Ибн Фарид о Трезвости. Из большой касыды. И немного о символике Опьянения

Nov 27, 2013 06:35

Неоднократно цитировалось тут, но дело в контексте и в разных смысловых оттенках. "Касыда" очень многогранное и многомерное произведения, отражающее разные грани человеческого опыта.

"Когда-то я раздваивался сам:
То, уносясь в восторге к небесам,

Себя терял я, небом опьянясь,
То, вновь с землею ощущая связь,

Я падал с неба, как орел без крыл,
И, высь утратив, прах свой находил.

И думал я, что только тот, кто пьян,
Провидит смысл сквозь пламя и туман

И к высшему возносит лишь экстаз,
В котором тонет разум, слух и глаз.

Но вот я трезв и не хочу опять
Себя в безмерной выси потерять,

Давно поняв, что цель и смысл пути -
В самом себе безмерное найти."

(с. Ибн Фарид, пер.Зинаиды Миркиной)

К слову, не о Трезвости, а как раз об Опьянении. Немного о мусульманском и суфийском символизме, архетипах бессознательного и прочих упоротых радостях.

Мне всегда было интересно,почему именно у суфиев цветом конечной Недвойственной Реальности являеотся Зелёный.

У Христиансих мистиков - это Божественная Тьма и Нетварные Божественны ЭнергИии цвета золота.
У большинства нью-эйдж эзотериков - Белый или Фиолетовый.
Я упрощаю,конечно, это отдельная большая тема, но тут пришлось бы писать слишком длинный пост,поэтому ограничусь вершиной айсберга.
А у суфиев - внезапно зелёный.

Потом мня на этот счёт "торкнуло".

Все достаточно очевидно, если поставить себя на место бедуина в пустыне.

Под ногами - золото песка, с бесконечными волнами дююн. Иногда - камни,олючки, оазисы.
Над головой - бесконечное,синее небо.

Аллах - Господин Двух Миров. Материального и духовного. Земного и небесного.

Они - как два кусочка головоломки, как две ыигуры на разных частях листа.

Если скосить глаза, появится объёмная картинка.
Если сложить два кусочка пазла,получится целостный образ.

Зелёный цвет - как сумма лазурного неба(небесного мира) и золотого песка(мира земного).
Единство. За пределами чувственного опыта.
Аллах - не отдельное "я", господин двух миров,а сама природа, их интегральное соединение.
Зеленый цвет. Бессмертие. Скрытая, но явная Правда. Ответ,спрятанный у всех на виду(с.Доктор Кто)
Цвет суфийского святого Хызра, который всегда в зелёных одеждах.
Цвет чалмы паломника, побывавшего в Мекке и сумевшего увидеть сквозь чёрный камень Каабы - белизну рая, и в синем небе - земное золото, а в земле - небесные воды, прорастающие вверх кустарником цветами, травами.
Есть много вариантов объяснения, "почему зелёный", они довольно сложные и интересные. Но мне кажется этот одним из самых прямых и непосредственных, особенно если представить себя на месте мистика-араба.

Почти как у Гребенщекова(и евреев) - "Над небом голубым есть город золотой".
Вообще, он это дело очень любит:

"Те, кто рисуют нас, Рисуют нас красным на сером, Цвета, как цвета, но я говорю о другом. Если бы я умел это, я нарисовал бы тебя Там, где зелёные деревья И золото на голубом. Место, в котором мы живём, В нём достаточно света, Но каждый закат сердце поёт под стеклом. Если бы я был плотником, Я сделал бы корабль для тебя, Чтобы уплыть с тобой к деревьям И к золоту на голубом. Если бы я мог любить, Не требуя любви от тебя, Если бы я не боялся и пел о своём. Если бы я умел видеть, Я увидел бы нас так, как мы есть, Как зелёные деревья с золотом

Опять же, есть много интерпретаций - от образа светлой Руси, с куполами, золотом и березками" до символики Кроули и попыток "уйти из красного совка в голубую даль"
http://handbook.severov.net/handbook.nsf/Main?OpenFrameSet&Frame=Body&Src=1/9867553E9CEE640FC32568210051D14F%3FOpenDocument

Но я их вижу вторичными.
Тут как нельзя кстати минимализм "Маленького принца" - дюны, небо, звезда и ,может быть, полумесяц:)
И где -то там, Маленький Принц-Рыцарь со своей Возлюбленной Розой, к которой его вознесла Змея.

Все это достаточно прямо и легко читается тем,кто с суфизмом знакоми и немного рулит в эзотерике.

Ещё можно вспомнить такую группу, с "говорящим названием" - "Лазурно-золотой берег запредельного".

И ещё.

Горловина-жерло и живот - это два места в человеческом теле, где гнездится смерть, по предсталеиям многих мистиков -от Кастанеды до Раокриома..

В общеэзотеричском контексте - манипура и вишуддха. Голубое и желтое.

Смерть входит в живот и хватает за горло.
Между ними - сердце.
80% людей умирают от сердечно -сосудистых заболеваний.

Две точки смерти в эзотерическом контексте - это живот и горловина. Два уязвимых места, тесно связанных с дыханием и кровоснабжением, если расмматривать с позиции антомии. В шее и сонная артерия, и яремная вена,и блуждающий нерв. Брюшная аорта тоже веслое место. Там же брызжейка и куча всего полезного для жизни.

Два очень уязвимых места в бою. Потому что при вдохе пресс расслабляется. Мышцы вс равно,конечно,защищают - но на выдохе - гораздо меньше.
Там ж - солнечное сплетение. Плесус Соляр. И сраерт солярис в эзотерике - Солнечный Змей.

А сердечно-сосудистое связывают ,соответственно,с анахатой. Сердечным сплетением.
Тут много можно разбирать, относительно роли Сердца вообще и у суфиев отдельно, но это немного другой вопрос.

Тут стандартное моё прдупреждение - не смешивать науку с эзотерикойи поэзию с медициной. Иначе рождаются такие паранаучные химеры,как христианское "медицинское" учение о кардиоцентризме, например, благополучно Павловым и Сеченовым опровергнутое.

Между трезвостью и опьянением пролегает пространство живой истины.
Символическое, бессознатльное, иррациональное,поэтическое, эротическое и ясное,трезво-рациональное, сознательное, танатическое надо разводить как можно дальше,чтобы пропустить между ними Тишину Бесконечного Не-Я.

лирика, стихи, наука, психоанализ, песни, психология, дисциплина, мистика, символика, архетипы

Previous post Next post
Up