Красный Сион Александр Генис верно подмечает, почему Максим Горький так радостно принял революцию. И не он один, а множество интеллигентов - в Революции они видели победу города над деревней. А затем, когда крестьянство поглотило пролетариат, хлынув в города в 1920-е, эти же интеллигенты увидели в Сталине их защитника от деревни.
"Почему Горький был за революцию? Потому что он ненавидел крестьянство. Это - главная тема его жизни. Он считал, что крестьяне зарывают свой труд в землю, а рабочие создают новое, творят. Горький больше всего любил просвещение. Ему так дорого стоили знания, что он очень высоко их ценил. Крестьяне же, как ему казались, вели зверский образ жизни, который из поколения в поколение воспроизводит сам себя, они ничего не создают нового.
Он пишет, например: "Мужики развезли по домам все, что имело ценность в их глазах, а библиотеки - сожгли, рояли изрубили топорами, картины - изорвали. Предметы науки, искусства, орудия культуры не имеют цены в глазах деревни". Видно, в какой ужас привела Горького анархия. Оказалось, что страшнее всего - это не революция, а анархия, которая идет следом за ней. Не с этим ли связано то, что Горький принял Сталина как человека, который поборол анархию, вновь укрепив государство? Любое государство лучше, чем анархия, рассуждал Горький, потому что государство - это строение, в нем есть структура, а в анархии есть только хаос. Только так можно понять фигуру Горького на Беломорканале".
Александр Генис верно подмечает, почему Максим Горький так радостно принял революцию. И не он один, а множество интеллигентов - в Революции они видели победу города над деревней. А затем, когда крестьянство поглотило пролетариат, хлынув в города в 1920-е, эти же интеллигенты увидели в Сталине их защитника от деревни.
"Почему Горький был за революцию? Потому что он ненавидел крестьянство. Это - главная тема его жизни. Он считал, что крестьяне зарывают свой труд в землю, а рабочие создают новое, творят. Горький больше всего любил просвещение. Ему так дорого стоили знания, что он очень высоко их ценил. Крестьяне же, как ему казались, вели зверский образ жизни, который из поколения в поколение воспроизводит сам себя, они ничего не создают нового.
Он пишет, например: "Мужики развезли по домам все, что имело ценность в их глазах, а библиотеки - сожгли, рояли изрубили топорами, картины - изорвали. Предметы науки, искусства, орудия культуры не имеют цены в глазах деревни".
Видно, в какой ужас привела Горького анархия. Оказалось, что страшнее всего - это не революция, а анархия, которая идет следом за ней. Не с этим ли связано то, что Горький принял Сталина как человека, который поборол анархию, вновь укрепив государство? Любое государство лучше, чем анархия, рассуждал Горький, потому что государство - это строение, в нем есть структура, а в анархии есть только хаос. Только так можно понять фигуру Горького на Беломорканале".
Reply
Leave a comment