May 29, 2014 00:22
Тем, кто умеет наблюдать самих себя и запомнить свои переживания, тем, кто сумел, подобно Гофману, установить свой духовный барометр, приходилось отмечать в обсерватории своих мыслей ясные периоды, счастливые дни, чудесные минуты.
Бывают дни, когда человек просыпается юный и мощный духом. Едва только веки его освобождаются ото сна, смыкавшего их, как перед ним развертывается внешний мир - в четком рельефе, в удивительной ясности контуров и поразительном богатстве красок. Духовный мир также раскрывает ему свои необъятные владения, полные новых откровений. Человек, который находится в таком состоянии,- к сожалению, редком и непродолжительном - чувствует себя более одаренным, более справедливым, более благородным. Но самое удивительное в этом исключительном состоянии ума и чувстве - состоянии, которое я, без преувеличения, могу назвать райским, если сравниваю его с тяжелой мглой пошлой повседневности,- самое удивительное в нем то, что невозможно уловить видимую и поддающуюся объяснению причину, вызывающую его. Быть может, оно является следствием особенного образа жизни, удовлетворяющего требованиям гигиены и мудрости? Это самое простое объяснение, которое приходит в голову; однако приходится признать, что это необыкновенное состояние, это чудо, ниспосланное высшей, невидимой силой, лежащей вне человека, часто наступает именно после периода, когда человек злоупотребляет своими физическими способностями. Или, может быть, это награда за пламенную молитву и напряжение духовных сил? Несомненно, что упорная напряженность желания, устремление всех духовных сил к Небу могли бы создать условия, наиболее благоприятствующие наступлению такого душевного здоровья.
Но в силу какого нелепого закона наступает оно после самых преступных оргий воображения, после софистического злоупотребления разумом, которое отличается от честного, нормального мышления не меньше, чем фокусы акробата от укрепляющей здоровье гимнастики?
Что касается лично меня, то я нахожу более правильным рассматривать это ненормальное состояние духа как истинную благодать, как дарованное чудом волшебное зеркало, в котором человек видит самого себя, но таким, каким он мог бы и должен был бы быть всегда; это какое-то небесное опьянение, напоминание о гармонии в самой обаятельной форме.
Существует школа спиритуалистов, имеющая своих представителей в Англии и в Америке, которая рассматривает сверхъестественные явления - привидения, призраки и т. д. - как проявления божественной воли, желающей пробудить в душе человека воспоминание о невидимых реальностях.
В самом деле, это чудесное и своеобразное состояние, в котором уравновешиваются все способности, в котором воображение, несмотря на поразительную силу, не увлекает за собой в опасные странствия наши нравственные чувства, в котором повышенная чувствительность не страдает от больных нервов, толкающих человека либо к преступлению, либо к отчаянию,- это необыкновенное состояние не имеет предвестников. Оно является внезапно, как привидение. Это точно внушение свыше, но внушение, периодически повторяющееся,- и если бы мы обладали истинной мудростью, мы могли бы извлечь из него уверенность в существовании иной, лучшей жизни и надежду приблизиться к ней - путем упорного воспитания нашей воли. Эта острота мысли, этот экстаз ума и чувств во все времена казались человеку высшим благом.
Вот почему, стремясь только к непосредственному наслаждению, которое дает такое состояние, и не боясь насиловать законы своей природы, человек искал в естественных науках, в разных снадобьях, в самых грубых напитках и в самых тонких ароматах - искал во всех странах и во все времена - магическое средство которое дало бы ему возможность унестись, хотя бы на несколько часов, из этой юдоли праха и, как говорит автор "Лазаря" - "мгновенно овладеть Раем".
Ах, человеческие пороки, несмотря на все ужасы, которые мы в них усматриваем, доказывают (уже самой своей распространенностью) неудержимое влечение человека к Бесконечному...
Но увы! Влечение это часто сбивает с пути! Можно было бы воспользоваться, как метафорой, избитой поговоркой "Все дороги ведут в Рим" и применить ее к духовному миру; все в конце концов ведет к награде или наказанию, этим двум формам вечности. Человеческий дух кипит страстями: их у него -употребляя другое тривиальное выражение - хоть отбавляй
Но этот несчастный дух, природная извращенность которого так же велика, как и его непосредственная, почти парадоксальная способность к милосердию и к самым суровым добродетелям,- этот дух удивительно склонен к парадоксам, которые позволяют ему употреблять во зло избыток его необъятной страсти. Он никогда не желает продавать себя целиком. Но в своем ослеплении он забывает, что играет с более лукавым и более сильным, чем он сам, и что Дух Зла, получив один его волосок, завладеет его головой. И вот этот видимый владыка видимого мира (я говорю о человеке) захотел создать себе Рай при помощи фармацевтических средств и возбуждающих напитков, уподобляясь маньяку, который вздумал бы заменить солидную мебель и настоящие сады рисунками на холсте, вставленными в рамы.
Этим извращением влечения к Бесконечному и объясняются, по-моему, все преступные эксцессы: от уединенного, сосредоточенного опьянения писателя, который вынужденно прибег к опиуму для облегчения физических страданий и, открыв в нем источник убийственных наслаждений, сделал его светилом своего духовного мира и подчинил ему весь склад своей жизни, до самого последнего пьяницы из предместий, который с душой, объятой пламенем славы и величия, валяется в грязи на проезжей дороге...
Среди веществ, способных создать то, что я называю Искусственным Идеалом - не говоря о спиртных напитках, сразу приводящих в буйное состояние силы телесные и парализующих духовную силу, об ароматах, слишком частое употребление которых хотя и создает более утонченную фантазию, но постепенно истощает физические силы,- наиболее действенными являются гашиш и опиум, их сравнительно легко достать и обращаться с ними довольно просто
(с. Бодлер, "Поэма гашиша")
А очень некоторым месье , знающим толк, не надо даже никуда бегать за дилером - всё даже не под рукой, но ещё ближе. Прежде всего,это касается"эндорфинных пассионариев", у которых "своих веществ хватает".
"А как же ты расслабляешься? - А йа не напрягаюсь:))" - этот анекдот именно про них.
Фройд, вслед за Роменом Роланом, назвавший это Океаническим Чувством и Полиморфным Извращением, интуитивно,сам того не зная, очень точно угадал его природу и особенность влияния на разум и рисунок действий.
Довольно долго после Фрейда вопросом было - может ли "детское"(недиффрениированное, блаженное, "невинное","самонеопределившееся", "играющее", "парящее", "океаничное") состояние сознания сохраняться у взрослого человека длительное время,вопреки жизненному опыту и принципу Реальности, непрерывно атакующему его первичный нарциссизм?
Ответа на это Фройд не давал.
И его,и его дочь Анну интересовало именно детство "в полнокровном смысле слова" - как непаханное поле работы и открытий.
Довольно окольной дорожкой в этом направлении позже пошли трансперсональные психологи. Их попытки "закрыть общей метафизикой" вопросы, не отвечая на них по существу, трудно оценить однозначно положительно. Однако, важно было то,что сам этот вопрос был задан.
По другому пути пошли гуманистические психологи вместе с Маслоу - и ,в каком-то роде,они стремились "реанимировать" поруганные океанические-космические переживания.
Маслоу постулировал даже,что именно люди на высших стадиях развития должны испытывать их гораздо чаще среднего человека.
Однако, есть с гуманистическими психологами много неувязок.
Они крайне мало прорабатывали тему интровертности, инфантилизма, слабого эго, импринтинга, нейрогенетики,танатоса и эроса, а именно ведь внутри этих моделей лежат очень важные направляющие, которые сильно "расшатывают" Масловскую пирамиду и вынуждают её модифицировать во что-то совершенно иное - если только тот,кто этой моделью пользуется, достаточно последователен в своём поиске и не может быть довлетворен теми простыми "затыками",которе пирамида дает вместо ответов на вызовы.
Здесь важно не повторить ошибку Маркса, который,стремясь поставить трансцендентального идеалиста Гегеля "на ноги" диалектики, но уже материалистической, оказался выбит из колеи научности.
Карл Поппер, критикуя диалектический подход, критикуя и модель "тезис-антитезис-синтезис", приводит в качестве примера три стадии развития растения.
Вот есть зерно. Оно пускает корень
Затем появляется росток.
Заьтем появлятся цветок и плод.
Если в этом примере нашим способом познания зерна будет не научный метод,а материалистичская диелектическая метафизика Маркса, то тогда что мы от этого "получим"?
Окей, зерно - это тезис.
Тогда росток - это "отрицание зерна",антитезис.
Тогда цветок - это "возвращение" к зерну вновь,но в "снятом" виде,синтезис.
Все кажется нормальным(хотя, разумному человеку видно,насколько это притянуто за уши), и если смотреть на научный метод очень далекими от науки глазами,со стороны действительно может показаться,что это универсальный рецепт производства каждой новой работающей теории,и что любое новое знание извлекается из уже существующей информации не методом сбора,обработки, распределения,моделирования и построение гипотез и предсказаний,а методом перетасовки философских означающих на рекреационно-рандомной основе.
Каким же образом это относится к Маслоу? Соль тут в том, что "нельзя вот так просто взять и перевернуть пирамиду".
Те состояния,которые Маслоу(и Юнг,и трансперсональщики, и гуманисты, и неофрейдисты) считали достоянием наиболее "утонченных" верхних этажей,на проверку оказываются "эволюционным шагом назад", который лишь в силу анатомии ЦНС оказался присущ людям ,которых мы воспринимаем постянными обитателяими верхних этажей - этажей власти, роскоши, творчества, науки и самоактуализации.
Области мозга, мозга "рептильного", блаженного,сонного, таинственного, нижнего, низковолнового, всеобъемлюще-территориально-выживательно-расширяющегося - скорее лежат очень близко к уровню фундаментальным потребностей.
Мы редко рассматриваем ориентацию во времени и пространстве как первонеобходимую вещь - если только у нас самих нет проблем в системе "внутренней навигации"(вот,например, как у мозга орфис, которая "в трёх соснах заблудится").
Уровни,отвечающие за потребность в искусстве - также, очень по своему характеру "младенческие",это стадия "зеркала" и стадия "ритмичного лепета".
Потребность в самоактуализации, самопознании, самореализации, поиске смысла,морали и самодисциплины - опять же, "детская", ювенилизированная потребность. Наше "долгое" детство предрасполагает действия в рамках морали и этики , а они,в свою очередь,отражают желания тех,кто стоит выше,которые нами осознаются как наши нейрогенетические "родители, предки,авторитеты и хозяева".
Это модальность "послушного ребенка" и "подростка,который рассказывает другим подросткам разные мифологические страшилки, предупреждающие и защищающие от аморальных действий".
Потребность же в познании - это сильно "эвристически расширенная" потребность в игре. Это отроческо-подростковая стадия, это 7-месячный волчонок, теребящий тушку животного или переворачивающий каждый листик на новом месте.
Животные обучаются ,играя,и играют, обучаясь. Человек в этом плане недалеко ушел от волка. Потребность в познании теснейшим образом и нейрохимически, и "по факту" связана с игровой деятельностью.
Но зачем мозг? Чтобы выживать и размножаться более успешно и качественно, управляя(манипулируя) объектами окружающей действительности с возможностью прогнозирования их будущих состояний, благодаря способности создавать объективно-реалистичную картину окружающего мира,отраженную в сознании чувственным образом.
Как говорится - "Если ты такой умный,что же ты такой бедный?"
Но будет большой ошибкой,если мы спихнем эти "недоразвитые" первичные потребности инфантильного эго вниз и просто так там и оставим, а технически-организационно-социальные потребности заметно переделаем, распишем, распараллелим на "нисходящие" и "восходящие" - и поставим наверх ,чисто психиатрически подойдя к вопросу.
Куда девать сию эвристическую хуйню, сие полиморфное извращение, сей "первородный грех" упоротых адамов и ев?
Возможно,ответ в эволюционной психологии, этологии, математике и социологии.
Но и там он не в готовом виде,а скорее в форме попытки ответить, в нескольких вариантах, ни один из которых пока не сильно превосходит остальные.
Очень много хорошего сделает для себя, людей и жизни тот,кому хватит духу взяться за подвиг именно на этом познавательном поле.
психика,
ум,
религия,
история,
наука,
сознание,
искусство,
психология,
культура,
эволюция