Искусство. Комедия и трагедия. Религиозные фэндомы. Культура противодействия психопатам.

Feb 13, 2015 09:49

Контекст
_____________________________________________________
https://ru.wikipedia.org/wiki/Плачущий_Гераклит_и_смеющийся_Демокрит
- тут всячески превозносится смех и всячески принижаются слёзы.
А я буду "адвокатом слёз" в этом посте:)
______________________________________________________
*Меар ON*

...Самое интересное жанровое отличие комедии от трагедии - в отсутствии реального, фактического отличия.

С главным героем комедии происходят те же явления ,что и с главным героем трагедии/драмы - разница лишь в одном пункте: в степени сострадания режиссёра и зрителя к герою и его невзгодам и неприятностям, сыплющимся на него/неё по ходу повествования.

Вопрос уходит во многом в способность здоровой сихики к эмпатии - отчасти эта способность врожденна, отчасти приобретается внутри конкретной социальной психокультуры через научение, а отчасти - свидетельствует о том, что у организма достаточно высокий тонус,чтобы уметь принимать реальность, не принижая значимость чужой боли.
Даже здоровое человеческое существо может быть доведено до стадии "веселого, безоглядного зла", если находится под достаточно длительным давлением и вынуждено лгать,чтобы уменьшить боль от пыток, от физического и вербального насилия.

Способность к состраданию - одна из основных (декларирумых, по крайней мере) ценностей светского гуманизма, буддизма, индиуизма, христианства.
Кстати сказать, в русском переводе Коране есть слова "милость" и "милосердие",но о любви и сострадании в к ближнему ни в одной суре Корана вы не найдете ни слова.

Подобные ситуации - с призывом пожалеть невинно пострадавшего человека и не издеваться над ним ,- впрочем, можно отрыть в хадисах в сборнике Бухари, но и там они не так часто встречаются.

Складывается(у меня лично, в меру моей ограниченности) впечатление, что Мухаммад скорее призывал беречь ближних(мусульман и платящих джизью людей Писания), чем развивать способность к сочувствию и состраданию, подразумевающую бережность в естественном порядке.

Пелевинская кицунэ А Хули рекомендовала покаянный плач как средство очищения энергетических каналов.
"Сперва бесхвостая обезьяна должна зародить в своей душе любовь, начиная с самых простых ее форм и постепенно поднимаясь к истинной любви, у которой нет ни субъекта, ни объекта. Потом она должна переосмыслить всю свою жизнь, поняв ничтожество своих целей и злокозненность своих путей. А поскольку ее раскаяние обычно лживо и недолговечно, ей следует прослезиться по поводу своих черных дел не менее тридцати раз. И, наконец, обезьяна должна совершить магическое действие, аналогичное тому, которое описано в пункте три, только с поправкой на то, что у нее нет хвоста. Поэтому бесхвостая обезьяна должна сначала разобраться, как она создает мир и чем наводит на себя морок. Все здесь довольно просто, но у меня совсем не осталось времени на этом останавливаться. "

Я бы только сказала, что Пелевин ,в силу личной шизоидности и пофигистского подхода к писательскому ремеслу, немного перепутал порядок действий - дойти до "любви ,у которой нет ни субъекта,ни объекта", то есть Парабхакти, Каруна-Парамиты и только потом научиться плакать как-то не слишком нейрореалистично.

Падмасамбхава бы не одобрил такого подхода:

"

Учитель Падма сказал: Некоторые люди называют себя практиками тантры и ведут себя вызывающе, но поведение тантрики не таково.
Махаяна значит: лелеять всех живых существ с беспристрастным состраданием.
Недостаточно объявить себя тантрикой, а потом воздерживаться от принятия того, что добродетельно, и не избегать или не остерегаться дурных поступков. Для всех, кто практикует тантру, крайне важно развивать в своем существе великое сострадание.
Не зародив в своем существе сострадание, ты превратишься в небуддистку с ложными воззрениями, если даже объявишь себя практиком Тайной Мантры.

Учитель Падма сказал: Тайная Мантра - это Махаяна.
Махаяна значит приносить благо другим.
Чтобы приносить благо другим, ты должна обрести три каи плода.
Чтобы обрести три каи, ты должна собрать два накопления.
Чтобы собрать два накопления, ты должна упражняться в бодхичитте.

Ты должна практиковать пути зарождения и завершения как единство.

В любом случае, тантрика без бодхичитты совершенно неприемлем, и он не практикует Махаяну."

Мне вспоминается ответ одного йога-психопата, очень как раз симптоматичный:

"как психопат могу сказать, что описание точное но взгляд на проблему другой
1. я не считаю это проблемой
2. если бы не психопаты вы бы в пещерах с палками сидели
3. вы сами не знаете что для себя хотите(не можете расставить приоритет целей) мечетесь между разумом инстинктами и их рудиментарным отростком- эмоциями
4. психопат подавляет инстинкты и эмоции(лишь изредка выпуская их наружу) и в полной мере на порядки выше пользуется разумом и в этом превосходит обычных людей
5. не знаю как для остальных а для меня вы недоразвитые зверушки я много экспериментировал посещал йоги и т.д. в результате развил способность переживать эмоции и даже развил творческие способности, так вот вы и в этом примитивны и не развиваетесь дальше социальных инстинктов и инстинктивной опять же когнитивности.
6. я нашёл психопатов и предложил развить эмоциональность. в результате и они превзошли обычных людей
7. проблема не в нас, а в вас, я думаю ещё в детстве многие из нас закрываются эмоционально(кроме тех кто в принципе не способен на эмоции по физиологическим причинам) по причине сверх развитого восприятия и способности к более высоким гармониям(интеллектуальным и эмоциональным) из-за диссонансных резко негативных переживаний. Это вы калечите нас.
8. Мы следующий этап развития человечества проблема в том, что по множеству причин мы не можем консолидироваться и среди нас много, откровенно говоря, подлежащего утилизации хлама."

Вот из-за таких "пратьекабодхи" персонажей Тхеравада и мутировала в Махаяну:)
Это была компенсаторная реакция сложившейся психокультуры,направленная на очистку от "подрывных элементов"

Если под "энергетическими каналами" понимать нашу парасиматику и симпатику - то даже можно считать, это работающий метод.

В состоянии крайней апатии, "омертвления" души(сознания, включая психосоматику) есть такая точка, когда человеку уже настолько плохо, что не ощущается ни страдания, ни боли. Не ощущается ничего. Депрессия как она есть.

Именно для такого состояния может быть целительной нежная, человеческая жалостливость.
Если человеку в таком состоянии удается хотя бы расплакаться, пусть даже из жалости к себе - можно сказать, что "лёд тронулся". Именно слёзы первыми возвращают жизнь - и способность чувствовать свою и чужую боль, а вместе с ней - смысл жить и чувство направления.

Потому что "даже до комплекса неполноценности ещё надо дорасти" - невротику в депрессии надо научиться хотя бы пожалеть себя, маленького. Если невротик ещё и шизоид, у него/неё и вовсе может "выпасть личностный центр" , эгоистическая середина, а вместе с распадом личностного происходит и выпадение из реальности.

В христианской аскетической психокультуре людей, у которых "слёзы стояли близко", очень ценили и почитали "дар слёз" одним из великих духовных даров - превыше любых сверхъестественных способностей, даруемых по Благодати, превыше прозорливости, превыше исцеления душ и тел.

Почему? Потому что у такого человека,как считалось в исихастском фэндоме, опасность попасть в "прелесть духовную", возомнить о себе, стать коварным и жестоким мудаком с сатанинскою гордыней была ниже.
Таки здесь христианские исихасты были почти правы.

Кто читал "Волшебную зиму" Туве Янссон ,те,возможно,вспомнят эпизод с похоронами Бельчонка с Хорошеньким Хвостиком.

Малышка Мю(пример высокосоциализированной психопатки) заявляет прямым текстом:

"Я грустить не умею. Я умею только злиться или радоваться!"

Википедия описывает её как "абсолютно эгоистичную", но это смотря что понимать под "эгоизмом".

Я использую эгоизм в лайтмановско-рэндовском смысле - это стремление наслаждаться плодами своего труда, не паразитируя на окружающих и не используя других, а наполняя их своей радостью.

А у малышки Мю эгоизма, культуры здорового осознанного потребительства - нет.
Она не потребитель (ни высокий, "верхнеэтажно-Масловский", ни низкий), а именно паразитка.

Ей ничего не стоит "позаимствовать" чужую вещь, даже нужную хозяину.
Она умет , но не любит работать. Зато любит портить чужую работу "ради лулзов", как сказали бы лурковские трололо.

И тут у Туве Янссон все довольно-таки приближенно-нейрореалистично:

Малышка Мю не плачет никогда. Ни от горя, ни от печали, ни от жалости к себе или другому.

Малышка Мю лежала в своем рваном спальном мешке и злилась. К
вечеру подул сильный ветер, и он задувал прямо в пещеру. Мокрая
картонная коробка лопнула в трех местах, а клочья шерсти, выдранные из
спального мешка, беспорядочно летали по всей пещере из угла в угол.

-- Привет, старушенция! -- закричала малышка Мю и толкнула в
спину свою сестрицу Мюмлу. Но Мюмла продолжала спать, она даже не
шевельнулась.

-- Ну, я начинаю по-настоящему злиться, -- сказала малышка Мю. --
Один раз в жизни понадобилась сестра, и вот на тебе пожалуйста!

Она отшвырнула пинком спальный мешок. Потом подползла к входному
отверстию пещеры и с явным восхищением выглянула в холодный мрак.

-- Вот я вам всем сейчас покажу, -- угрюмо пробормотала малышка
Мю и заскользила вниз с горы.

Здесь было гораздо пустынней, чем на краю света (если, конечно,
кому-нибудь довелось побывать так далеко). А снег разметало по льду
большими серыми волнами. И еще прежде чем зашла луна, побережье
исчезло во мраке.

-- А теперь поехали! -- сказала малышка Мю.

Ее юбки заколыхались на резком северном ветру. Она покатила среди
снежных сугробов, туда-сюда, растопырив лапки и удерживая надежное
равновесие, которое необходимо, если ты настоящая Мю.

Свеча в купальне уже давным-давно погасла, и, проезжая мимо,
малышка Мю увидела лишь очертания остроконечной крыши на глади неба.
"Это наша старая купальня", -- подумала Мю и вдохнула резкий и опасный
запах зимы. Она остановилась у края берега и прислушалась. В глубине
Пустынных гор, невероятно далеко отсюда, завывали волки.

-- Выходит, дело нешуточное! -- пробормотала малышка Мю и
ухмыльнулась в темноте.

Ее чутье подсказало ей, что где-то здесь -- дорога в Муми-дол и к
дому, где есть теплые одеяла, а может, даже и новый спальный мешок.

(...)
Мало-помалу из отверстия в крышке показались взъерошенные волосы
и злое личико малышки Мю.

-- Ты в своем уме?! -- воскликнула она.

-- Не знаю, -- ответил бельчонок.

-- Ты разбудил меня, -- строго продолжала малышка Мю, -- и съел
мой спальный мешок. Как это получилось?

Но бельчонок так разволновался, что опять забыл, зачем он это
делал.

Малышка Мю фыркнула и совсем вылезла из картонки. Прикрыв крышкой
спящую в картонке сестру Мюмлу, она потрогала снег рукой.

-- Так вот ты какой! -- воскликнула она. -- Чего только не
придумают!

Она тут же слепила снежок и метко бросила его в бельчонка, после
чего вышла из пещеры, чтобы стать полновластной хозяйкой зимы.
Мю упала

Первое, что она сделала, это поскользнулась на обледенелой горке
и довольно сильно ударилась.

-- Вот как! Вот как оно бывает, -- рассердилась она.
Но тут вдруг подумала о том, до чего смешно она, Мю, выглядит с
задранными кверху ногами, и долго хохотала. Потом взглянула на горку,
немного поразмышляла и, воскликнув "ага!", съехала на хвостике с горки
вниз, подскакивая и хохоча и уносясь далеко-далеко по блестящему
скользкому льду.

Она скатилась с горки целых шесть раз и только тогда заметила,
что у нее замерз животик.

Тогда малышка Мю снова пошла в пещеру и вытащила из картонной
коробки свою спящую сестру. Мю наверняка никогда прежде не видела
санки, но чутье подсказало ей, что они вполне могут получиться из
картонной коробки.
(...)
- Пойдете вы на похороны или нет? -- с достоинством спросил он.

-- Ясное дело, пойдем, -- ответила Туу-тикки. -- По-своему это
был хороший бельчонок.

-- В особенности хорош был у него хвостик, -- сказала малышка Мю.
(...)
огда Муми-тролль снова вышел из дому, к хвосту у него была
привязана траурная лента. Он прикрепил и маленький черный бантик к
шапочке Туу-тикки.

А малышка Мю наотрез отказалась от всяких траурных лент и
бантиков.

-- Если я горюю, мне вовсе незачем это показывать и надевать
разные там бантики, -- сказала она.

-- Да, если ты горюешь, -- подчеркнул Мумитролль. -- Но ведь ты
не горюешь!

-- Нет, -- призналась малышка Мю. -- Я не могу горевать. Я умею
только злиться или радоваться. А разве бельчонку поможет, если я стану
горевать? Зато если я разозлюсь на Ледяную деву, может, я и укушу ее
когда-нибудь за ногу. И тогда, может, она поостережется щекотать
других маленьких бельчат за ушки только потому, что они такие
миленькие и пушистые.

(...)
-- Я все думаю, хорошо ли у нас получилось, -- беспокойно заметил
Муми-тролль.

-- Лучше и быть не могло, -- утешила его Туу-тикки.

-- Нет, могло бы, -- возразила малышка Мю. -- Если бы мне
достался красивый беличий хвостик на муфту, было бы куда лучше.

*Меар OFF*

психика, психология, личное-неприличное, литература

Previous post Next post
Up