Кастовая система в Индии и Дивергент

Jun 16, 2014 14:51

Приходилось читать разную критику подростковой антиутопии Вероники Рот "Дивергент" - что не бывает такого общества, которые бы делило людей(всё их психическое многообразие) на конечное число базовых фракций и затем - на бесчисленные "профессиональне специализации".
Что 5 фракций(+бесфракционники-изгои) - невозможная утопия.

Но дык исторический пример налицо - 4-варновая(плюс неприкасаемые) система Индии была и вполне себе "работала",притом,в отличие от "свободновыбираемой" фракции Вероники Рот(которую можно поменять 1 раз по желанию или даже два раза - по протекции фракции Альтруистов), была ещё и строго эндогамной(по крайней мере, декларативно). Межварновые браки были нежелательны и лишь в крайнем случае могли инициироваться сверху вниз и только патриархально - брахман или кшатрий мог ,если всех порядочных и не очень невест из своей варны разобрали, жениться на лучшей кшатрийке или вайшьячке, соответственно.

Каждая варна к тому же делилась на "джати" - профессионально-специализированные семейно-родовые линии.

В Бхагават-Гите одним из самых главных корней сомнения убитого страхом и горем перед сражением Арджуны было именно тягостное ощущение чёрного ужаса скверны и неизвестности, неизбежной в результате войны из-за смешения варн и джати.
Он предчувствовал,что основы человечности подрываются,что "род и родина" непременно разрушатся, что стабильность потеряна, что женщины будут доставаться "кому попало" и воцарится животная жуть, мерзость и анархия.

В поэтическом переводе Липкина:
"Но мы-то, понявшие ужас злодейства,

Ужели погубим родные семейства?

40

С погибелью рода закон гибнет вместе,

Где гибнет закон, там и рода бесчестье.

41

Там жены развратны, где род обесчещен,

А там и смешение каст из-за женщин!

42

А там, где смешение каст, - из-за скверны

Мучения грешников будут безмерны:

И род, и злодеи, что род погубили,
И предки, о коих потомки забыли,

Лишив прародителей жертвенной пищи, -
Все вместе окажутся в адском жилище!

43

А касты смесятся, - умрет все живое,

Разрушатся все родовые устои,

44

А люди, забыв родовые законы,

Низринутся в ад: вот закон непреклонный!

45

Замыслили мы ради царства и власти

Родных уничтожить… О, грех, о, несчастье!

46

О, пусть без оружья, без всякой защиты,

Я лягу, потомками Куру убитый!”

47

Так Арджуна молвил на битвенном поле,

На дно колесницы поник, полон боли,

И, лик закрывая, слезами облитый,
Он выронил стрелы и лук знаменитый."

Так что в принципе, как минимум в умах людей такой порядок может существовать, хотя в реальности всё будет сложнее.

У индийцев в этом смысле поразительно шизоидное мышление. Кого-то такое "искреннее лицемерие" отталкивает, но многим нравится - индийская межсословная, межрелигиозноая и межмировоззренческая толерантность - одна из самых древних систем социальной регуляции и конфликторазрешения по устойчивой плюралистической модели, которая обычно ассоциируется только с Западом.

У православной Тани Чеховой в анти-кришнаитском, анти-ведическом ЖЖ есть на этот счёт немного социологической кастовой Матчасти, пусть и поданной в фундаменталистском ключе.

Оригинал взят у tanya_chekhova в ПРО КАСТЫ
                                                                                                                                                              Ты пацак, ты пацак и он пацак,
                                                                                                                                                              а я чатланин!
                                                                                                                                                                                       х/ф Кин-дза-дза



Становление кастовой системы происходило вместе с индуизмом в средние века. Само слово «каста» (португальского происхождения) в Индии используется лишь научными кругами. Им обозначают социальное явление, называемое самими индусами «джати» (буквально «происхождение», «рождение»). Традиционное мнение предполагает, что касты являются непосредственным продолжением ведийской варновой системы и причиной их возникновения являются сначала межварновые, а позже межкастовые браки. В действительности роль варновой системы в возникновении системы джати была невелика. Дело в том, что подавляющее большинство жителей Индии является потомками не арийских племен, а местных этнических групп, не имевших к системе варн ни малейшего отношения. Индо-арийское сообщество сложилось путем ассимиляции этих групп и навязывания им определенных социальных моделей. Основной причиной возникновения системы джати послужил процесс разделения труда на фоне усложнения социальной стратификации индийского общества в первых веках после Рождества Христова.
   Общее количество современных джати достигает 3000. Учитывая сложную внутрикастовую структуру, некоторые специалисты, выделяя подкасты и обособленные группы внутри подкаст, насчитывают от 15000 до 25000 джати.
   Основными принципиальными характеристиками джати являются следующие:

1. эндогамия - запрет на заключение браков вне собственной джати;

2. экстерриториальность - привязанность к определенной географичаской территории;

3. самоидентификация - безусловное признание каждым членом джати своей принадлежности к ней;

4. культура - индивидуальный для каждой джати набор обычаев, мифологии и обрядов;

5. признанный членами джати и внешним окружением (членами других джати) круг традиционных для них занятий и профессий;

6. иерархия - сложная иерархическая система, образующаяся с другими джати;

7. ряд правил, ограничивающих общение между членами различных джати.

Заковыка, ставящая в тупик не только внешних наблюдателей, но даже многих исследователей, заключается в том, что система джати, просуществовавшая множество веков, выработала механизмы, позволяющие ей быть то жесткой, то мягкой и пластичной, примиряя принципиально различное, соединяя несоединимое и игнорируя то, чего ей вообще не хочется замечать. Как ей это удается? Благодаря ряду хитрых принципов. По мнению профессора, доктора исторических наук, Леонида Борисовича Алаева:



принципы эти таковы:

1. Принцип презумпции неизменности - несмотря на постоянные изменения, происходящие с джати:

- появление новых джати и исчезновение старых (в Ману-смрити (Законах Ману) упомянуты 204 джати, из которых сегодня уже не существует ни одной, зато существует 3000 новых);

- социальное понижение или повышение отдельных джати;

- принятие отдельными низшими кастами в свой состав новых членов, сопровождаемое специальным обрядом,

в каждый данный момент времени джати считается неизменной, т.е. в нее нельзя вступить, членом ее можно только родиться. Кроме того, джати вечна. Как же это возможно? - спросите вы. А так. Это одна из загадок «индусского образа мышления». Далеко не единственная.

2. Принцип необходимости - огромное количество ограничений в общении между джати и сложных принципов ритуального осквернения и очищения (нельзя есть говядину, а для нескольких каст - вообще любое мясо, нельзя есть вместе с членами более низкой джати или даже принимать пищу из их рук, нельзя касаться их и т.д.) на деле оказывается не обязательным к исполнению. Нельзя, конечно, но если у тебя нет выбора, то можно. Грехом объявлено желание недозволенного, а не вынужденное, без умысла, нарушение запрета. Поиск самооправданий, как вы понимаете, никогда не требовал изнурительной работы ума. Таким образом, на деле индусы сплошь и рядом нарушают запреты на выбор профессии, общаются с кем им нужно, а не можно и вообще нарушают любой запрет джати вплоть до запрета на браки вне джати.

По негласной договоренности между всеми джати, во внутренние предписания каждой из них время от времени вносятся новые исключения из правил. Так сделано исключение для зерна. Большинство джати приняло правило, гласящее, что зерно не может осквернить кого бы то ни было. Дело в том, что значительная часть зерна в Индии производится вообще неприкасаемыми. По этой же схеме «невпитывающими» нечистоту были объявлены и сладости, являющиеся для высших джати предметом первой необходимости. После прихода нечистых англичан, «вечночистыми» стали любые медикаменты, лед и полюбившаяся индусам содовая. Обходя жесточайший запрет на принятие воды от «нечистых», индийские мудрецы постановили, что лед и содовая водой не являются. Позже было принято правило, что действия правил поведения джати не распространяются на автобус, поезд, заведения общепита, помещение парламента и т.д.

Самое удивительное заключается в том, что все эти исключения из правил джати ни в коей мере не подрывают сами их основы. Джати продолжают существовать даже тогда, когда для их существования не остается, казалось бы, никаких условий. Это еще одна загадка. И опять же не последняя.

3. Принцип «единой дхармы» всех каст. Не смотря на формальную привязку каждой джати к определенной профессии или роду занятий, связь члена джати с этой профессией носит по-индийски диалектический характер и с точки зрения обычного европейца весьма причудлива.

Во-первых, сама профессия понимается особым, отличным от привычного нам, образом. Перечень профессиональных обязанностей любого индийского специалиста может сильно отличаться от привычного нам, либо иметь ряд удивительных нюансов. Например в обязанности индийского парикмахера обязательно входит и такая, как сватовство и организация свадеб. Ткачество не рассматривается как единое занятие: разные ткани выделывают члены совершенно разных джати. То же самое относится и к горшечникам. В зависимости от сорта глины, формы производимой посуды, пользования гончарным кругом или использования других приспособлений, гончары составляют разные джати, которые могут занимать в общей иерархии джати весьма отличное положение.
   И напротив, в Индии существует целый ряд представлений о «сходстве» родов занятий, которые вносят дополнительные сложности при попытке разобраться в сочетании джати и различных профессий. Например, хотя во многих районах есть самостоятельные джати плотников (сутар) и кузнецов (лохар), общественное мнение таково, что эти профессии не считаются различными с точки зрения системы джати. Если в деревне один плотник, то он обязан и ковать, а если имеется лишь кузнец, то к нему отправляются и за плотницкими услугами. Но парикмахеру (наи) заниматься кузнечным ремеслом запрещено. Это автоматически лишает его социального статуса и ставит в положение неприкасаемого. Очень «близкими» считаются занятия горшечника (кумхара) и портного (дарзи). Людям из этих джати можно заниматься и тем и другим.

Во-вторых, для большинства джати род занятий вообще не является их отличительным признаком. Особенно это относится к верхним и нижним ступеням системы иерархии джати. На верхних ступенях немало джати различаются лишь по своим религиозным воззрениям, происхождению и т.п. Не род занятий отделяет друг от друга несколько десятков джати, считающих себя потомками брахманов и кшатриев. Что касается нижних ступеней, то кожевники (чамары), бханги (уборщики) и барабанщики (параяны) на деле чаще всего обнаруживаются в качестве безземельных батраков на плантациях.

В третьих, для каждой из джати, даже если вам удалось понять её профессиональную принадлежность, существует как бы три сферы деятельности. Это сфера предписанных обязанностей, сфера дополнительно разрешенных занятий и, наконец, сфера занятий запрещенных. Например, существует ряд занятий предписанных для брахмана. Но если он не может обеспечить себя ими, то ему разрешено заняться исполнением дхармы кшатрия или даже вайшьи, т.е. заняться земледелием, скотоводством или торговлей. Однако, будучи землевладельцем, дабы не потерять право принадлежности к высокой джати, он не может сам пахать землю или трудиться в чужом хозяйстве, а будучи торговцем, не должен торговать товарами из длинного-предлинного запрещенного списка. Что же случится, если он нарушит эти запреты? Чаще всего ничего, ибо вступит в действие «принцип необходимости» (см. выше).

В четвертых, нужно всегда помнить, что связь джати с профессией обусловлена не экономически, а ритуально. В джати нельзя вступить, но из неё нельзя и выйти. Случаи изгнания из джати столь редки, что о них можно даже не упоминать. Численность любой джати определяется в действительности демографическими законами и диктуется экономическим развитием того района, где она распространена. В истории Индии не было случая нехватки специалистов какого-либо профиля. Если неожиданно возникает нужда в дополнительных специалистах, то она тут же удовлетворяется за счет «резервных армий» любой из джати. В XVII веке резко вырос экспорт индийских тканей в Европу. Это привело к появлению миллионов ткачей на Малабарском побережье Индии. При этом не призошло ни значительных внутрииндийских миграций, ни массовых переходов из земледельческих джати, которые и дали эти миллионы, в джати ткачей. Потому, что статус ткача гораздо ниже.

В пятых, самое распространенное в Индии занятие, земледелие, в котором заняты до 80% населения, не является принадлежностью какой-либо джати вообще. Оно объявлено «всеобщей дхармой» и не способно осквернить кого-либо. С некоторыми оговорками, разумеется. Не смотря на то, что множество джати объявлены земледельческими, они не монополизируют занятие земледелием, как монополизируют свои отрасли ремесленники. Занятие земледелием приличествует любой из джати. В XVIII-XIX веках, когда рынок тканей для Индии сократился, а внутренний был далеко не резиновым, миллионы ткачей потеряли свою работу и, проделав пятнадцатикилометровый путь до своих деревень, снова занялись сельским хозяйством, вообще не заметив экономической катастрофы на Восточном побережье и дезурбанизации, так волновавшей колониальных экономистов

4. Принцип неопределенности иерархии. Многие полагают, что иерархия джати для индийского мышления четко определена и незыблема. Что индусы верят в то, что они в следующем рождении родятся в более высоком статусе и чуть ли не рассчеты делают в каком именно. На деле и тут есть чему подивиться. Даже принадлежность к одной из четырех варн, «освященная веками» не абсолютна. Несколько примеров:

1. Многие брахманские и кшатрийские джати признаются таковыми далеко не всеми остальными джати.

2. Существуют джати, занимающие по статусу положение между кшатрийскими и шудрянскими, но не принадлежащие к джати вайшьев.

3. Споры между джати о положении друг относительно друга - вековая традиция и почва для миллионов анекдотов.

4. Попытка создания всеиндийской иерархической таблицы джати не просто утопична, а скорее признак безумия.

5. Высшее по ритуальному рангу положение брахманов в табеле о индийских рангах на практике часто оказывается пустой теорией, потому что нередко деревенское общественное мнение (особенно на юге Индии) оттесняет брахманов на второе (после собственников земли), а то и на третье место.

6. Традиционное мышление индусов рисует им брахманов бедняками, перед которыми склоняются цари, ищущие их мудрого совета. Этот образ навязчиво рисуется им Махабхаратой и Пуранами. В реальности бедный брахман - достаточно редкое явление. Уже в средние века брахманы-землевладельцы были столь распространенным явлением, что сельскохозяйственные земли всего Индийского субконтинента распределялись между джати князей-кшатриев и брахманскими джати в соотношении 50/50.

7. Традиционно более высокая образованность в среде джати, причисляющих себя к брахманам, давала им преимущества в занятии видных постов в правительствах как индустских, так и мусульманских государств Индии. Более того, есть масса примеров взятия брахманами всей полноты политической власти в некоторых из индийских государств: династии Сатаваханов, Вакатанов в древности, Парамаров, Чахаманов, Кадамбов, Гахадавалов, Гухилотов в средние века, пешвы, возглавившие Маратхскую конфедерацию в XVIII веке и многие другие. Кстати, впоследствии эти брахманские династии, нередко начинали утверждать, что они кшатрии.

Итак, престиж отдельного представителя брахманской джати иногда может объясняться его принадлежностью к высшей (с точки зрения идеального социума) джати, но реально высокое положение в обществе брахманские джати занимают вследствие того, что их члены в целом богаче, влиятельней и образованнее других индийцев.

И, в заключение, несколько замечаний о внутрикастовой динамике.

1. Разделение джати. Группа, обособившаяся от остальных членов джати по нюансам профессии, религии, форме одежды, обряда или просто отдалившаяся географически, как правило отделяется от материнской джати и образует собственную. Это основная и главная причина возникновения новых джати на протяжении веков.

2. Слияние джати. Относительно новое явление, связанное с борьбой за голоса избирателей, ибо голоса представителей разных джати подсчитываются по разному. Однако и в прежние времена возникали ситуации, когда какая-либо джати была заинтересована в резком увеличении своей численности. Примером могут служить раджпуты (считающие себя кшатриями):



столкнувшиеся в XVII-XVIII веках с опасностью потерять свои позиции вследствие малочисленности и выдвинувшие легенду о том, что коли - жившее по соседству очень отсталое, но многочисленное племя, - это тоже кшатрии, поскольку они очень драчливы и их легенды гласят, что когда-то все они имели собственные княжества. И всех делов.

3. Захват статуса. Система джати находится в постоянном внутреннем движении и по вертикали. Одни джати движутся вверх или вниз относительно других. Самым проверенным и надежным способом «рывка вверх» является насильственный захват власти и земли. Большинство из нынешних «кшатриев» именно таким образом ассоциировали себя когда-то с этой группой джати. Ярким примером является история возникновения джати маратхских кшатриев, которые еще в XVII веке во главе со своим вождем, Шиваджи:



причисляли себя к  кунби - джати мирных земледельцев. Ныне все маратхские кшатрии гордятся очень солидными тысячелетними кшатрийскими генеалогиями, спешно написанными три века назад их безродными предками.

4. Государственное регулирование статуса джати. Древние (на деле средневековые) священные писания индусов позволяют правителям вмешиваться в иерархию джати для исправления перекосов, которым она подвержена. Известны случаи установления кшатриями порядка расположения джати брахманов и даже правил их браков.

5. Санскритизация. Повышение статуса джати путем имитации «чистого» образа жизни на практике выглядит примерно так: Вся джати или её часть начинает по взаимной договоренности отказываться от некоторых ритуально оскверняющих занятий. Например, водоносы продолжают носить воду, но начинают отказываться мыть посуду. Или кожевники продолжают выделывать кожи и точать из них обувь, ремни и сумки, но отказываются убирать из деревни трупы дохлых животных и сдирать с них шкуры. Цирюльники могут, продолжая стричь клиентов, начать отказываться стричь им ногти. Одновременно с этим эти бунтари, начинают копировать жизнь референтной группы, чаще всего брахманов. Все члены джати резко становятся вегетарианцами, вдовам вводится запрет на повторное замужество, все мужчины проходят обряд упанаяны и надевают агнипавиты (священные шнуры). В обязательном порядке распространяется легенда о том, как когда-то эта «брахманская» джати «потеряла» связь со своей древней династией, идущей аж от одного из авторов гимнов Ригведы. И вот настало время «восстановить» справедливость и всё такое. Окружающие джати редко ведутся на эти спектакли, но если бунтари, могут подтвердить свой статус материальным благополучием или появившейся у них властью, то со временем фиксация этого прорыва практически неизбежна. В противном случае всё возвращается на круги своя. Процесс санскритизации низких джати в Индии развернулся в последние десятилетия достаточно широко. Хотя случаи этого явления упоминаются на протяжении всей обозримой истории индуизма.

6. Вестернизация. Сознательные усилия по имитации западного образа жизни, применяемые для повышения социального статуса джати. Еще с колониальных времен западный образ жизни приобрел значительную престижность. Маркерами высокого положения джати считаются: проживание в современных домах, обставленных мебелью, ношение европейской одежды, европейские гастрономические вкусы, бОльшая свобода в поведении жен. Некоторые из высших джати сознательно избирают такое поведение для подтверждения своего высокого статуса.
   Аналогом вестернизации в средние века (примерно с XIII века) можно считать исламизацию высших джати. Именно мусульманский образ жизни в ту эпоху воспринимался обществом как образ жизни господ. Поэтому высшие джати кшатриев и брахманов массово перенимали некоторые обычаи образа жизни мусульман. Именно с тех пор кроме уже имевшегося запрета на употребление говядины, возникло презрительное отношение к свинине, которую во времена предшествовавшие исламской экспансии, все слои индийского общества кушали с удовольствием. Стало практиковаться затворничество женщин и степень их низкого участия в жизни общества стала рассматриваться как показатель благородства джати. Распространилась мода на мусульманскую одежду.

Так что в следующий раз, когда кто-либо из кришнаистов начнет размахивать перед вами фотографией очередного Шито-крыто Шиталанги Гауранги:



и заливать про брахмана из древней брахманской династии, которая ведет свою историю из счастливого и прекрасного индийского далёка, то можете конечно послушать, сделав вот такое лицо:



А можете сразу повернуться и идти по своим делам. Благо, у нормальных людей, в отличие от кришнаистов и прочих балаболов, дел всегда хватает.

религия, политика, жизнь, идеологии

Previous post Next post
Up