Много лет назад, когда я рассматривал "Римские древности" Пиранези, м-р Кольридж, стоявший рядом, описал мне гравюры того же художника, но из иного цикла, под названием "Сны".
В них запечатлены картины тех видений, что являлись художнику в горячечном бреду.
Некоторые из этих гравюр (я привожу по памяти лишь рассказ м-ра Кольриджа) изображали пространные готические залы, в которых громоздились разных видов машины и механизмы, колеса и цепи,шестерни и рычаги, катапульты и пр. - выражение опрокинутого сопротивления и силы, пущенной в ход.
Пробираясь на ощупь вдоль стен, вы начинаете различать лестницу и на ней - самого Пиранези, пролагающего себе путь наверх; следуя за ним, вы вдруг обнаруживаете, что лестница неожиданно обрывается и окончание ее, лишенное балюстрады, не позволяет достигшему края ступить никуда, кроме бездны, разверстой внизу.
Не знаю, что станется с бедным Пиранези, но по крайней мере очевидно, что трудам его до некоторой степени здесь положен конец.
Однако поднимите взор свой и гляньте на тот пролет, что висит еще выше - и опять вы найдете Пиранези, теперь уже стоящим на самом краю пропасти.
Но зрится вам новая невесомая площадка, и вновь несчастный Пиранези занят высоким трудом - и так далее, до тех пор, пока бесконечные лестницы вместе со своим создателем не потонут под мрачными сводами.
(с.Томас Де Квинси, "Исповедь англичанина-опиомана")
Погуглила и не нашла при первой пробе именно этой графики. Хотя ещё когда читала, вспомнился Эшер:)
Пиранези и в самом деле оказался его стилистическим прадедушкой: "кручёные" арки, улитковая архитектура, причудливые игры с перспективой, зловещая светотень.
И все фрактально, самодвижно, с характерным для снов и видений "фрактальным" разрастанием образов, множащих образы, с постоянным их танцем, разворачиванием, пульсацией.
Но вот именно эту картинку хочется отрыть.
... рано или поздно, но перед Искателем встаёт пропасть.
Предыдущие пропасти можно было перейти по разным мостам - аллегорическим мостам добродетели,любви, служения, понимания, различения.
Разум мог сцепить и подвесить эти мостики, мог идти по ним - шаг за шагом, ступенька за ступенькой.
И вот - новая пропасть.
Над ней вообще нет моста.Нет и основы для моста.
И его невозможно более построить.
Невозможно выстроить логическую связь.
Даже Логос замолкает тут.
...Но миг - и ты удивлением смотришь на самого себя - с ТОЙ стороны пропасти...
Оказывается, мосты никогда не были нужны.
Только что-то по описанию не видно схожих картинок.
А была ли эта гравюра вообще?
Загадка...
Ну, пусть пока тут повисит вот эта, с Разводным(?) Мостом, более "политкорректная" версия.
"Бессчётные путями блуждал я, ища Строителя Дома - и не находя его.
Страданиями без конца преисполнено это странствие.
Но вижу тебя теперь, о строитель Дома!
Никогда не выстроишь ты мне нового дома:
Стропила сломаны и конёк разрушен.
Ум пришёл к поражению - унялась бесконечная жажда."
(с. перифраз "Дхаммапады")