Источник - "Наша газета"
http://www.nashagazeta.ch/"...Точкой отсчета для Мишукова стала почти гуманистическая идея: он задумался над тем, что означает сегодня семья, что объединяет ее членов, и подчеркнул, что в его восприятии глава семьи, особенно большой - «герой нашего времени»: «Когда я спрашивал, кто глава семьи по профессии, люди часто не могли сформулировать, чем занимаются. Потому что порой, для того чтобы прокормить семью, специалистам с двумя университетскими дипломами приходилось работать далеко не по специальности, а там, где платят деньги...»
С этим, конечно, не поспоришь. Как и с тем, что многие семьи до недавнего времени теснились в одной комнатушке впятером, а фотографу приходилось упираться спиной в батарею, чтобы всех захватить в кадр. Другой вопрос, возвращаясь к социальному аспекту: какую же роль играют подписи с указанием профессии? Входило ли в задумку фотографа представить архетипы российского общества?
- На самом деле, - отвечает Владимир Мишуков, - у нас у всех есть стереотипы, представления о «типичной» семье водопроводчика или почтальона. И какие-то из этих фотографий подтвердят стереотипы, а другие - разрушат их. Впрочем, не так важно, водопроводчик он или строитель, или военный, важны отношения, которые существуют в этой семье между обоими родителями, между родителями и детьми. Тем более что преимущество семейного портрета - представить людей в домашней обстановке, там, где они снимают социальную маску, которую обычно носят в обществе...
- Владимир, а Вам не кажется, что Ваши модели нередко прикрываются еще одной социальной маской - не той, за которой прячутся в обществе, а той, в которой играют в семье? Тем более, перед фотографом...
- Мне кажется, это вполне естественно. Каждый живет с представлениями о себе и постоянно носит маску, им самим созданную.
Всматриваешься в пристальные взгляды, находишь некоторые, более открытые, чаще всего - у детей, которые еще не выбрали маску, или не совсем еще понимают, что делает перед ними дядя со странным аппаратом на трех ножках, и с интересом наблюдают за происходящим. С детьми постарше и взрослыми посложнее: кто-то сохраняет естественные позы, а большинство смотрят, словно завороженные, в объектив фотокамеры. Возникает вопрос: если не так важно, кто эти люди по профессии, тогда не совсем ясно, зачем уделять их профессиональной деятельности такое внимание, включая ее в название фотографий. А вот насчет отношений в семье - это интересная идея, только вот во взглядах, как в них не всматривайся, редко проскальзывает естественное выражение.
Потом начинаешь рассматривать интерьеры. Обои и ковры действуют на воображение так же, как вкус печенья Мадлен у Пруста, вызывая в памяти вихрь ассоциаций... В качестве этнологического интереса довольно поучительно.
А при чем же здесь культ семьи? Владимир Мишуков честно признался, что, по его мнению, культа семьи в современном обществе нет. И он вместе с социологами беспокоится за будущее этой ячейки общества. Поэтому и захотел сделать портреты семей, по большей части многодетных, запечатлев их в том месте, где они живут.
Семья продавца книг:
Семья крестьянина:
Семья главного бухгалтера:
Семья радиоконструктора:
Семья финансового менеджера:
Семья полицейского:
Семья механика по заправке ксерокса:
Семья пенсионера:
Семья охранника:
Семья почтальона: