Маленькая мысль относительно эвристики якоря: есть ситуации, которые и _должны_ восприниматься относительно. Пример с отметкой школьной годен: отметки ставятся всегда относительно, и всем это известно заранее, и учителям, и родителям. Не существует на самом деле абсолютной, достоверной шкалы соответствия оценки и знаний. (несмотря на то, что РОНО временами издает свои инструкции на этот счет.) Смысл текущих оценок - поощрять ученические старания; ставить в пример. Обозначать личный рост, и стимулировать его. Четверка в классе со всеми пятерками действует иначе, чем в классе со множеством троек: в первом случае задание было проще, во втором сложней, в первом ученик отстает, во втором - лидирует. (абсолютной является только двойка - за нее могут оставить на второй год.) Применение итоговых оценок - сравнительное тоже. В институт не берут с какой-то определенной оценкой. В институт берут с лучшей оценкой в сравнении с другими. То же самое касается большинства жизненных ситуаций, всюду, где имеется социальное взаимодействие, рационально рассматривать не некое «объективное» состояние, а положение дел относительно других. Важно, кто самый богатый. Важно, кто самый влиятельный. Кто лидер. Иррационально, наоборот, пытаться рассматривать относительную ситуацию, как абсолютную. Пытаться, например, рисуя, определить цвет предмета, абстрагировавшись от окружения - типичная ошибка дилетанта, «назвать» кувшин белым. Рисование - сплошная «эвристика якоря», потому что и физиология зрения эвристична: глаз не сообщает мозгу данные о цвете поверхности как таковом, а только разницу между прошлым и новым цветоощущением. И вот на основе этих сведений и жизненного опыта мозг решит, что перед ним: солнечный день, или сумерки, или (слепящий) серый день, в который он шагнул из темной комнаты, или (непроглядная) тьма подвала, освещенного свечой. То есть, учитывая переменную величину отверстия в нашей радужке, нерационально именно пытаться увидеть некий «объективный цвет».
Торговцы могут использовать эти эффекты для своей выгоды. Но есть ведь и обратный эффект: «ну и цены у них! Кто тут только покупает? Пойдем отсюда, на рынке почти такая же китайская шмотка продается совсем дешево» - скажет пролетарий, посмотрев на манекен с дорогущей вещью, выставленной «для контраста».
Пример с отметкой школьной годен: отметки ставятся всегда относительно, и всем это известно заранее, и учителям, и родителям. Не существует на самом деле абсолютной, достоверной шкалы соответствия оценки и знаний. (несмотря на то, что РОНО временами издает свои инструкции на этот счет.)
Смысл текущих оценок - поощрять ученические старания; ставить в пример. Обозначать личный рост, и стимулировать его.
Четверка в классе со всеми пятерками действует иначе, чем в классе со множеством троек: в первом случае задание было проще, во втором сложней, в первом ученик отстает, во втором - лидирует.
(абсолютной является только двойка - за нее могут оставить на второй год.)
Применение итоговых оценок - сравнительное тоже.
В институт не берут с какой-то определенной оценкой. В институт берут с лучшей оценкой в сравнении с другими.
То же самое касается большинства жизненных ситуаций, всюду, где имеется социальное взаимодействие, рационально рассматривать не некое «объективное» состояние, а положение дел относительно других.
Важно, кто самый богатый. Важно, кто самый влиятельный. Кто лидер.
Иррационально, наоборот, пытаться рассматривать относительную ситуацию, как абсолютную.
Пытаться, например, рисуя, определить цвет предмета, абстрагировавшись от окружения - типичная ошибка дилетанта, «назвать» кувшин белым. Рисование - сплошная «эвристика якоря», потому что и физиология зрения эвристична: глаз не сообщает мозгу данные о цвете поверхности как таковом, а только разницу между прошлым и новым цветоощущением. И вот на основе этих сведений и жизненного опыта мозг решит, что перед ним: солнечный день, или сумерки, или (слепящий) серый день, в который он шагнул из темной комнаты, или (непроглядная) тьма подвала, освещенного свечой.
То есть, учитывая переменную величину отверстия в нашей радужке, нерационально именно пытаться увидеть некий «объективный цвет».
Торговцы могут использовать эти эффекты для своей выгоды. Но есть ведь и обратный эффект: «ну и цены у них! Кто тут только покупает? Пойдем отсюда, на рынке почти такая же китайская шмотка продается совсем дешево» - скажет пролетарий, посмотрев на манекен с дорогущей вещью, выставленной «для контраста».
Reply
Leave a comment