Индия - родина AD&D. Классификация человеков по Чарака-Самхите

Jan 16, 2019 09:54


Автор «Чарака-самхиты» уделяет большое внимание различным типам психического устройства человека и даже приводит их своеобразную классификацию.
В первую очередь, он выделяет три типа сознания: чистый (suddham), раджастичный (radjasam) и тамасичный (tamasam).

Первый не имеет недостатков и считается благотворным, в отличие от двух последующих, отличительными особенностями которых являются гнев и раздражительность, глупость и иллюзии, соответственно.

В целом, согласно представлениям автора трактата, несмотря на бесконечное многообразие психоэмоциональных склонностей, всё же возможно выделить среди них 16 основных и наиболее распространённых комбинаций: 7, имеющих саттвичную природу, 6 - раджастичную и 3 - тамасичную. Учитывая эти особенности психического устройства, аюрведический врач может точнее поставить диагноз и правильно подобрать терапию. Оценка, наряду с физическими заболеваниями и нарушениями, психоэмоционального состояния пациента и сегодня является одной из важнейших составляющих процесса диагностики пациента в Аюрведе.

Типы психики, находящиеся под влиянием саттва-гуны:

1. Брахма или подобный Брахме. Его отличительными особенностями являются чистота помыслов, искренность или правдивость, сдерживание чувств, щедрость и готовность делиться с другими, следование истинным знаниям, понятливость, способность к стройному выражению своих мыслей и ответам на вопросы, хорошая память, равное отношение ко всем, отсутствие вожделения, жадности, желания славы, заблуждений в отношении истинной природы вещей, нетерпимости к окружающим, гнева, стремления причинить вред, боль или скорбь другим.

2. Арша или подобный мудрецам. Люди с подобным типом сознания поклоняются Богу, изучают священные писания, берут на себя и исполняют обеты, совершают огненные жертвоприношения, контролируют свой ум, соблюдают целибат, они гостеприимны, не привязываются и не испытывают неприязни к другим. Для них не характерно впадать в иллюзии, испытывать чувства жадности или гнева. Они наделены врождённой мудростью, красноречием, способностью к самоконтролю и пониманием природы вещей.

3. Аиндра или подобный Индре. Носители этого типа психики обыкновенно могущественны, обладают авторитетной речью, способны вести и направлять других, совершают жертвоприношения. Их основные качества: отважность, энергичность, активная деятельность, дальновидность, привязанность к исполнению долга, процветанию и правильным наслаждениям.

4. Ямья или подобный Яме. Такие люди склонны следовать предписаниям авторитетных учителей, умеют выбирать подходящий момент для того, чтобы начать действовать и всегда достигают поставленных целей. Они обычно неуязвимы, активны, обладают хорошей памятью и внутренней свободой, не склонны привязываться и питать иллюзии, не испытывают ненависти и не желают причинять кому-либо вред.

5. Варуна или подобный Варуне. Смелость, терпеливость, любовь к чистоте и отвращение к нечистоте, совершение жертвоприношений, активная деятельность и любовь к отдыху в воде, способность своевременно проявлять гнев и милость, - вот основные качества данного типа.

6.Каубера или подобный Кубере. Люди с подобным типом психики занимают высокое положение в обществе, имеют высокую самооценку, в любых обстоятельствах выполняют свой долг, стремятся к процветанию и наслаждению жизнью, комфорту, чистоте, уместному проявлению гнева и милости.

7. Гандхарва или подобный Гандхарве. Чаще всего, подобным типом психического устройства обладают люди искусства. Они любят танцевать, петь, обладают способностями к овладению музыкальными инструментами, поэтическим даром, могут писать прозу или создавать масштабные эпические произведения, обладать ораторскими или исполнительскими способностями. Такие люди умеют искусство использовать парфюмерию, ароматические средства, украшать себя одеждами и гирляндами. Они не склонны искать недостатки в других, но могут стремиться к постоянному общению с женщинами и развлечениям.

Типы психики, находящиеся под влияние раджас-гуны:

8. Асура или подобный демонам. Это смелые, могущественные люди, склонные к возвеличиванию себя, часто безжалостные, жестокие, лицемерные, гневливые. Особенно остро они подмечают недостатки других.

9. Ракшаса или подобный демонам-людоедам. Основные качества данного типа психического устройства - нетерпимость к недостаткам и удачам другим, гневливость, умение нанести удар в самое больное место, жестокость, склонность к перееданию и привязанность к мясной пище и долгому сну, приложение чрезмерных усилий.

10. Пайшача или подобный привидениям. Такие люди склонны к чревоугодию, не любят чистоту, стремятся к постоянной интимной близости, часто испытывают страхи и передают их другим, не придерживаются диеты и других предписаний.

11. Сарпа или подобный змеям. В обычной жизни такие люди трусливы, но способны к проявлению смелости в состоянии гнева. Могут выполнять тяжелую работу и чрезмерно трудиться, испытывать постоянное беспокойство и страх, причинять неудобства и страдания окружающим, любят вкусную еду и чрезмерные развлечения.

12. Прайта или подобный духам предков. Данный тип психики отличает людей с плохим, тяжелым и скверным характером, не любящих трудиться, выискивающих недостатки в других, жадных и не желающих ни с кем делиться, привязанных к еде и причиняющих много страданий другим.

13. Шакуна или подобный птицам. Характеризуется сильной привязанностью к объектам материального мира (пище, развлечениям и др.), расточительностью и недальновидностью, нетерпимостью и стремлением быстро получить желаемое.

Типы психики, находящиеся под влияние тамас-гуны:

14. Пашава или подобный животным. Люди с таким типом психики всеми силами стремятся избежать выполнения обязанностей и исполнения долга, они лишены разума, склонны к дурному и разрушительному поведению, едят вредную, несвежую пищу, ведут чрезмерную сексуальную жизнь, имеют беспорядочные половые связи, много спят.

15. Матсья или подобный рыбам. Подобный тип психики может привести к тому, что человек будет вести бродяжнический образ жизни, не иметь постоянного дома. Неразумность, непостоянство, чревоугодие, гневливость, привязанность к материальному, а также любовь к воде - это его основные качества.

16. Ванаспатья или подобный растениям. Такое устройство психики характеризуется сильной ленью, нежеланием что-либо делать в жизни, обжорством, отсутствием физической активности и слабым разумом.
___________________________________________________________________________________________
Аюрведа, оно, конечно, псевдонаука.
В век нынешний истинные йогины поклоняются в медицинской области миропонимания только Кокрейну и следуют стезе его.

Зато готовая ролевая система:)
Индия - родина не только слонов, но и ролевых лил!:)

Но и эту систему мы не сможем сократить до комического жанра.

Дятел Вуди у Ворнеров, по такой классификации, в зависимости от настроения и ситуации, попадёт в промежуток от Матсьи до Сарпа.

Его враги и вовсе попадают во все раджастико-тамасические варианты, от "овоща" Ванаспатьи до "законника" Асура и "мудака" Ракшаса.

А саттвичных там вообще нет.

В мире Ворнеров нет любви, милосердия, искренней щедрости, патриотизма, благочестивой потребности в изысканном прославлении саттвичных идеалов через ритуалы и внутренней потребности в чистой совести - а значит, нет моральных дилемм, связанных с Долгом, Честью и с Законом как с Долгом, а не пустой формальностью.

Есть лишь стыд и почти исчезающе малое чувство вины(скорее, смутной виноватости), когда какого-то персонажа(полезного) почти убили или покалечили.

Такие вот разные миры эмпатии и комизма.

Между ними пропасть почти как в физике микромира и в физике макромира:)
Вроде это один и тот же мир. Только под разными углами.
Но при этом это два разных мира.
И оба - истинные...

культура, религия, этика, мультфильмы, искусство

Previous post Next post
Up