даровал им очень великий разум и открыл многие небесные тайны. Отпали они без какого-либо влияния извне и с крайне упорным ожесточением. К тому же, как бесплотные духи, они свободны от всякой вещественной оболочки и, следовательно, не подвергались каким-либо искушениям плоти. Поэтому отпадение части ангелов от Бога было для них равносильно смерти, после которой нет места для покаяния, точно так же, как нет места для покаяния человеку после его телесной смерти.

Как согласовать существование злых духов с благостью Божией?
Диавол, отпав от Бога, стал началом, источником, полнотой и олицетворением зла, которое в своей основе является бунтом против Бога. Зло само по себе - не самостоятельное начало, не какая-то первородная злая природа, совечная Богу, не особая самобытная сущность, но состояние воли духовно-разумного существа, отпавшего от Бога. Русский философ В. Лосский писал: «Начало зла коренится в свободе твари. Вот почему оно непростительно: зло рождается только от свободы существа, которое его творит. Зло есть недостаток добра. Бог - бесконечное добро. Поэтому зло не имеет отношения к Богу, а только к ограниченным разумным тварям». Зло не сотворено Богом, и Бог не несет ответственности за него. Наоборот, Господь Своим Промыслом обращает зло в добро. Объясняя происхождение зла, св. Григорий Нисский пишет: «Разумному естеству была дарована свобода и соединена с силой, изобретающей вожделенное, чтобы имела место произвольность. Добро не было чем-то вынужденным, но вменялось в заслугу свободной воле. И поскольку это свободное движение позволяет осуществлять свою волю, нашелся некто (денница - высший ангел), во зло употребивший свободу и, по выражению апостола, сделавшийся «изобретательным на зло» (Рим. 1:30). Он-то, поскольку и сам сотворен Богом, нам брат, а поскольку самовластно отказался от причастности к добру, открыл вход злу и, став отцом лжи, поставил себя в ряду наших врагов во всем, в чем только наша свобода желает добра. Поэтому и для прочих возник повод к утрате благ, что и случилось потом с природой человеческой».

Нередко люди задают вопрос, знал ли Бог, создавая ангелов, что часть из них отпадет, и если знал, то зачем создавал их? Безусловно, знал, ибо Он - всеведущ. Но почему Всевышний создал их, на подобные вопросы Св. Писание нам отвечает: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, - говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8-9). Личность и ангела, и человека - высочайшее творение Божие, поэтому Господь, будучи бесконечной Любовью, хочет иметь общение со Своими духовно-разумными созданиями через любовь, и именно поэтому в Свои одухотворенные творения Бог вкладывает способность любви, которая зиждется на выборе. И ангелы, и человек свободны в выборе - либо пребывать в общении со своим Творцом, либо отказаться от такого общения. Но уклонение от Бога как источника добра лишает тварь добра и приводит ее на путь зла.

Некоторые могут спросить: «Как согласовать с Божественной любовью, благостью то, что созданные Богом существа будут вечно мучиться?» Отвечая на этот вопрос, следует прежде всего сказать, что Всесвятой Бог любит только добро, и Он никак не может любить зло, грех. У диавола же, бесов ничего доброго не осталось. Уже поэтому нечистые духи не могут являться объектом любви Божией.

Кроме того, даровав при сотворении павшим ангелам свободу воли как один из высших Своих даров. Господь ее не стесняет, не нарушает, чтобы насильно влечь эти существа к блаженству. Вечное же блаженство всех разумно-нравственных существ заключается внутри их самих, говоря образно, в их сердце, и оно не может быть дано никому извне, если для него нет почвы в сердце, которую приготовляет само разумнонравственное существо. В злых же духах не осталось ни малейшего добра, из которого могло бы возникнуть и развиться желание освободиться от зла и сделаться добрыми. Сообразно с их нравственным состоянием будет и их вечная участь. Для лучшего усвоения сказанного приведем такой пример. Допустим, человека, у которого неистово развилась страсть к блудодеянию, к половым извращениям, помещают против его воли в монастырь, где все дышит святой атмосферой целомудрия; или богохула, богоборца, пропитанного насквозь ненавистью к религии, церкви, насильно вовлекают в церковный хор, чтобы он постоянно возносил своими устами славословия Господу. Каково будет им - и плотоугоднику, и богоненавистнику в неестественной для их внутреннего состояния атмосфере нравственной чистоты и святости? Если бы Господь не изгнал падших духов с неба, то небесная атмосфера святости и любви, Божественный Свет, озаряющий Обители Небесные, палили бы этих испорченных злых духов в бесконечное число раз мучительнее, чем адский пламень. Вот почему в том, что Господь изгнал с Неба павших в грех ангелов, так же проявилась и Его благость. Осуждение же бесов за все их злые дела на нескончаемые мучения в аду находится в полном соответствии с правосудием Божиим. Надо еще раз сказать, что своим маленьким человеческим умом, своей скудной логикой, философией не следует вторгаться в те высшие сферы тайн бытия, которые ведомы только Богу и где находится непроницаемая граница для человеческого разума. "

Итак, неудивительно, что мировая художественная культура авраамического мира стремится осмыслить зло как таковое и то, как оно возникает в живом существе в виде влечения к злому.
Сатана в этом отношении - первая точка, начало, тайна, превосходящая понимание.

Существо, обладавшее знанием тайн сотворения; существо доброе и созданное ради соворения благого и участия в творении блага; существо прекрасное и созданное любить прекрасное; существо любящее и преданное, могущественное и наделенное - изначально - не только величайшими среди всех ангелов способостями, но и смирением - и всё же возгордившееся; и всё же постепенно отошедшее - вопреки своей природе - от Твворца, на свою же погибель; существо, когда-то способное и желающее доброго, но постепенно утратившее способность к доброму; существо, сломлённое - само себя сломавшее - до такого духовного предела, что его спасение ,раскаяние и исцеление невозможно, пока существует Вселенная.

Лишенное искушений плоти и снисхождения к ним, чисто духовное, но при этом вовлекающее воплощенных существ во зло посредством перенаправления вещественных сил на злые дела.

Его история не так уж и раскрыта, даже лучшими писателями, вдохновленными библейским преданием.

Для меня интересна проблематика того, как авторы раскрывают доброе и злое начала в персонажах, грани и парадоксы этого процесса.
И хотелось бы попробовать в этой сфере и себя.

Многого я не жду, но больше и не боюсь пробовать, даже если и получится вещь, вспоминать о которой будет стыдно - особенно на фоне Великих предшественников:)

Даже в очень заезжанных темах можно порой отыскать грань, которую не осветили предшественники.

Меня в этом отношении очень вдохновляет пример того, как Дэвид Теннант прочел гамлетовское «Быть или не быть».
Вот уж, казалось бы, невозможно прочесть этот монолог лучше или хотя бы так,как его ещё никто не читал.

А вот:

image Click to view



Но за горами есть ещё горы, за небесами - ещё есть небеса.
Посмотрим, получится ли и у меня преодолеть прежний предел:)

религия, жизнь, творчество, личное-неприличное, культура, литература, добро, зло

Previous post Next post
Up