Философия. Психиатрия. Политика. Психопатия по Клекли. Сократ и Алкивиад. Попытки и сравнения.

Dec 11, 2018 21:21

...Можно ли рассматривать Сократа - отдельно от его близкой дружбы с Алкивиадом?
Вот тот ещё вопрос.

Можно ли как-то связать антидемократический скепсис Сократа и его наводящие рассуждения о том, что одни и те же люди способны как на великое зло для государства, так и на великое добро - с тем, что на уме у него и перед глазами был опыт знакомства с Алкивиадом?

У классика Харви Клекли сам интерес к психопатии( и сама возможность "поймать" их тонкую, почти неуловимую "моральную ненормальность") возник на волне интереса к античности.
Личность Алкивиада в сохранившихся описаниях потрясла Клекли, равно как и его эксцентричные поступки.

Обаятельный, красноречивый, физически очень красивый(притом сохранивший юношескую приятность и в достаточно зрелом уже возрасте), непобедимый в спорах, с блестяще отточенной логикой, гордый, невероятно храбрый, талантливый музыкант, гибкий, адаптивный, умеющий в любой среде становиться душой компании, полностью переменяя все привычки под окружение, талантливый практически во всех занятиях - как благородных,так и низких - и при этом поразительно низко ценящий все, им сделанное, расточительный, порочный, развращенный, абсолютно безответственный и практически не поддающийся почти ничьему влиянию,кроме влияния Сократа(кстати, это, по-моему, несколько противоречит гипотезе Клекли - если уж у психопата нет совести, эмпатии, подлинного уважения кого бы то ни было, то как Сократу удавалось "вправить" мозг Алкивиаду? А про Алкивиада говорили, что он после бесед с Сократом, подобно распллавленному железу, остывал и принимал снова нужную форму)
При этом его описывают как великодушного, не держащего обид, прощающего человека, щедрого на красивые жесты и умеющего ценить доблесть и добродетель(чужую - сам он охотно, несмотря на огромную гордость и властолюбие, признавал, что с Сократом по добродетели никогда не сравнится)

Умел проявлять то,что со стороны выглядит по меньшей мере как привязанность и благоарность
Некоторое время Алкивиад был учеником Сократа и вместе с ним участвовал в военных походах, живя в одной палатке. Боевое крещение Алкивиад получил в сражении при Потидее в начале Пелопоннесской войны. В бою Алкивиад был ранен, и Сократ спас его, отразив нападавших врагов и сохранив оружие Алкивиада, потеря которого считалась бесчестьем. Через некоторое время Алкивиад спас Сократа. В битве при Делии, когда греки потерпели поражение и отступили, Алкивиад, скакавший на коне, увидел отступающего пешего Сократа, отбивающегося от многочисленных врагов. Тогда Алкивиад развернул коня и вернулся к Сократу, чтобы рядом с ним отбиваться от неприятеля.

Клекли всё равно оценивает его именно как психопата - аргументируя это тем, что его потрясла хроническая неспособноть Алкивиада исправиться, несмотря на добрые советы Сократа и даже реальные угрозы его жизни.

В пользу психопатии говорят и браки Алкивиада - заключенные чисто из соображений зачатия потомков.
В них едва ли была какая-либо сердечная привязанность - даже по суровым патриархальным греческим меркам.
Алкивиад женился на Гиппарете, дочери Гиппоника из рода Кериков, взяв с неё приданое в 10 талантов. После того, как она родила ему сына, Алкивиад потребовал ещё десять талантов, «утверждая, будто таков был уговор на случай, если появятся дети». Затем Алкивиад начал ей изменять с гетерами.
Тогда она ушла к своему брату Каллию и решила подать на развод. Когда она пришла на Агору, чтобы подать архонту требование о разводе, появившийся Алкивиад «внезапно схватил её и понёс через всю площадь домой».

Находясь на Самосе в 411 году до н. э., он успел прижить детей с некоторыми самосскими аристократками. Впоследствии их потомки возводили своё происхождение к Алкивиаду, например, историк эллинистической эпохи Дурид.

Плутарх отмечает "необъятность" Алкивиада, вызывавшую у его современников смешанные чувства:

" с дела­ми и реча­ми государ­ст­вен­но­го мужа, с искус­ст­вом ора­то­ра и муд­ро­стью соче­та­лись непо­мер­ная рос­кошь повсе­днев­ной жиз­ни, раз­нуздан­ность в попой­ках и любов­ных удо­воль­ст­ви­ях, пур­пур­ные, жен­ско­го покроя оде­я­ния, воло­чив­ши­е­ся в пыли город­ской пло­ща­ди, чудо­вищ­ная рас­то­чи­тель­ность, осо­бые выре­зы в палу­бе на три­е­рах, чтобы спать помяг­че - в посте­ли, уло­жен­ной на рем­ни, а не бро­шен­ной на голые дос­ки, позо­ло­чен­ный щит, укра­шен­ный не обыч­ным для афи­нян отли­чи­тель­ным зна­ком20, но изо­бра­же­ни­ем Эрота с мол­нией в руке, - и, видя все это, почтен­ные граж­дане него­до­ва­ли и с омер­зе­ни­ем отпле­вы­ва­лись, но в то же вре­мя стра­ши­лись его пре­зре­ния к зако­нам и обы­ча­ям, уга­ды­вая в этом нечто чудо­вищ­ное и гро­зя­щее тиран­ни­ей. Чув­ства же к нему наро­да удач­но выра­зил Ари­сто­фан21:

"Жела­ет, нена­видит, хочет все ж иметь."

И еще удач­нее - в виде ино­ска­за­ния:

"Не надо львен­ка в горо­де вос­пи­ты­вать.
А вырос он - его при­дет­ся слу­шать­ся."

В самом деле, доб­ро­воль­ные пожерт­во­ва­ния, щед­рость хоре­га, дары горо­ду, в пыш­но­сти кото­рых он не знал себе рав­ных, сла­ва пред­ков, сила сло­ва, кра­сота и кре­пость тела в соеди­не­нии с воин­ским опы­том и отва­гой застав­ля­ли афи­нян про­щать Алки­ви­а­ду все осталь­ное, отно­сить­ся к нему тер­пи­мо и вся­кий раз под­би­рать для его выхо­док самые мяг­кие назва­ния, име­нуя их то шут­ка­ми, то даже доб­ры­ми дела­ми.

Так было, напри­мер, когда он запер у себя худож­ни­ка Ага­фар­ха и дер­жал до тех пор, пока тот не рас­пи­сал ему весь дом, а потом награ­дил и отпу­стил.

Или когда уда­рил Таврея, сво­е­го сопер­ни­ка по хоре­гии, пытав­ше­го­ся отнять у него победу. Или когда выбрал себе одну из мелос­ских плен­ниц, при­жил с нею ребен­ка и вос­пи­тал его.

Этот посту­пок назы­ва­ли в чис­ле дока­за­тельств Алки­ви­а­до­ва чело­ве­ко­лю­бия, забы­вая, одна­ко, о том, что он был глав­ным винов­ни­ком рез­ни на Мело­се, под­дер­жав пред­ло­же­ние о каз­ни всех муж­чин, спо­соб­ных носить ору­жие, и подав за него голос.

Далее: Ари­сто­фонт напи­сал Немею, обни­маю­щую Алки­ви­а­да, кото­рый сидит у нее на коле­нях, и афи­няне спе­ши­ли полю­бо­вать­ся кар­ти­ной, гром­ко выра­жая свое вос­хи­ще­ние.

Но людям пожи­лым и это было не по душе: все это, твер­ди­ли они, отда­ет тиран­ни­ей и без­за­ко­ни­ем. И мно­гим каза­лось осно­ва­тель­ным мне­ние Архе­стра­та, гово­рив­ше­го, что двух Алки­ви­а­дов Гре­ция не вынес­ла бы. А когда одна­жды Тимон, чело­ве­ко­не­на­вист­ник, встре­тив Алки­ви­а­да, кото­рый после гром­ко­го успе­ха воз­вра­щал­ся из народ­но­го собра­ния в тор­же­ст­вен­ном сопро­вож­де­нии целой тол­пы почи­та­те­лей, не про­шел, по сво­е­му обык­но­ве­нию, мимо и не бро­сил­ся в сто­ро­ну, но напра­вил­ся пря­мо к нему, поздо­ро­вал­ся и ска­зал: «Моло­дец, сынок, рас­ти все выше и выше - гро­мад­ным злом вырас­тешь ты для них всех!» - кто засме­ял­ся, кто отве­тил бра­нью, но были и такие, кого эти сло­ва сму­ти­ли не на шут­ку. Вот до чего раз­но­ре­чи­вы были мне­ния об Алки­виа­де по при­чине непо­сто­ян­ства его нату­ры."

Прав Клекли или нет?
Я из похожих людей назову Кортеса, - того самого, кто вероломно и весьма коварно, но чертовски эффективно выпилил наивных ацтеков.
Его отношение к индианке Марине было удивительно милосердным , но при этом это не помешало ему выпилить её соотечественников, используя её в качестве переводчицы и информатора.
Даже его друзья и товарищи отмечали,что Кортес никогда никому не говорил правы в жизни и был отчаянно храбрым и неимоверно хитрожопым.
В его отношении у меня есть почти уверенность, что там - не просто пассионарность и талант, но и некоторая стратегически неестественная гибкость, которую дарует именно низкий уровень эмпатии либо её полное отсутствие.

Пока при­ни­ма­лись эти реше­ния и выно­сил­ся при­го­вор, Алки­ви­ад успел бежать из Фурий в Пело­пон­нес и сна­ча­ла задер­жал­ся в Арго­се, но затем, боясь вра­гов и окон­ча­тель­но рас­про­стив­шись с надеж­дою на воз­вра­ще­ние в оте­че­ство, послал в Спар­ту гон­ца с прось­бой о лич­ной непри­кос­но­вен­но­сти и надеж­ном убе­жи­ще, суля за это одол­же­ния и услу­ги куда более зна­чи­тель­ные, неже­ли тот ущерб, кото­рый он нанес спар­тан­цам, будучи их про­тив­ни­ком. Полу­чив все необ­хо­ди­мые заве­ре­ния и вновь испол­нив­шись бод­ро­сти, он при­ехал в Лакеде­мон, был радуш­но встре­чен и преж­де все­го, видя, что спар­тан­цы мед­лят с помо­щью сира­ку­зя­нам, убедил их и чуть ли не заста­вил отпра­вить в Сици­лию отряд во гла­ве с Гилип­пом, чтобы сло­мить силы выса­див­ших­ся там афи­нян; далее, послу­шав­шись его сове­тов, спар­тан­цы воз­об­но­ви­ли воен­ные дей­ст­вия про­тив Афин в самой Гре­ции и, нако­нец, обнес­ли сте­на­ми Деке­лею32, и это было страш­нее все­го про­че­го: ника­кой дру­гой удар не мог обес­си­лить род­ной город Алки­ви­а­да столь же непо­пра­ви­мо.

Снис­кав доб­рую сла­ву этой даль­но­вид­но­стью государ­ст­вен­но­го мужа, ничуть не мень­шее вос­хи­ще­ние вызы­вал он и сво­ею част­ной жиз­нью: чисто спар­тан­ски­ми при­выч­ка­ми и замаш­ка­ми он окон­ча­тель­но пле­нил народ, кото­рый, видя, как корот­ко он остри­жен, как купа­ет­ся в холод­ной воде, ест ячмен­ные лепеш­ки и чер­ную похлеб­ку, про­сто не мог пове­рить, что этот чело­век дер­жал когда-то в доме пова­ра, ходил к тор­гов­цу бла­го­во­ни­я­ми или хоть паль­цем касал­ся милет­ско­го пла­ща. И вер­но, сре­ди мно­гих его спо­соб­но­стей было, гово­рят, и это искус­ство улав­ли­вать людей в свои сети, при­но­рав­ли­ва­ясь к чужим обы­ча­ям и поряд­кам. Стре­ми­тель­но­стью сво­их пре­вра­ще­ний он остав­лял поза­ди даже хаме­лео­на: к тому же хаме­ле­он, как рас­ска­зы­ва­ют, спо­со­бен при­нять вся­кую окрас­ку, кро­ме белой, тогда как Алки­ви­ад, видел ли он вокруг доб­рые при­ме­ры или дур­ные, с оди­на­ко­вой лег­ко­стью под­ра­жал и тем и дру­гим: в Спар­те он не выхо­дил из гим­на­сия, был непри­тя­за­те­лен и угрюм, в Ионии - изне­жен, сла­сто­лю­бив, бес­пе­чен, во Фра­кии бес­про­буд­но пьян­ст­во­вал, в Фес­са­лии не сле­зал с коня, при дво­ре сатра­па Тис­са­фер­на в рос­ко­ши, спе­си и пыш­но­сти не усту­пал даже пер­сам, и не то, чтобы он без малей­ших уси­лий изме­нял под­лин­ную свою при­ро­ду и пре­об­ра­зо­вы­вал­ся на любой лад в душе, отнюдь нет, но когда он заме­чал, что, сле­дуя сво­им наклон­но­стям, он рис­ку­ет вызвать неудо­воль­ст­вие тех, кто его окру­жа­ет, он вся­кий раз укры­вал­ся за любою личи­ною, какая толь­ко мог­ла прий­тись им по вку­су.

Как бы то ни было, но увидев его в Лакеде­моне и судя лишь по внеш­но­сти, каж­дый ска­зал бы:

Он - не Ахил­ла сын, нет - это сам Ахилл,

но вос­пи­тан­ный самим Ликур­гом; одна­ко при­глядев­шись к его истин­ным стра­стям и поступ­кам, вскри­чал бы:

Все та же это жен­щи­на!

Он совра­тил Тимею, жену царя Агида, кото­рый был с вой­ском за пре­де­ла­ми Лакеде­мо­на, и та забе­ре­ме­не­ла от него, и даже не скры­ва­ла это­го; она роди­ла маль­чи­ка и дала ему имя Лео­ти­хида, но у себя, в кру­гу подруг и слу­жа­нок, шепотом зва­ла мла­ден­ца Алки­ви­а­дом - так вели­ка была ее любовь!

А сам Алки­ви­ад, посме­и­ва­ясь, гово­рил, что сде­лал это не из дерз­ко­го озор­ства и не по вожде­ле­нию, но толь­ко ради того, чтобы Спар­тою пра­ви­ли его потом­ки.

Мно­гие рас­ска­зы­ва­ли Агиду об этом бес­чин­стве, но надеж­ней­шим свиде­те­лем ока­за­лось для него само вре­мя: одна­жды ночью, испу­ган­ный зем­ле­тря­се­ни­ем, Агид выбе­жал из опо­чи­валь­ни супру­ги и с тех пор не спал с нею целых десять меся­цев, а Лео­ти­хид появил­ся на свет как раз после это­го сро­ка, и Агид отка­зал­ся при­знать его сво­им сыном. По этой при­чине Лео­ти­хид впо­след­ст­вии лишил­ся пра­ва на пре­стол.

После пора­же­ния афи­нян в Сици­лии хиос­цы, лес­бос­цы и граж­дане Кизи­ка одновре­мен­но отряди­ли к лакеде­мо­ня­нам посоль­ства для пере­го­во­ров о пере­хо­де на их сто­ро­ну. За лес­бос­цев хода­тай­ст­во­ва­ли бео­тий­цы, прось­бы из Кизи­ка под­дер­жи­вал Фар­на­баз, но лакеде­мо­няне, послу­шав Алки­ви­а­да, реши­ли преж­де все­го ока­зать помощь хиос­цам. Алки­ви­ад и сам отпра­вил­ся в пла­ва­ние, скло­нил к мяте­жу почти всю Ионию и вме­сте со спар­тан­ски­ми вое­на­чаль­ни­ка­ми при­чи­нил афи­ня­нам огром­ный урон. Меж­ду тем Агид, кото­рый зата­ил к нему нена­висть, не про­стив бес­че­стия жены, теперь начал еще завидо­вать его сла­ве, ибо вся­кое начи­на­ние, вся­кий успех мол­ва при­пи­сы­ва­ла Алки­ви­а­ду. Да и сре­ди про­чих спар­тан­цев самые могу­ще­ст­вен­ные и често­лю­би­вые уже тяго­ти­лись Алки­ви­а­дом, тоже завидуя ему. По их насто­я­нию вла­сти дали при­каз умерт­вить Алки­ви­а­да.

Алки­ви­ад тай­но про­ведал об этом и, боясь за свою жизнь, по-преж­не­му дей­ст­во­вал заод­но с лакеде­мо­ня­на­ми, но одновре­мен­но при­ла­гал все уси­лия к тому, чтобы не попасть­ся им в руки. В кон­це кон­цов, он бежал под защи­ту пер­сид­ско­го сатра­па Тис­са­фер­на.

Он быст­ро занял самое высо­кое поло­же­ние при его дво­ре: ум и пора­зи­тель­ная изво­рот­ли­вость Алки­ви­а­да вос­хи­ща­ли вар­ва­ра, кото­рый и сам не был прост, но отли­чал­ся низ­ким нра­вом и склон­но­стью к поро­ку.

Да и вооб­ще чары еже­днев­но­го обще­ния с ним были так силь­ны, что ника­кая нату­ра не мог­ла остать­ся неза­тро­ну­той ими, ника­кая воля не мог­ла им про­ти­вить­ся и даже те, кто боял­ся Алки­ви­а­да и ему завидо­вал, испы­ты­ва­ли при встре­че с ним какое-то непо­нят­ное удо­воль­ст­вие, радост­ный подъ­ем.

Вот так и Тис­са­ферн: от при­ро­ды сви­ре­пый и в нена­ви­сти к гре­кам не знав­ший себе рав­ных сре­ди пер­сов, он до такой сте­пе­ни под­дал­ся на обхо­ди­тель­ность Алки­ви­а­да, что даже пре­взо­шел его в ответ­ных любез­но­стях.

Самый пре­крас­ный из сво­их садов, изоби­ло­вав­ший полез­ны­ми для здо­ро­вья вода­ми и лужай­ка­ми, с при­ю­та­ми для отды­ха и места­ми для уве­се­ле­ний, убран­ны­ми истин­но по-цар­ски, он велел впредь име­но­вать «Алки­ви­а­до­вым». И все назы­ва­ли его так в тече­ние мно­гих и мно­гих лет.

Тут, опять, же Плутарх скорее описывает Алкивиада как пассионарную личность, с мощнейшим магнетизмом и харизмой, удивительно гибко подстраивающуся под собеседника.

Из литературных героев близок к нему максфрайский Лойсо Пондохва - тоже пассионарий, агрессор, способный ради шутки на уничтожение, не особо преданный родине(прямо говорил об отвращении вообще к своему миру), тоже с мощным магнетизмом, тоже способный "зеркалить" тех, с кем общался

Сократ был предан родине до смерти, Алкивиад же ценил свою жизнь выше таких абстракций:
Гото­вясь к отплы­тию, Алки­ви­ад успел вырвать из рук афи­нян Мес­се­ну. Сре­ди мес­сен­цев были люди, гото­вые сдать город; зная всех напе­ре­чет, Алки­ви­ад выдал их сто­рон­ни­кам сира­ку­зян и рас­стро­ил все дело. В Фури­ях, сой­дя с три­е­ры, он скрыл­ся, и все поис­ки ни к чему не при­ве­ли. Кто-то узнал его и спро­сил: «Неуже­ли ты не веришь родине, Алки­ви­ад?»

«Отче­го же, - воз­ра­зил он, - верю во всем, кро­ме лишь тех слу­ча­ев, когда дело каса­ет­ся моей жиз­ни: тут я даже род­ной мате­ри не пове­рю - ведь и она по ошиб­ке может поло­жить чер­ный каме­шек вме­сто бело­го».

Впо­след­ст­вии, услы­шав, что афи­няне при­го­во­ри­ли его к смер­ти, Алки­ви­ад вос­клик­нул: «А я дока­жу им, что я еще жив!».

Обращает на себя внимание, что Плутарх часто приписывает Алкивиаду способность испытывать страх за свою жизнь - что не слишком указывает на психопатию, но этот момент Клекли существенным не считает.

Впрочем, если брать лживость и психопатический тип обаяния, то тут Плутарх описыает типичную ситуацию, сравнивая римлянина Марция и Алкивиада:

"Сооб­ща­ют, что Алки­ви­ад без сты­да и сове­сти брал взят­ки, а за счет полу­чен­но­го позор­но убла­жал свою раз­нуздан­ность и страсть к рос­ко­ши. Напро­тив, Мар­ция началь­ни­ки не уго­во­ри­ли взять даже почет­ную награ­ду. Вот поче­му он был так нена­ви­стен наро­ду во вре­мя раз­но­гла­сий из-за дол­гов: все утвер­жда­ли, что он при­тес­ня­ет и поно­сит неиму­щих не по сооб­ра­же­ни­ям коры­сти, но глу­мясь над ними и пре­зи­рая их. Анти­патр, рас­ска­зы­ваю­щий в каком-то пись­ме о кон­чине фило­со­фа Ари­сто­те­ля, заме­ча­ет: «Кро­ме все­го про­че­го этот чело­век обла­дал оба­я­ни­ем». Мар­цию это каче­ство было совер­шен­но чуж­до, и пото­му даже его досто­ин­ства и доб­рые поступ­ки вызы­ва­ли нена­висть у людей, ими обла­го­де­тель­ст­во­ван­ных: никто не в силах был мирить­ся с его гор­до­стью и само­мне­ни­ем - спут­ни­ком оди­но­че­ства, как выра­зил­ся Пла­тон.

Алки­ви­ад, наобо­рот, умел быть любез­ным и обхо­ди­тель­ным с каж­дым встреч­ным. Мож­но ли удив­лять­ся, что вся­кий его успех вос­хва­ля­ли до небес, встре­ча­ли бла­го­же­ла­тель­но и с поче­том, если даже мно­гие из его про­ма­хов и оплош­но­стей име­ли в себе нечто при­вле­ка­тель­ное и милое?

Вот отче­го, несмот­ря на весь вред, кото­рый он нанес государ­ству, его часто выби­ра­ли в стра­те­ги и ста­ви­ли во гла­ве вой­ска, а Мар­ций, домо­гав­ший­ся долж­но­сти, на кото­рую ему дава­ли пра­во мно­го­чис­лен­ные подви­ги, тем не менее потер­пел пора­же­ние.

Пер­во­го сограж­дане не в силах были нена­видеть, даже стра­дая по его вине, вто­ро­го - ува­жа­ли, но не люби­ли."

Харви Клекли в монографии винит Алкивиада в том, что тот беспечно завалил Афины и не смог качественно забодать Сиракузы.

Если бы тогда Афины остались на плаву, всяистория Греции и Европы, а может, и всего нашего мира была бы совершенно иной - считает Клекли.

Так ли это? Сложно сказать. Я не считаю демократию в её ограниченном греческом варианте до такой степени Мировым Бобром; может быть, у меня тут слишком "христианский" взгляд на происходящее: выбирая видимое, очевидное перед невидимым и тонким, звенящую медь славы перед ценностью любви и согласия, греки уже готовили свою культурную и моральную гибель(и приход христианства - как компенсации нарастащей дезинтеграции общества, которое ,само того не осознаая, катилось в жопу. Еси выразаться гегелистски-марксистски, то это был очень конкретный "антитезис"), и личность Алкивиада, в котором сочетались все ценимые греками достоинства - кроме того невидимого и неуловимого цвета нежности и сочувствия, который теряется за внешней яркостью.

Христианство, когда пришло на землю, с вызовом отвергло почти все то, что было качествами Алкивиада. Здоровью, находчивости, уму, красоте, гордыне, хитроумию, лживости, непостоянству, неуважению к законам, похоти, невоздержанности в еде и развлечениях - противопоставили простоту, болезнь, юродство и уродство, пренебрежение вообще физическими совершенствами, немудрость, аскетизм, целостность, смирение, кротость и подлинность натуры, честность, чистоту, послушание законам и начальникам, верность в браке, любовь к ближнему, к дальнему, даже к врагу - но при этом при верности родине.

Разве что благотворительность и щедрость не отвергло в пользу жесткой экономии и прижимистости:)Но при этом отвергло расточительность в пользу простоты жизни.

И отвергло очень надолго.
Невозможно, по-моему, правильно понять Средние Века, если не понять всей этой борьбы почти-неощутимого с торжествующим превосходством симинутного и очевидного.

Но у Клекли нет такого вывода, он просто описывает, как все его юношеские представления о границах доброго, злого, благоразумного и безумного "сломались" на Алкивиаде, который, обладая множеством талантов, обладал при этом редким умением из-за ничтожной прихоти просирать ценнейшие полимеры.

У меня драма другого порядка:)Мои представления о беспределах человека расширились ещё на тантриках и на Кастанеде в 10-16 лет, а затем "залакировались" де Садом.
Но меня смущает дружба добродетельного и граждански ответственного Сократа и "слишком по-человечески широкого"(по Достоевскому) Алкивиада - и её политико-философско-этический аспект.

Я сомневаюсь, что именно это заставило Невзорова с неприязнью отзываться о фигуре Сократа как об "омерзительном человеке": ведь Невзорыч открыто восхищается фигурой Джека Воробья из "Пиратов Карибского моря" - и чувствуется, что для него этот фильм не только интересный опыт,но и что-то лично значимое. Он даже Шнура подговорил сочинить "пиратскую" тему для программы, напоминающую "Пиратов" - едва ли это случайно.

Тогда он едва ли стал бы осуждать такого экстравагантного персонажа, каким был Алкивиад - и его наставника и друга Сократа, который, видимо, считал, что лучше уж пусть миром правят умные, сильные, гордые и хитрожопые люди с сомнительными нравственными качествами, чем рандомно выбранные путем гадания на бобах лидеры и демократическая воля тупого народа.

В этом отношении Сократ едва ли сильно раздражающая фигура - он похож из современных блогеров больше всего на Сержа 13, как по скепсису и консерватизму, так и по презрению к "левой" , оппозиционной стороне общества и по здравому смыслу. И по преклоненю перед необычными лидерами с сомнительными моральными качествами.
А также по любви к ебле мозга народу в около-софистическом - но не скатывающимся в пустую софистику ключе:))))

культура, философия, книги, этика, политика, история, любовь

Previous post Next post
Up