Трина Спенсер "Анализ Вербального Поведения"

Nov 15, 2014 01:27

Оригинал взят у johnlaurel в Трина Спенсер "Анализ Вербального Поведения"
Наиболее существенные попытки доказательства  эффективности терапии в рамках Прикладного Анализа Поведения (ПАП=ABA), принадлежащие Ловаасу и другим прикладным бихевиористам, содержатся в исследованиях с использованием контрольных групп (обсуждение смотри здесь).  В наиболее полной форме "строительствo языка" по методу Ловааса описано в книге "Аутичный ребенок" (Lovaas, "Autistic Child", 1977).

Вербально-поведенческая (VB) терапия на основании функционального анализа языка Скиннера, ставшая популярной главным образом благодаря Джеку Майклу (Jack Michael), Марку Сандбергу (Mark L. Sundberg)  и Джеймсу Партингтону (James W. Partington), до сих пор не подвергалась научному тестированию подобного уровня (см. Carr & Firth, 2005). Невзирая на это, использование вербально-поведенческого метода в практических занятиях считается эффективным многими специалистами по ABA.  Популярное изложение метода дается в книге Барберы "Детский аутизм и вербально-поведенческий подход", переведенной недавно на русский язык. На русский был также переведен VB-MAPP - инструмент для оценки функционального уровня языка ребенка с целью создания индивидуальной программы для занятий.

Ниже приводится перевод статьи Трины Спенсер о Вербально-Поведенческом Анализе (VBA), опубликованной в рамках пятитомной "Энциклопедии Расстройств Аутичного Спектра" под редакцией Фрэда Волкмара (Encyclopedia of Autism Spectrum Disorders, 2012).


Анализ Вербального Поведения (АВП)
Трина Д. Спенсер
Институт Человеческого Развития, Университет Северной Аризоны, Флагстафф,  Аризона, США

Определение

В своей книге «Вербальное Поведение» (1957), Б.Ф. Скиннер определил вербальное поведение как «поведение, которое подкрепляется через взаимодействие с другими людьми» (с.2). Если следовать этому определению, то наливание воды в стакан, которое приводит к его наполнению, не является вербальным поведением.  В то время как действие , происходящее после произнесения фразы «Вы можете наполнить мой стакан?» зависит от поведения другого человека,  в следствии запроса. Поскольку вербальное поведение не воздействует на внешнюю среду непосредственно, а через поведение других людей,  оно требует специального рассмотрения. Тем не менее, Скиннер утверждал, что к вербальному поведению, как и к другому поведению, применимы общие принципы, такие как подкрепление (reinforcement), ослабление (punishment), и дискриминации, и которые могут его объяснять.

Историческая справка

В 1934 году Альфред Норт Уайтхед, в разговоре со Скиннером выразил сомнение, что общие принципы поведения могут объяснить язык. Невзирая на скептицизм Уайтхеда, Скиннер начал работать над книгой «Вербальное Поведение».  Ему потребовалось 20 лет, чтобы завершить эту книгу. Вскоре после публикации, Ноам Хомский, у которого была своя теория языка, опубликовал обзорную критическую рецензию «Вербального Поведения» и бихевиоризма.  Критика Хомского была неудивительна, поскольку анализ Скиннера значительно отличался от популярной лингвистической теории в двух важных аспектах. Во-первых, анализ вербального поведения включал рассмотрения элементов языка на основании их функции, а не на основании их структуры. Во-вторых, анализ вербального поведения утверждал, что язык, как поведение,  есть продукт обучения,  и что он поддерживается внешними независимыми факторами.

Невзирая на все внимание, которое вызвала эта полемика, Скиннер не ответил на рецензию Хомского, полагая, что Хомский неверно понял философские основания бихевиоризма. Спустя годы, многие проинтерпретировали молчание Скиннера как тихое поражение. Хотя поборники анализа вербального поведения отрицают это предположение, вполне возможно, что  эта интерпретация замедлила широкое внедрение подхода Скиннера. Лингвистические теории, которые связывают языковое развитие с физиологическим процессами,  процветали, невзирая на их ограниченную значимость для языковых вмешательств и терапий. Теория языка, которая ведет к полезному и эффективному вмешательству, однако, является важной, особенно для индивидов с аутизмом.

В конце 80-х годов Ивар Ловаас разработал и произвел оценку методa дискретных попыток (discrete trial training , DTT)  для обучения детей с аутизмом.  При том, что этот метод основан на оперантном методе обучения и принципах бихевиоризма, DTT не вполне соответствует анализу вербального поведения Скиннера.  Есть два важных отличия между обучением детей с аутизмом с использованием DTT и подходом, основанном на Вербальном Поведении Скиннера.  Во-первых, при том, что некоторые инструкции в случае терапии на основании вербального поведения производятся в специально созданной обстановке (structured settings), подчеркивается важность естественного окружения, и используются естественно возникающие возможности для обучения. В подходе Ловааса дети главным образом обучаются в структурированной обучающей обстановке. Во-вторых, анализ вербального поведения предполагает, что в дополнении к предпосылкам (antecedents) и последствиям (consequences), в развитие языка важны мотивирующие компоненты. Понимание мотивирующих условий для базового вербального поведения влияет на тип используемых предпосылок и следствий в процессе обучения. В отличии от этого, подход Ловааса не придает значения мотивирующим компонентам разных типов вербального поведение, и треннинг практически всегда проводится к использованию съедобных наград и социального поощрения. Хотя генерализация является ключевой в обоих подходах, в терапии на основании вебального поведения чаще начинают обучать в естественной обстановке, в то время как в подходе Ловааса генерализация проводится после того как поведение достигнуто в четко структурированной модельной обстановке.

Обоснование и Теория

Есть два типа анализа языка: формальный и функциональный. Формальный анализ рассматривает то, как вербальное поведение выглядит с точки зрения его формы (также называемой топографии). Лингвистическая точка зрения является формальной, поскольку слова и грамматические конструкции являются единицами анализа. В отличие от этого, Скиннер анализировал вербальное поведение с точки зрения функциональных единиц. Использование термина "функциональный" означает не "полезный",  а "каузальный". Иными словами, причина поведения является более важной для его понимания,  чем то, как оно внешне проявляется. Функциональная единица принимает во внимание вербальное поведение (такое как манд, такт или интравербальный элемент) и связанные с ним предшествующие и последующие события, а также мотиваторы. В соответствии с этим анализом, базовое вербальное поведение определяется условиями и переменными, которые контролируют это поведение (т.е. его причины).

Скиннер предложил набор терминов для элементов вербального поведения: манд (mand), такт (tact), эхо (echoic) и интравербальное (intraverbal) поведение, каждое из которых задается особыми параметрами, контролирующими их использование. Манд находится под контролем мотивации (например, лишение еды, наказания) и особых видов поощрения (reinforcement). Манд аналогичен команде или запросу, поскольку он содержит информацию о том, что является желаемыми или необходимым. Например, человек, который был долгое время без питья (лишение чего-то - deprivation) говорит: "Могу ли я выпить стакан Кока-Колы?" (манд) и получает его от слушателя (специальное подкрепление).  Такт (tact) контролируется невербальными предшествующими стимулами и подкреплением общего характера, такими, например, как внимание и одобрение.  Если стакан Кока-Колы находится на стойке (невербальный предшествующий стимул) и, увидев его, человек говорит "Кока-Кола", и после чего получает одобрение (подкрепление общего характера), то "Кока-Кола" является тактом (tact). Звукоподражательное (echoic) поведение контролируется вербальными предшествующими стимулами с  откликом в согласованной форме  (matching response) и общей формой подкрепления. Например, человек (первый собеседник) моделирует вербальный ответ "Кока-Кола" (вербальный предшествующий стимул), и другой человек (второй собеседник) повторяет  "Кока-Кола" (звукоподражание), получая поощрение (общая форма подкрепления) от первого собеседника за то, что ответ звучит так же, как изначальная модель. Интравербальное поведение (intraverbals) так же контролируются вербальными предшествующими стимулами и общей формой подкрепления. Однако, интервербальное поведение не похоже по форме на предшествующие ему вербальные стимулы, подобно тому, как это происходит со звукоподражательным поведением (echoic). В случае, если вместо того, чтобы сказать "Кока-Кола", первый собеседник спрашивает "Какой ваш любимый напиток?" (вербальный предшествующий стимул), а второй собеседник говорит "Кока-Кола" и получает одобрение (общее подкрепление), ответ "Кока-Кола" является интравербальным поведением.

Общие и конкретные цели

Анализ Вербального Поведения Скиннера является теоретической системой, имеющей прямые следствия  для обучения вербального поведения людей с языковыми проблемами (например, детей с аутизмом). Функциональный анализ позволяет осуществить  информативную оценку языка, признать реально существующие мотивирующие факторы,  в первую очередь с упором на мандах - принципиально важных навыках поведения, и, во-вторых, на интравербальной инструкции для того,  чтобы продвинуть языковое развитие за пределы элементарного владения.  Родители и профессионалы могут извлекать из анализа вербального поведения важные решения в отношении образовательных подходов, например расширенной коммуникации (augmentative communication), обучения методом дискретных попыток (discrete trial training, DTT), и его альтернативы - обучения в естественных условиях (natural environment teaching, NET), а также инклюзии (inclusion).  Например, с точки зрения вербального поведения, более полный языковой репертуар возможно достичь через сочетание методик DTT и NET. Для детей с аутизмом, инклюзия в обычные классы может быть эффективной в случае, если дети освоили базовые формы вербального поведения (манд, такт, интравербальное поведение), необходимые для того, чтобы получать преимущества от интегрирования в более комплексное языковое окружение.

Участники Терапии

Анализ вербального поведения применим к любому человеку; однако, терапии, основанные на этом анализе, создавались главным образом для детей и взрослых с аутизмом, как и для других нарушений развития. Скиннеровский анализ, тем не менее, не ограничивается людьми с языковыми недостатками.

Терапевтические Методики

Терапии, основанные на анализе вербального поведения, включают в себя разнообразные методики. Нет единой стандартизированной модели вербальной поведенческой терапии. Однако, есть много обучающих методик, которые являются общими - такими, например, как варьирование факторов мотивации, использование подсказки (prompting), аппроксимация (shaping), постепенное удаление подсказки (fading), и перенос контроля над стимулом. В терапии на основе вербального поведения часто сбалансированы преимущества обучения в жестко-структурированной обстановке, где учитель играет главную роль (метод дискретных попыток), с возможностями обучения в спонтанной обстановке, в которой главную роль играет ребенок (так называемое "обучение в естественной обстановке")

Информация об эффективности

Основанный главным образом на концептуальной логике, анализ Скиннера применялся для терапии детей с аутизмом на протяжении нескольких десятилетий. Невзирая на это, научные основания его использования в терапии остаются весьма скромными. Отсутствуют исследования, которые документально определяют конечный результат долгосрочного использования анализа вербального поведения, и есть лишь одно исследование, которое сравнивает терапию на основании вербального поведения с лингвистическими методами (Carr & Firth, 2005). Тем не менее, существует значительное количество публикаций, которые подтверждает основные предпосылки Скиннеровского анализа вербального поведения и демонстрирующие эффективность методик на основании этого анализа (Sautter & LeBlanc, 2006). Значительная часть этой литературы касается людей с аутизмом.

Измерение Результатов

Есть два основных инструмента измерения вербальных навыков, основанных на анализе вербального поведения Скиннера.  Определение Базового Языка и Способностей Обучения (ABLLS, The Assessment of Basic Language and Learning Skills, Partington & Sundberg, 1998) включает оценку через систему критериев, курс обучения, и отслеживающую систему (tracking system) для детей, которая охватывает основные способности к обучению (т.е. имитацию, умение спрашивать, интравербальные навыки), академические способности (чтение, математика), умение вести себя самостоятельно и моторные навыки. Дополнительное руководство "Обучение Языку Детей с Аутизмом и Другими Расстройствами Развития (Sundberg & Pardington, 1998) было опубликовано примерно в то же время, что и ABLLS. В 2008 году Sundberg опубликовал улучшенный инструмент для оценки, который включает в себя основные этапы развития ребенка и ключевые аспекты вербального поведения.   Вербальное Поведение  - Оценка Вех Развития и Помещение в Индивидуальную Программу (VB-MAPP) сосредоточен на Индивидуальной Программе Обучения (individualized education program, IEP). Он состоит из оценки развития и включает подразделы для оценки вех развития, оценки барьеров, препятствующих развитию, и переходов (с одного уровня на другой).

Уровень Квалификации Специалистов

Хотя анализ вербального поведения может быть использован для разработки терапий, Скиннер не определил набор конкретных практических приемов, и также не определен уровень квалификации специалистов. Кроме того, книга Скиннера "Вербальное Поведение" чрезвычайно сложная.  По уровню сложности, она подходит для людей с профессиональным интересом к предмету. Краткое и популярное изложение идей Скиннера можно найти в других источниках (см. Список Литературы).
Специалисты, которые используют анализ вербального поведения для детей с аутизмом должны иметь продолжительную практику в Прикладном Анализе Поведения (ПАП = ABA), в вербальном поведении и существенный опыт по применению терапии вербального поведения под наблюдением супервизора. Предпочтительно, чтобы специалисты по вербальному поведению имели сертификат  Комитета Прикладного Анализа Поведения (Behavior Analysis Certification Board, BACB) или чтобы у них был эквивалентный тренинг.  В общем, терапия по использованию вербального поведения требует от специалиста более существенных навыков и образования, чем требуют процедуры метода дискретных попыток (DTT).

Литература

Barbera, M., & Rasmussen, R. (2007). The verbal behavior approach: How to teach children with autism and related disorders. Philadelphia: Jessica Kingsley.
Carr, J. E., & Firth, A. M. (2005). The verbal behavior approach to early and intensive behavioral intervention for autism: A call for additional empirical support. Journal of Early and Intensive Behavioral Intervention, 2, 18-27.
Chomsky, N. (1959). A review of B.F. Sinner’s verbal behavior. Language, 35(1), 26-58.
Hedge, M. N., & Maul, C. A. (2006). Language disorders in children: An evidence-based approach to assessment and treatment. Boston: Pearson.
Lovaas, O. I. (2003). Teaching individuals with developmental delays: Basic intervention techniques. Austin, TX: PRO-ED.
Partington, J. W., & Sundberg, M. L. (1998). Assessment of basic language and learning skills (The ABLLS): An assessment for language delayed students. Pleasant Hill, CA: Behavior Analysts.
Pierce, W. D., & Cheney, C. D. (2004). Behavior analysis and learning (3rd ed.). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
Sautter, R. A., & LeBlanc, L. A. (2006). Empirical applications of Skinner’s analysis of verbal behavior with humans. The Analysis of Verbal Behavior, 22, 35-48.
Skinner, B. F. (1957). Verbal behavior. Acton, MA: Copley.
Sundberg, M. L. (2007). Verbal behavior. In J. O. Cooper, T. E. Heron, &W. L. Heward (Eds.), Applied behavior analysis (2nd ed., pp. 526-547). Upper Saddle River, NJ: Merrill/Prentice Hall.

тело, психология

Previous post Next post
Up