К-Дорамы. Запись всякого меарного про "Белое Рождество"

Mar 21, 2015 06:39

http://orfis-sakarna.livejournal.com/652972.html - про музыку в БР
http://orfis-sakarna.livejournal.com/653137.html - музыка из БР
Закончила просмотр "Белого Рождества". Многое из этой корейской дорамы пришлось очень в тему моих мыслей за последние лет шесть.
_____________________________________________________________________________________________

Южная Корея. Горы.
Закрытая и отрезанная от мира частная четырёхлетняя старшая школа-интернат университетского типа "для гениев", которую ученики про себя называют "Алькатрас" - и не зря. Строжайшая дисциплина,с ориентацией на конкуренцию и достижения. В школе повсюду понапихано видеокамер, часть которых установлена и в личных номерах учеников. Талантливейшие и умнейшие дети из богатых семей от 17 до 20 лет учатся по 18 часов в сутки, живя "в постоянном страхе оказаться неудачником".

Каникулы всего 8 дней в году. Большинство радостно сваливают, хватаясь за спасительную возможность вырваться из сфокусированного на учёбе мрачного мирка, но 7 учеников, которые не могут,по разным причинам, уехать к родителям, и учитель физкультуры - для надзора за ними - остаются в школе на рождественские каникулы.

Вскоре выясняется, что каждому из них пришло одно и то же письмо в чёрном конверте с перечислением их грехов и проклятием, обещающим смерть...Или же загадочный текст значит что-то другое?...

Вскоре обнаруживается,что ученики не одни - помимо них, ещё один ученик скрывается в здании,прячась от камер, и,кроме того, рядом со школой обнаруживают неизвестно кем раненого психиатра.

Над всеми, получившими анонимки, сгущается тьма.
9(?) человек. 8 дней и ночей. И одна страшная тайна на всех.

Сеттинг настолько штамп, что даже архетип. Но это не портит ситуацию.

...Сразу стоит сказать, что "Белое Рождество" - настолько цельное произведение, что почти любые конкретные описания сюжета, персонажей, места действия и личных обстоятельств участников в любом порядке, кроме показанного в сериале, будут настолько спойлерными, что испортят просмотр.

С жанром ,впрочем, тоже спойлер: триллер предполагает катастрофу, детектив предполагает разрешенную загадку...
Но в "Белом Рождестве" как будто есть и то,и другое, но на самом деле ни того, ни другого нет.

Есть много критериев хорошей художественной иллюзии. Например, есть критерий "цитатности" - хорошие книги и фильмы "рассыпаются" на афоризмы.
Есть критерий "спойлерности" - насколько большую часть сюжета можно раскрыть в описании честно,, чтобы эмоционально-опытный смысл прочтения сохранялся в полной мере и после вступления.

Есть и другие признаки. Например, богатство мифопоэтичских нарративов, которые переплетаются в повествовании. То есть, иначе говоря, насколько глубоки "корни" произведения лежат в культуре, в жизнях других людей, к каким означающим, насыщенным кровью живового чувства, обращается произведение.

"Белое Рождество" в этих трёх отношениях - пример исключительно насыщенный.
Моя шизоидная эукоммуникативная потребность в приобщении к контексту не разочарована в сериале.

Но, думаю, среднему, нормальному человеку, происходящее покажется слишком "перекрученным".

Даже если бы сюжетных и психологических "петель" было бы в 4 раза меньше, всё равно история была бы интересной, пусть и более предсказуемой.

В этом плане очень интересный индивидуально-социально-эукоммуникативный эксперимент: поделить каждую серию пополам. И после просмотра каждой половины написать маленький рассказ о том,как, согласно опыту зрителя, должны развиться события и отношения.
И кто тут "крайние". И кто будет жить.А кто- помрёт. и когда - в начале,в середине, в конце?Кто предаст? А кто будет верен?
Что вообще произошло?

А потом, уже после последнией 16 половинки сериала, проверить,насколько вы "Ванга-Детективщег" или "Нострадамус-Детективщег".

Корейцы ,надо сказать, вообще в этом плане радуют: у них в сериалах(даже длинных) за 10 минут может произойти больше событий,чем в соответствующих тому же жанру западных сериалах за 2-5 серий.

Опять же: "Белое Рождество" незатянуто, но его можно было бы растянуть на серий 29-39 - и тогда получился бы "Лост", но в школьном антураже.

Очень понравилась аккуратность в деталях и степень "капитанства": самое то. Зрителя не держат за тупого ,которому всё надо "разжевать", но и не мучают недосказанностями и слишком "обрывочными" историями с "открытыми", опущенными в воду концами нитей клубка. И оставляют много места на "подумать" и "сложить картинку" из там и сям оставленных деталей. Можно пересматривать, да ещё и не один раз.
Вот оно, шизоидное щастье:)

А детали!..
Корейцы, особенно если сравнивать с японцами, любят въедливо продумывать мелкие обстоятельства и правдоподобную подоплёку действий даже там, где это не столь необходимо.

Афористичность...

Когда в Африке нет дождя, тысячи зебр собираются на берегу реки.
А у реки их уже ждет лев.
Он выбирает одну зебру из тысячи, самую слабую, раненную или отбившуюся от матери.
Но не только лев ждет такую зебру.
Другие зебры тоже ее ждут, чтобы принести одну в жертву.
Тогда они смогут напиться.

Представь, что ты раненная зебра, никто об этом не знает - ни лев, ни другие зебры.
Как бы ты поступил?
....У реки ждет лев, и время не на вашей стороне, как бы вы поступили, зная, что ваш друг ранен? ...У реки ждет лев.
Когда умираешь от жажды, кто-то должен стать жертвой, иначе не выпьешь ни капли, как вы поступите? Мы можем лишь молиться,чтобы самые нетерпеливые прыгнули в реку,что кто-то будет ранен,что молодые начнут отставать, чтобы лев насытился.
Разве можно не мечтать об этом?
"

Ыстенным "детективщегам", впрочем, как раз, возможно, будет скучновато: навыком "небесного детективного тыкинга в наиболее приятного и наименее заметного персонажа" можно угадать двух главных подозревашек уже в первой серии - и не ошибиться. По крайней мере, обоих я угадала сразу, но полной картины не увидела и не была уверена в отгадке.

"Ужастиковость" местами присутствует, но и это - не главное.

Главное - чувственное наполнение. Посему, история преимущественно будет ближе женской,чем мужской аудитории. Либо надо нейрогностически подловить себя и смотреть из максимально "созерцательно-лирического настроения", когда биохимия соизволит выделить "стратегический паёк" оного.
Ибо красота в глазах смотрящего.
И впечатление от таких тонких вещей очень сильно зависит от того,как с самого начала к ним подойдёшь.

В этом, наверное, главная тайна "Белого Рождества" - это и не детектив, это и не триллер, и не подростковая "страшилка", и не "маленький мальчик нашёл пулемёт" в духе Голдинга ("Люди говно,а дети - тоже люди"), это и не притча, и не сказка, но в этом есть очень сильный "человеческий" пласт, и что-то - от всего из перечисленного.

В нем ситуативно сходятся фундаментальные, "проклятые" философские вопросы, от банальной "дилеммы заключенного" и "стокгольмчского синдрома", до власти страхов и борьбы слепого желания выжить с чувством долга.

При этом, сериал - скорее поэзия, чем проза. Он зачаровывает, а не берёт смотрящего силой создаваемых впечатлений.

Можно сказать, что это - История. Пространство, в которое приглашает автор, пугает, но оно знакомо каждому.
Это путешествие по собственной душе с проводником - с полным знанием того, что проводник не бросит тебя ни в одном кругу ада, среди масок, каждая из которых отражает какую-то грань тебя самого.

Воть:) Удалось сформулировать цимес тех художественных произведений, которые сильнее всего "цепляют" меня и мне подобных.

Искушение предельным доверием, которое оправдывает себя, даже если в какой-то отчаянный миг кажется,что темнота становится полной.

Время новолуния. Темнота перед рассветом.

Великолепны все персонажи. У них очень цельные и жизненные образы. И каждому уделено достаточно времени для раскрытия. Очень хороший "баланс характеров".

психика, дорамы, фильмы, мозг, искусство, психология, кино, музыка

Previous post Next post
Up