Религия. Атеизм. Правовые основы меритократического объективизма. Интерперсональное право.

Aug 07, 2015 09:21

*Меар Он*
*упртость*
*шуршим шариковским шифером*

Испытываю сильное допаминэргическое искушение поцивилизаторствовать.

А индуцировалось всё вот чем: если поглядеть на список юридических разделов права, то сразу видно, что самое "малое" право, охватывающее социальные отношения нескольких субъектов - это семейное право. Самая "тонкая" регулировка обязательств личного уровня.

И тут меня накрыло: а вот почему семейное право(и семейные правоотношения) индивидумов признаются легально, а дружеские - нет?

Затем мне вспомнились, по ассоциациям:
1)Добрососедское соглашение Шелдона Купера(светское) - маньячный список бытовых и моральных обязательств совместно обитающих соседей. С флагом квартиры, символикой и кодексом чести

2)Побратимство-посестринство в романе Марии Семёновой "Валькирия"(языческое, обычное, традиционное)
3)Побратимство у Достоевского в "Идиоте"(христианское, обычное, традиционное)

В романах Айн Рэнд дружеские отношения, отношения товарищества ставились тоже очень высоко(особенно это видно в "Атланте"), хотя и не формализовались - в духе, также близком и советской духовной культуре(что неудивительно - объективизм и коммунизм хоть и светские, но морально-дидактические системы с вертикальной шкалой цивилизационных ценностей, содержащие в себе и элементы психокультуры)
Есть, конечно,и отличия- у Рэнд это отношения по "личному выбору" и "личному совпадению мировоззренческих ценностей", а у коммунистов - это романтика имеет коллективистский, интернациональный, государственный оттенок("все трудящиеся люди - братья")

В шариатском праве есть много интперсональных регуляторов, затрагивающих моральные обязанности соседей и друзей.

В либеральном, объективистском же праве таких подходов в целом пока нет - мы, по сравнению с традиционными культурами, довольно "куцые", следует признать.

(и потому евразийство кажется многим более богатой, тонкой, "душевной" и привлекательной идеолого-политической парадигмой - ведь там органически присутствуют многие традиционные. архаическое формы семейно-добрососедских-родо-племенных отношений)

Признать - и исправить! Конкуренцию проигрывать в этом пункте никак низзя!

Исторически, отношения побратимства(посестримства), как вариант "легализованной, освященной обычаем близкой дружбы", существовали и признавались обществом. При этом их семьи(в случае, если братались мужи-главы семейств - тоже считались связанными духовным сродством.
Побратимам и посестрам предписывалось обоюдное послушание.
Нарушение побратимства, убийство побратима или посестры было тяжким грехом.

Побратимство
обычай вступления людей в отношения любви и взаимных обязательств не по кровному родству, а по родству духа и души. Обычай содержал в себе обряд обмена нательными крестами и потому назывался «крестовым братством» («по Богу братья»).

После совершения обряда отношения побратимов переходили в другое качество.

Крестовый брат - заступник, поддержка в трудных делах, соратник в бою с врагом, гарантия взаимной выручки не только в сражениях, но и в мирной жизни. Побратимство определялось соседством, дружбой, хозяйственно-деловыми отношениями.

Но иногда на это шли враждующие люди, особенно сильные и самостоятельные.
Тогда происходило братание равновеликих.

Таким было побратимство Добрыни Никитича и Ильи Муромца, когда взаимное послушание одного другому сочеталось с послушанием и старшему - победившему. Нарушить заповедь побратимства - значит преступить закон.

Узы эти сильнее кровного родства. До XIX века побратимство освещалось русской православной церковью: побратимы клялись перед иконой. Обычай этот был развит у сибирских крестьян, донских казаков. В основе обычая лежала вера русского народа в святость братства.

Побратимство
или посестримство - институт обычного права южных славян (болгар и сербов), состоящий в союзе двух или нескольких лиц одного или разных полов, основывающемся не на общности землевладения или крови, а на взаимной нравственной любви.
П. -старый общеарийский обычай, удержавшийся в полной силе лишь у югославян по условиям их национально-политической жизни, особенно в гайдучестве. Кое-какие следы П. заметны у классических народов, германцев, византийцев (άδελφοποιϊα), русских и польских славян.

Отличительные черты П.: верность и преданность друг другу, чистота нравственных отношений, возможность разноверия и разноплеменности, нерасторгаемость, отсутствие отношений имущественного наследования.
Церковь издавна приняла П. под свой покров, как о том свидетельствуют соответствующие молитвы в старых церковнославянских требниках.

Однако П. заключаются и вне влияния церкви. Различается церковное и народное П.; в том и другом случае оно может быть нарочным и случайным. П. церковное нарочное: 1) освящаемое; 2) По молитве (μετά εύχων); 3) По евангелию; 4) по клятве. П. церковное случайное: 1) по крещению в одной и той же воде; 2) вследствие совместного купанья зимой в Иордане; 3) вследствие совместного хождения на поклонение в святые места; 4) соединенное с испрашиваньем милости Божией. П. народное наречное: 1) по крови; 2) заключенное над домашним очагом; 3) по случаю совместного хождения для искания "росена" (русальной целебной травы); 4) посредством поцелуя (per osculum); 5) по обету. П. народное случайное: 1) одномесячных детей или близнецов; 2) по молоку (груди), 3) по деверству.

П. укоренилось не только в быту югославян, но и в их общем мировоззрении: судя по народной поэзии, П. заключают стихии природы, герои животного эпоса, фантастические вилы и самовилы, Бог (ср. апокриф о том, как Пров нарек Христа братом), святые, ангелы и диаволы. См. Du Gange, "Des adoptions d'honneur en frère et par occasion des frères d'armes" (в "Histoire de S. Louis IX", П., 1668, diss. XXI, 260 и сл.); Krauss, "Sitte und Brauch der Sudslaven" (B., 1885, 619-643); Giov. Tamassia, "L'Affratellemento" (Турин, 1886, 1-77); Volkov, "La Fraternisation en Ukraine" (в "Melusine", т. V. № 8, 1891; т. VII, № 1 1894; № 7, 1895); Brückner, "Ueber pobratimstvo bei Polen u. Russen im XVI Jahr." (в "Archiv für Slav. Philol.", XV); Веселовский, "Гетеризм, П. и кумовство в купальской обрядности" (в "Журн. Мин. нар. просв.", 1894, № 2); Богишич, "Zbornik Sadašnih pravnih obvčaja и južnih Slovena" (Загреб, 1874); Начов, "За П.-то" (в "Периодическо Списание", кн. XLIX-LIII, 1896).

Есть вполне реальные предпосылки и для легализации дружеских отношений - например, в ряде стран к болеющему человеку допускают родственников или членов семьи, но не допускают близких друзей.
А что, если у человека нет живых родственников, но есть очень близкие друзья?

Не могут ли они быть признанными официально?
Могут ли они помогать друг другу в болезни или в беде?
Может ли этот тип отношений защищаться светским обществом и признаваться им?

Я так полагаю, что интерперсональное право имеет большой культурный , духовный и нравственный консолидирующий потенциал.

Более того - именно в России и в Украине эта форма правоотношений может оказаться чрезвычайно органичной нашему ласковому, теплому, "широкому", душевному по природе менталитету(который в полной мере, по-моему, не выхолостили ни коммунистическая "пролетарская" жёсткость, ни 90-ые годы, ни нынешнний хищнический абсурдизм).

У меня есть очень сильное ощущение, что потребность, внутренний "драйв" к такого рода отношением существует в культуре. И, несмотря на смены социально-политических парадигм - эта потребность никуда не делась.
Напротив - она существует "на нелегальном положении" и вырождается в свою тёмную противоположность - кумовство и семейственность в политике, бизнесе и власти!

В фильмах советского времени слово "дружба" использовалось, конечно,и как эвфемизм сексуальных отношений(прямое указание на которые противоречило довольно ханжеской морали), но имело и собственный смысл.

Она сильно романтизировалось.

С этим связано много забавных для современного гомофобного общества элементов интимной, нежной дружбы между однополыми индивидами, поцелучиков и обнимашек, которые современный социум воспринимает гораздо более напряжённно.

Слово "люблю", например, имело более широкий и не такой "сексуализированный", тяжеловесный оттенок, как сейчас.
Оно вполне "законно" характеризовало и отношения нежной,близкой дружбы между двумя гетеросексуальными однополыми индивидами:

image Click to view



Слешерам всё хиханьки да хаханьки! Лишь бы "геев" везде и во всём увидеть...

Но этим они ,пожалуй, лишь размывают одну из совершенно необходимых граничных областей телесно-психической культуры, которая как раз таки и способствует нарастанию напряженности в социуме при размытых границах идентификации- что обращается и против ЛГБТ-сообщества. И вредит в итоге всем.

А напряг этот происходит, вероятно, как раз от того, что потребность есть, но её надо как-то сегрегировать, подать правильно, чтоб другой человек не понял тебя неверно.

Отсутствие культуры однополого(и разнополого) побратимства -посестримства невыгодно и гетеросексуалам, и геям - оно приводит к обострению конфликта между гендерно-сексуальными группами из-за недостатка признанных форм отражения нежных и близких дружеских чувств в широкой "нейтральной зоне".

В итоге имеем печальную картину в духе Фрейда: только подавляется не сексуальность, а тонкая, "промежуточная", форма дружеской симпатии.

Это приводит косвенным образом и к алкоголизации населения.
Дело в том, что определенные формы товарищеской интимности признаются и дозволяются людям только в ИСС, вызванном употреблением этанолосодержащих продуктов.
Высказывать их в нормальном состоянии сознания невозможно - социум намеренно подавляет и стигматизирует, "фобирует" эти формы проявлений симпатии.

И пусть в меня бросят камень - но, ящитаю, современный русский(и украинский) человек светского мировоззрения достоин богатой духовной жизни, с широким спектром признанных форм симпатии, органичных его доброму, тёплому, нежному, ласковому, сильному, ответственному менталитету!

Ящитаю, признание этих форм отношений весьма оздоровит атмосферу.

И будет выгодно и приятно как атеистам, так и верующим, как консервативным традиционалистам, так и мелиористам-прогрессивистам, как коллективистам, так и индивидуалистам, как гетеросексуалам, так и гомосексуалам, как людям одиноким, так и семейным(дружащим,соотвественно, семьями).

А ещё это будет особо выгодно пожилым людям, для которых такая форма отношений может быть ОЧЕНЬ существенной для выживания и комфорта.

А ещё это будет крайне выгодно интровертам, эмотивам и шизоидам, благо у первых высокая потребность в четкой формализации отношений и склонность формировать немногочисленные, но очень прочные и глубокие связи, у вторых - высокая чувствительность, интимность, трепетность в межличностных контактах(и на них часто несправедливо сыпятся шишки на счет их "гейства" и "пидорастичности" - из-за всего-то яркой эмоциональности,тонкой духовности, сенсуалистичности и открытости), а у третьих - повышенная симбиотическая и эукоммуникативная потребность, плюс потребность в мировоззренческой систематизации отношений.

Шоб только "воинским братством" и "бромансом" не ограничиваться: в качестве женского примера приведу дружбу интроверта Марининой с её подругой и помощницей в творчестве, Ириной Козловой(вместе 40 лет, вместе творят и поддерживают друг друга, как сёстры):

image Click to view



В этой передаче - больше про любовь к мужу, но там много и про дружбу с Ириной Козловой, тем более, что для Марининой это очень близкие чувства:

image Click to view



*Меар Офф*
*упротость офф*

закон природы, этика, дружба, политика

Previous post Next post
Up