Новое(или забытое старое) употреблялово для слова "мережка". Энтоптика, психоделика, живопись, культ

May 27, 2014 19:04

МЕРДА ж. стар. мереда влад. верша рыболовная, плетеная, морда. Мерёга ж. оренб. урал. режа, редина, редкое вязанье или тканье. Мережка ж. южн. петелька, клеточка в вязаньи; строчка в шитье, вышивка, городки, шитье разного вида по краю; || кур. пестрота, пестрина, рябь, меленький узор. || Шиток, вышитый лоскут на ручник, на полотенце, либо на рубаху и пр. || умалит. мережа. Мережить кур. пестрить, рябить, собственно вязать клеточками, петлями, вышивать сеткою, южн. мережевать, вышивать, окаймлять шитье мережками, городками. Мережа ж. сев. вост. ячеистая ткань, вязанье; рыболовная сеть в полотнищах, без отделки. Покрыть вишни мережей. || черноморск. ставная сеть, на камбалу и ската. || Вентер, вятер, рыбный самолов: кошель из сети, на обручах (кателях), которого один конец (кут) собран на очкур и укреплен на дне колом, а в раструб (разъезд) другого вставлена сетяная воронка (язык); от разъезда в обе стороны идут крылья, на кольях же, а иногда средина их на плутивах, поплавках (см. вентер).

Мережки ж. мн. южн. городочки, клеточки, решеточки в женском шитье: мелкий узор и оборки в шитом красной бумагой холсте, полотне. Мережный, мережковый, к мереже, мережке относящ. Мережевый, сетчатый, из сети сделанный. Мережеватый, на мережу, на сеть похожий. Мерещатый, мережевый и мережеватый; мелкорешетчатый. Мережник, рыболов, ставящий мережи. Мережить, ловить рыбу мережами, промышлять этим родом рыболовства. Мережаный, -жеваный южн. строченый, вышиваный, узорочный, с городками, с мережками.

Мерёта ж. твер. ниж. и нерето ср. мережа. Мерея ж. мерещатый, решетчатый, мелкоклетчатый узор, пестрина; насечка на юфти, тиснимая мерейными досками. Мерейчатый, мерешатый, дробно-клетчатый.

Слова эти указывают на корень мережи, по значенью решетки, клетчатки; вероятно общее с мерещить (морок) или рябить в глазах






То,что Грэм Хэнкок называет "энтоптическими феноменами", заслуживает более уютного и менее "птичьего" названия, ящитайу.

Психика человека,во все времена - штука хрупкая. Но безумие - состояние не столько качественное,сколько количественное. Оно наступает не прямсразу. Скорее, оно наползает,постепенно зохавывая наиболее хррупкие части рассудочного сознания.

Чаще всего, при слове "сумасшествие" представляются какие-то крайние состояния - например, галлюцинаторный психоз.

Но галлюцинаторный психоз(даже кратковременный, какой бывает,например, под воздействием Веществ) - тоже не сразу появляется.

Ему предшествует множество трудноуловимых,тонких, "сумеречно-пограничных" состояний сознания.

В детстве, когда мозг бурно растет, "кипит" и "плавится", некоторые из них являются вариантом нормы.

Например, психотическое чувство "Кто-То-За-Спиной-Стоит" - одна из самых частых игр ребенка в 3-4 года.

Более яркий вариант и следующий шаг в развитии психотического спектра - это "галлюцинации периферийного зрения".

Чаще всего, "почти-нормальной" глючностью такого уровня и пользуются в различных эзотерических фэндомах при гадании на хрустальном шаре, или при попытке вызвать видения.
Нужно или скашивать глаза, или смотреть "краем глаза".

При расфкусированном зрении и при большой удаче(если человек - "погранчник" между психозом и Трезвостью), можно увидеть в образовавшемся пространстве:

1. Мелькание
2. Вспышки.
3. "Мушки"
4. Нитевидные образования
5. Фигуры людей и других животных.



Но при этом прямое видение вполне отчетливое.

При дальнейшем спускании-скатывании в психоз(например, сенсорная депривация этому очень способствует), "периферийность" становится все шире. Любой момент между ясным рассудком и "сумерками разума" заполняется наплывающими образами бессознательного.

Вспышки, линии, точки, лесенки - начинают раскрываться,а затем "этажируются", "туннелируются" и "фрактализируются".








Из отдельных точек и нитей "собираются" мережки.
Мне нравится именно это слово.
Может, во мне сидит в бессознательной латентности упоротый "народный псевдоэтимолог" и хочет таким образом заставить меня снисходительнее относиться к последователям Задорновского фэндома.
Их можно понять, если стадию "лепета" изучить в плане возрастной психологии.

Меандры, спирали, водовороты, фракталы, "слоистые вселенные" и "лотосы" - частные случаи мережек.



Религиозное искусство некоторых народов и отдельные творения психотиков-одиночек имеют одну примечательную особенность.
Они словно состоят из нескольких накладывающихся друг на друга слоёв восприятия, каждый из которых является вариацией проследующего.

В принципе, нечто подобное может делать сознание человека во сне - оно "разбавляет" воспоминанияо реальности тем,то "дорисовывает" к реальным пространствам новые грани. "Достраивание" своеобразное.







Дом,в котором был человек раньше, может иметь больше комнат, чем обычно.
Или иметь несколько лестниц,каких не было раньше.

ТАРДИС из "Доктора Кто",которая "Больше внутри,чем снаружи" - явная кинематографическая отсылка к сказочно-уфологическому мотиву похищения(феями,троллями, инопланетянами, духами) с выпадением во времени.
Можно,кстати, полюбоваться в этом смысле на историю всех заставок к сериалу "Доктор Кто".

image Click to view



На мой взгляд, связь со специфической ДМТ-шной энтоптикой,описываемой Грэмом Хэнкоком, имеется. Хотя сознательно она вряд ли подразумевалась.

"мережки"...
Вытащенные из основы нити, которые стягивают бахрому в эстетичные "пучки".
"нити", на которых висит конструкция нашего личного "объективного мира" программируемого мозгом.
Он может иметь разные отношения с Реальностью.
Они во все времена и в различных культурах - неустойчивы.

Очень многое интересно в плане "мережности" в искусстве у племени уичолей.

Цитируя Вики:
"Антрополог Роберт Зингг назвал уичолей «племенем художников». Формы художественного выражения уичолей отражают их религиозные верования, которые воплощаются в их искусстве. Уичоли занимаются ткачеством, вышивкой, узорным плетением, бисерным рукоделием, росписью, выделкой кожи, изготавливают луки и стрелы, музыкальные инструменты.

Также широко известны nierika - своеобразные картины, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи, одновременно являющиеся и предметом прикладного искусства, изготавливаемым на продажу, и религиозным объектом. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторону смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити. Такие дощечки можно встретить в домашних святилищах, храмах, священных пещерах и источниках. Ньерика является проводником в мир духов. Она называется зеркалом с двумя лицами, поэтому рисунками покрываются обе стороны. Отверстие в середине - магический «глаз», через который человек и боги могут видеть друг друга.

Ещё становятся всё более популярными мандалы Ojo De Dios. Считается, что первыми такие восьмилучевые обереги (Ojo de Dios - Глаз Бога) стали создавать индейцы племени Уичоли, жившее в Мексиканских горах. Однако они называют свои Оjo de Dios словом *tsikuri*, что означает *видеть и понимать таинственное*. Индейцы племени Навахо (народ) также претендуют на первенство в создании таких оберегов. Однако узор их мандал более многосложный и дает больше возможностей экспериментировать с цветами и различными узорами. В древности индейцы закладывали в эти плетеные узоры целые рассказы и образы, и один индеец, взяв в руки работу другого своего соплеменника, мог буквально *прочитать* мандалу по цветам и орнаменту, воспроизвести заложенный в нее образ почти слово в слово. Этому умению, граничащему с Ясновидением, мастера учились всю свою жизнь. Особенно красивы и содержательны были мандалы верховных Шаманов племени. Некоторые из этих мандал веками передаются в племени из поколения в поколение. Именно индейцы племени Навахо собрали и систематизировали знания и умения, связанные с плетением таких мандал. Некоторые представители этого племени много путешествуют и знакомят мир со своим искусством. Плетение - это глубокий медитативный процесс. Правильная концентрация на процессе плетения, а также, впоследствии, на созданной своими руками мандале, помогает развитию ясновидения, повышению сверхчувственного восприятия и гармонизации внутреннего пространства."

Ещё полезно вспомнить Уильяма Блейка и Огюста Лесажа.

Оба были "спиритуалистами", то есть Пограничниками-предпсихотиками.

Лесаж как раз "расписывл" стадию развертывания образов, стадию, когда бессознательное плетёт "мережки".
:












психика, психоделика, ум, жизнь, сознание, искусство

Previous post Next post
Up