Опьянение. Трезвость. Игра "Тук-тук-тук", "Солярис" Тарковского и "Аленький цветочек". Тук-тук-тук-1

Dec 05, 2013 13:41

http://alocvet.narod.ru/lib/2themes.html
Наткнулась на няшную статью - ассоциативное сопоставление сюжета "Аленького цвточка" с "Солярисом" Тарковского.

"На первый взгляд здесь нет прямого соответствия. Но если посмотреть внимательнее и сравнить с известным мультфильмом Льва Атаманова "Аленький цветочек"...

1. Фильм о любви (в романе Лема этот мотив не самый главный).

2. Существенную роль играет далекое и опасное путешествие главного героя и его волшебное возвращение.

3. Мотив невыносимости разлуки с любимым существом здесь как бы перевернут: не терпит одиночества не герой, а героиня сюжета -Хари, бывшая жена астронавта Криса Кельвина.

4. Переворачивание функций в фильме привело к совмещению образов: Красавица играет роль Чудовища и очень страшного (правда, не по форме, а по сути).

5. Главный герой возвращается к отцу, с которым попрощался навсегда (отец в принципе не может дожить до его возвращения). В «Аленьком цветочке» героиня возвращается к больному батюшке.

6. У купеческой дочки две сестры, которые ей завидуют и строят козни. У персонажа «Соляриса» Криса Кельвина два коллеги, два собрата по несчастью (или по счастью), которые его предостерегают и даже успешно помогают избавиться от этой странной любви.

7. «Красавица-чудовище» Хари в ходе развития действия фильма постепенно все более очеловечивается, так же, как и чудище в «Аленьком цветочке».

8. Мотив «чудовища» как своего рода отголосок, рифмующийся с основной темой, обнаруживается в фильме в эпизоде с лошадью, которой испугался мальчик. Хозяйка дома его успокаивает: «Не бойся, она добрая. Смотри, какая красавица!». Жизнь - не только инопланетная - и страшна, и прекрасна. Между прочим, у аксаковского чудища «ноги лошадиные».

9. Изображение уголка природы в начале фильма настолько красиво, что напоминает сказочный или даже райский сад.

10. Эпизод в библиотеке напоминает дворец «со слугами невидимыми», и это впечатление еще более подчеркивается состоянием невесомости, в котором предметы «плывут» по воздуху.

11. Из земли, которую Крис привез с родной планеты, в конце фильма пробивается растение - «цветочек, краше которого на свете нет».

12. Инопланетная Хари появляется ночью и будит героя. Для сравнения: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг!». Обратная ситуация, когда Кельвин ждет воскресения Хари после того, как она выпила жидкий кислород."

От себя могу добавить, что по существу, сюжет и игры Ледорубов "Тук-тук-тук" во многом следует этому же паттерну:

1. Бука , в зависимости от действий игрока,которая нетвратимо приближается к нему в Реальности, может принять два разных облика - относительно симпатичный("красавица") и "пугающий"(чудовище)
2. "Мы посадили лес,чтобы спрятать дерево". Рекламый трейлер к игре Тук-тук-тук - показывает создателей, бредующих чрез сюрреалистический лес и сажающих в нём маленькое дерево.
3. Дом героя("мраморное гнездо" - отсылка к мозгу и в то же время к зданию) посреди жутого, закольйованного, фрактального вырождающегося хищного леса - маленький островок порядка в море хаоса. Очень солярично.
4. У героя было двое родственников,тоже,как и он, учёнх -Мирологов - отец и Дед.
5. "Это не безумие, Крис, это что-то - с совестью". Миролог сталкивается на протяжении игры с Гостями...Которые на самом деле реальны, но - "...не такие. Они такие,потому что ты в дрёме". Листки из дневника усиливают опредленные догадки о его прошлом и заставляют задумать о природе Леса и Гостей из Леса.
6. Роль Аленького Цветочка играет в "Тук-тук-тук" Солнце. Солярный, свастический, циклический, дхармический момент, общий для всех трёх рассматриваемых случаев.
7. Время. Мотивы Времени, встречи, разлуки и "дождаться рассвета" - общие для "Соляриса", "Аленького цвточка" и "Тук-ту-тук"
8. Наука версус религия,разум против безумия, любовь и самоубийство, порядок против хаоса, жизнь против смерти,свет протв тьмы... Дуальностей в игре подобного рода вообще много. И они во многом сходны с дульостями Солриса , Аленького Цветочка и вообще всех значительных произведений мировой культуры
9. И снова о Гостье, метко прозванной соотечественниками "Букой" и "Загадочной -штукой-которая-торчит-в-небе": в игре есть намёки на то, что надо "не заснуть назад, а проснуться вперёд", что "ты выбираешь заснуть,забыть и умереть,а в Лесу хотят,чтоб ты помнил ,проснулся и жил", "не смотри в Зеркало, смотри в Окно" -т.е. не поддавайся самостимуляции мозга, обратись не к мыслям и представлениям,а к переживаниям Настоящего. Генальная метафора, наврное. Как и вообще вся эта маленькая, простенькая игра.

То, что Орфис в 2010 году называла "Впритык-восприятием"(искать по тегу "впритык" и по тегу "суть") - и есть это самое "Не смотри в Зеркало, смотри в Окно" из "Тук-тук-тук". Это надо понимать именно так, если хочется видеть Благую Полную Картину Между Тревзвостью и Опьянением, а не Мелкую Злую Божественно-Вредную-Пакость-Ломку после Опьянения,но до Трезвости

Во всех трёх случаях, всё можно свести к "дикому психоанализу", но можно и разобрать по Фрейду гораздо глубже.

Можно вспомнить и "Священную книгу оборотня", добавив к образу Буки и персонажа с А Хули, связанного с Юнговской Анимой, но это - отдельный долгий разговор.

Разница между этими тремя(с Пелевинм - четрьмя произведениями), что "Аленький цветочек" всё-таки с женской перспективы написан, это редкий пример типично женской перспективы в мифологии, а вот его продолжения - и Солярис, и Тук-тук-тук, и А Хули - показаны с мужской перспективы. Отсюда и инверсия большинства образов, которую отмечает автор статьи в"Солярисе". Грозный на вид, "на лицо ужасный, добрый и заботливый внутри" феминный Анимус сменяется в мужской перспективе на маскулинную Аниму - пугающую, отвратительную, опасную - но и притягательную, невинную, чуткую,тёплую сладкую и нежную в то же самое время...

10.Гостья "будит" героя, осложняет ему жизнь, создает проблемы и неприятности...Она может иметь миролюбивый облик,а может и гневный... Надо отметить, что в трёх последних произведениях есть и тонкие педобирские мотивы. Тут можно снова вспомнить Набокова, интереснейшие отчёты сексолога Бейлькина и многие другие моменты. Дело тут не в возрассте,конечно, а в воле и невольности, в свободе и рабстве,в иллюзии выбора и в хрупкости, условности субъективного мира, выстраиваемого изнутри социальных установок.

Эти "стены" ломаются легко. Психотически легко. Вспоминается аналитик Ольшанский, разбиравший в одном из видео "Самый страшный сон в истории психоанализа" - сон одного из анализантов Фрейда, нашего соотечественника
11. Образ Рая и образ Ада.
Древнейшая метафора. Самая заезжанная и самая постмодернистская. Конечно, это есть и тут.
"Мы посадили Лес, чтобы спрятать Дерево"(с. Тук-тук-тук)
"Мы построили Лабиринт, чтобы потеряться и найтись"(с.Пелевин, "Шлем Ужаса")
"Мы сказали Адаму, что стал он как Один из Нас"

Апокрифы и фандом по Библии, конкретно по книге Бытия, говорит о том, что в Раю росло Два Дерева. Либо Одно дерево - но обоюдоострое.
Древо Жизни и Древо Познания Жизни.
И пока вкушаешь плоды одного, не видишь другого.
"... Ты стал как Один из Богов, знающих Добро и Зло...и потому как бы утратил Бессмертие, как бы потерял Невинность, как бы сорвал цветок - огненный цветок Вечности"

Бодренько возвращаемся к "Будем ,как Солнце" Бальмонта и перечитываем снова.

Брейнфакт в данном случае самоочевиден: речь о правом полушарии и о левом, о интуитивно-проскакивающем и о последовательно-шагающем, о - сюрприз! - Опьянении Возбужденного Нерва и Трезвости "Холодного","тормозного", хорошо миелинизированного нейрона. Горячий ток, холодный ток.

Так как все высшие позвоночные нейротеологически устроены примерно одинаково - результатом является постмодернистская очевидность того,что все истории мира - это одна История, просто увиденная неполностью и искажениями.

Древние индуисты говорили об этом метафорически как о Санатана Дхарме - изначальном знании, изначальной религии, изначальном пути всего живого, разумного и культурного.
Если жизнь возникла очень давно, где-то между астероидным поясом Койпера и кипящими бурями Юпитера и была затем, в вид простейших органических нуклеотидов, занесена в кипящий бульон молодой Земли пролетающими кометами из астериодного пояса(заметим, насколько уникальное стечение обстоятельств - такое возможно провести полностью только в Солнечной системе - по крайней мере, аналоги такого поцесса больше нигде в видимой Всленной пока не находятся. Комет много, но сложная органика не может образоваться сама по себе - тут нужна "химическая печь" вроде молодого Юпитера, который даже не совсем планета, а сильно "недоросшее", остановившееся в развитии маленькое ,холодное солнце) - то культура и разум у человека смогли образоваться примерно 50 000 - 60 000 лет назад. Первые предметы, которые обнаруживают в себе нечто искусственное, нечто "человеческое" , нечто имеющее не природопользовательную,а эстетическо-религиозно-ценное, свидетельствующее об абстрактном мышлении - находятся примерно на этом промежутке.
Это все происходило долго, век за веком, тысячелетие за тысячелетием, до появления языка(эта мутация произошла гораздо позже, очень медленно, в молчании и пыхтении, у огня в пещере, сквозь тьму и холод, сквозь дни и ночи, сквозь малые и большие ледниковые периоды, в попытке объять разум и чувства другого, в попытке отделить себя от них,...

Возвращаясь к "Аленькому цветочку", "Солярису" и "Тук-тук-туку": одна из базовых дуальностей во всех трёх историях - это дуальность "Большой мир - и маленькое я, маленькие мы, маленький разум".

Есть родной мир, родной дом - и отчасти чужое, отчасти знакомое царство, где владыка - та слепая, но древняя и прекрасная сила,которая создала тебя и которая стремится вернуть тебя к себе назад.
Часть её уже несешь в себе и ты - недаром в "Тук-тук-тук" Жилец говорит в один из тяжелых,критических моментов игры, когда Гости практически заполонили дом - "Это идёт не снаружи, это идёт изнутри... Лесной ужас - поселился у меня в Доме!"

Недаром в "Солярисе" Тарковского обнаруживается, что Гости не берутся из ниоткуда - они просто вытягиваются Слярисом из глубин забытого, из совести, из самого человека.

Недаром и в "Аленьком цветочке" невидимые слуги ласкового Хозяина словно бы отвечают на каждую мысль главных героев. В мультике-то Отец все вслух высказывает, но как сказать... Он ведь из другой страны. Он приехал из-за моря. Откуда бы Чудовищу и его невидимым слугам знать его родной русский язык?

Одна из задач Жильца(миролога) в "тук-тук-тук",решающаяся на протяжении игры - это "отделить мнимое от реального"
Одна из задач Криса-психолога на орбите Соляриса - разобраться с происходящим, понять, что он (и люди вообще) хотят, что реально, что воображаемо, что нам нужно -= и что нужно Солярису?
Одна из задач Отца-купца - выполнить желание Дочери, а одна из задач Дочери, Машеньки - разрушить чары Чудовища, колдовство убрать, вернуть ему облик человека.
Можно быть и страдать, продолжая инерцию материи. Это первый путь
Инода этот узел проще разломать. Это второй путь Опьянения,религии,магии. Это её не наука и не псиъхология. это искусство - но бессознательное,как наивное творчество ребенка или спонтанная генерация мемов в коллетивном интернетном пространстве.
Иногда этот узел можно оставить как есть и изучить - это третий путь Трезвости, путь,психологии, науки и искусства. Но и это ещё не Делание, это ещё преддверие,игра с Реальностью,изучение Её Возможностей.
А ещё его можно изучить и развязать.
Изучить и развязать - значить посмотреть на Реальность через её собственные глаза, заговорить с Ней на её фундаментальном, матричном языке.
И сквозь миллионы лет мы идём туда, к рождению нового Пути, но Туда придём уж не мы.

Это четвёртый путь. Привет ,Гурджиев, ты знал. И я теперь знаю, что ты тоже это узнал. Ты шёл,однако, во многом, слишком во многом - по первым двум. Они полны тупиков. Метод неразумного природного тыка и метод избирательного тыка слишком медленные,хотя с течением времени, при условии наличия Разума, Цивилизации и подлинной, неглобализированной,специализированной Культуры - неизбежно верные.

суть, игра, истории, религия, пустота, наука, дзен, искусство, психология, культура, адвайта, впритык, двайта

Previous post Next post
Up