Не про кроликов,но про хомяков. Избегающее поведение и смещенная активность у джунгарских хомячков.

Nov 06, 2013 19:57

Оригинал взят у orrine в Милое

отсюда

Когда хомяк не знает,что делать, хомяк моется, даже если это не сделает его чище и не поможет найти конструктивного выхода из слишком сложной для его мозга ситуации.

Что делает человек,если видит явление,объяснить которое не может или сталкивается с проблемой ,выходящей ?

Ну, часто почти то же самое,что и хомяки - одно из самых распространенных поведенческих расстройств обссесивно-компульсивного ряда - это мытьё рук. Это совершенно бесполезное действие,которое делают люди просто чтобы почувствовать,что они делают что-то полезное для выживания. Хотя от грязных рук не умирают, умирают от слишком чистых рук и плохого, "неопытного", "незакалённого в боях" иммунитета.
Человек с обесессивно-компульсивным расстройством,по 5-10 разв день бегающий мыть руки, действует по той же схеме,что и джунгарский хомяк.
Есть реальная проблема.
Реальная проблема,требующая немедленно "втянуть живот", подобраться, собраться, сконцентрироваться и решить её,пока не стало слишком поздно и не пришёл уже немного другой зверь - пушной, белый, семейства собачьих.
И есть некий волевой барьер,который встает на пути - чаще всего это конфликт ценностей.
Происходит "бунт против несправедливого мира" - и человек,вместо того,чтобы пойти и разобраться,в том,что произошло, идёт в ванную и очень тщательно, очень ответственно - моет руки.

Это типичный пример смещенной активности.

Мне по ассоциации вспоминается приведенное на Люрке письмо одного игрозависимого геймера, любящего рубиться в ММОРПГ всё свободное время, помимо минимально необходимых жизнеподдержиающих действий.

Вот оно. Оно очень четко показывает и ценностный конфликт(моральные установки),и иллюзорную "неразрешимую , несократимую сложность" жизни и проблему авторитета.

Сам текст выделю курсивом,а наиболее интересные в контексте биологических посылок к прокрастинации части - полужирным.
Под катом есть и пара моих размышлизмов о связи между прокрастинацией и самостимулирующим поведением при вялотекущей форме шизофрении

"Реальная Жизнь против "World of Warcraft"

Я вдруг захотел об этом поговорить. То есть не "вдруг", а довольно последовательно я захотел высказаться по этому поводу.
В последнее время в этих ваших интернетах, да и вообще везде можно услышать такую мысль усиленно вмазываемую в голову масс: Дескать молодое поколение предпочитает он-лайн игры реальной жизни.
Ублюдочные демотиваторы призывают трахаться с реальными девушками, а не проводить всё лето за компьютером, а цитатник интернета пестрит псевдо-смешными придуманными цитатами о задротах и эльфах 80-го уровня.
Но давайте без всех этих лозунгов про разложение человечества, деградацию молодежи и отказ от живого общения. Спокойно и рассудительно давайте поразмыслим с хуёв каких выдуманный пендосскими программерами мир более привлекателен, чем реальная жизнь?
А ведь он реально привлекателен. Без хуйни товарищи. Мир "World of Warcraft" - это не альтернатива реальному миру - это то, каким должен быть реальный мир.
"World of Warcraft" лучше реальной жизни по всем параметрам. Реальная жизнь ставит перед тобой задачи, которые по правилам этой жизни решить нельзя. В "World of Warcraft" всё нихуя не так.
Вот представьте, что вы приходите в какую-нибудь злоебучую чиновничью контору оформить какие-нибудь ссаные документы. Толстая усатая пизда, нихуя не добившаяся в своей никчемной жизни нисколько вам не помогает. Она хамит, портит вам настроение и в конце концов сообщает список справок, которые нужно предоставить. Квест (задание) мать его получен. Добыть три справки в трех разных местах, принести их толстой усатой пизде и получить Документ. Стандартная игровая ситуация. Ты ходишь выполняешь квест - собираешь три справки, потом приносишь их толстой пизде и. . . и нихуя. Ты не получаешь Документ, потому что
а. Она ошиблась в списке справок;
б. Её нет на месте;
в. Она уволилась и вообще все не правильно сказала;
г. ПОзавчера толстые подпёздки сидящие в мягких креслах в маскве приняли новый законопроект, согласно которому, чтобы получить Документ надо собрать не 3 справки, а пять и совсем другие.
Ты в полном ахуе. Ты выполнил честно весь квест, но результат нулевой, потому что это реальная жизнь мать твою. В "World of Warcraft" такого никогда не бывает. Если ты взял квест и выполнил все его условия - ты получишь то, что тебе было обещано перед прохождением. Никто не умрет, не изменит своего мнения, не ошибется и ничего такого прочего.
Потом ты сидишь себе спокойно играешь, а мать тебе говорит: А что это ты сынок сидишь - сходил бы на улицу пообщался с живыми людьми.
Мама, блять. Я сыт по горло твоими живыми людьми. Ни один продавец ни в одном магазине ни одного города Альянса или Орды в "World of Warcraft" никогда мне не нахомит, потому что программой это не предусмотрено. Зато каждая ссука в неудачный момент своего ёбаного пиздокровавого цикла наровит испоганить мне настроение и наебать меня на 10 рублей.
Купленые в "World of Warcraft" вещи не бывают просроченными, не бывают сломанными или что-то подобное. . . и тут я начинаю вдаваться в какие-то неважные мелочи. . . А пото, уже в совершенно другом разговоре, молодой успешный друг говорит мне: Ты Петечка хуйло. Ты уходишь в лёгкий мир "World of Warcraft", потому что он лёгкий. Ты не можешь поиграть в настоящую игру под названием Жизнь. Где всего одна жизнь. И один шанс.
Да, брат. Чего же в этом хорошего. Я бы еще понял вашу ёбаную игру, если бы результат зависел действительно от меня. Но от меня нихуя не зависит. Понимаешь, друг, если я что-то делаю в "World of Warcraft" я всегда эволюционирую. Я становлюсь лучше, сильнее, богачее. Любое действие несёт положительный результат. Даже проигранный бой дает мне очки опыта владения оружием.
А в твоем ёбаном живом мире я могу уметь делать табуретку. Я могу делать идеальные, охуенные, просто умопомрачительные табуретки, но я буду сосать хуи и подохну в бедности, потому что я не умею продавать табуретки! Потому что они никому не нужны. ПОтому что я не торгаш. Потому что я не люблю обманывать людей, я не могу распрягаться перед ними разрисовывая достоинства табуретки. Потому что я мастер табуреток - а не торгаш. И я подохну с голоду обложенный умопомрачительными табуретками, потому что в реальном мире ни один из экономических законов не работает.
Весь этот настоящий зелено-голубой шарик со всеми его социальными отношениями - это сраный частный случай любой экономической теории. Одно сплошное исключение из правил.
Если я в "World of Warcraft" умею делать хоть что - вот абсолютно хоть что и даже если это никому абсолютно нахуй не нужно - я все равно это продам. Я все равно продам и получу свою монету. И не подохну с голоду. Я сделаю табуретку. Я сделаю, потому что умею и у меня это хорошо получается, а любая работа в отличие от реальной жизни в "World of Warcraft" приносит доход.
В реальном мире ты можешь батрачить и въёбывать и остаться с носом, потому что "кризис" или потому что ты не учёл падения токийской биржи или разрыв экономических отношений с кореей, которой всегда нужны были табуретки. А как ты мог это учесть, если ты выучен на мастера табуреток, а не на экономиста?!
И потом ты говоришь, что я отказался от сложной игры под названием жизнь в пользу лёгкого "World of Warcraft". Я отказался не от сложной игры. Я отказался от абсурдной изначально проигрышной игры. . . под названием жизнь.
Вот прикинь ты в жизни стал правителем Штормграда. Ты стал главным правителем Альянса. 80-уровень. Огромная гильдия, эпические шмотки. Ты всего добился в этой жизни. Прямо с нуля достиг величайших высот. И вот ты такой едишь в своей колеснице с женой по улице вязов 22 октября 1963 года по городу Далласу и какой-то хуй с крыши дома. . . пятого !!! ссаного пятого, ничего не добившегося, уровня - пулькает в тебя из своего пистона и ложит на месте. Мозги твои по спинке колесницы разлетаются. И ты лежишь себе такой в непонятках - как это я, всего в жизни добившийся, ставший правителем величайшей в мире страны - так нелепо здохну от выстрелов какого-то неадеквата. Разве может быть такое в "World of Warcraft"? Нет. Не может быть такого в "World of Warcraft". В реальной жизни легко. Ты можешь быть отличным человеком. Профессионалом своего дела. Добряком. Всем нравиться. Быть любимцем женщин и в один прекрасный солнечный день выйти на улицу, подскользнуться на собачьем говне и упав с крыльца напоротья горлом на штырь. Охуенно честная игра под названием Жизнь.
Или например живешь в ты в "World of Warcraft" и стал величайшим певцом. Все тебя знают и уважают, ты опять добился всего - ты 80-го уровня. Но не боец, а какой-нибудь лекарь. И вдруг на входе в гостиницу подскакивает к тебе сумасшедший толстый очкастый орк перечитавший "над пропастью во ржи" и шмаляет в тебя ради славы. И ты дохлый. Мог бы еще лет сорок радовать всё население земли, но нихуя - в тебя шваркнули и ты скопытился. А твой убийца - никчемное гавно, будет до конца своей жизни жить на казенных харчах и государство не будет выпускать его, боясь за его жизнь. Так и проживет он всю жизнь в тюрьме. Проживет долгую жизнь, пока ты будешь валятся мёртвым. В справедливом реальном мире ты будешь валяться мертвым, а он будет до конца жизни жрать деньги налогоплательщиков. Может быть такое в "World of Warcraft"? Нет. Не может.
Что за хуёвую альтернативу вы мне подсовываете в замену "World of Warcraft"?! Альтернативу в которой ты можешь быть случайно задавлен пьяным алкашем? Альтернативу в которой мои достижения зависят от случая, а не от моих дел?
Вот ходишь по реальной жизни и видишь - какой-то молодой хуй 20 уровня на Ламборджини Диабло. Папа ему купил. И главное, что в "World of Warcraft" такое тоже может быть. Пришла девушка, а у нее есть покровитель 80-го уровня. Он ей денег даёт и одевает в сильные латы, но он не может её поставить главной. Он не может заплатить миллион и сделать её 80-м уровнем в мгновение ока. Ей все равно придется побегать. В хороших доспехах, с кучей денег, но ей придется бегать по квестам и Покровителю придется с ней бегать, потому что без него она подохнет. . . но и это не главное. Главное - почему это тебя так не трогает - это то, что наблюдая всё это ты понимаешь, что по сути ты с ними в равных условиях и рано или поздно ты тоже станешь 80-го уровня. Потому что любое твое занятие приносит результат. В жизни такого не будет.
Ты будешь выполнять квесты, ходить, что-то делать и это всё равно ни к чему не приведет. Каким бы славным парнем ты не был но в 99,999999% в офф-лайн игре под названием Жизнь - тебе никогда не добиться восьмидесятого уровня.
При хорошем раскладе ты будешь до 45 лет карьерно расти, потом застопоришься, состаришься и подохнешь. При обычном раскладе в 30 лет устаканешься и до конца жизни никак не будешь развиваться. Ни в единой плоскости. В "World of Warcraft" ты будешь развиваться пока будешь что-то делать. К тому моменту когда ты пройдешь всех монстров и все квесты, появится дополнение. Когда ты пройдешь его - появится новое.
Ты сможешь бесконечное количество раз умирать. И каждый раз, какую бы фатальную ошибку ты не совершил - ты воскреснешь и сможешь всё исправить.
А что мне может дать ваша реальная женщина? Неужели вы думаете, что "World of Warcraft" делает людей девственниками? Неужели вы думаете, что без "World of Warcraft" они бы сейчас пошли и соблазнили все эти праздношатающиеся вагины? Нет. Без "World of Warcraft" они бы смотрели телевизор. А некоторые и смотрят. Без "World of Warcraft" другие сидят в подъезде и пьют пиво. Те кто сумел отказаться от "World of Warcraft" не делают мир лучше. Те кто сумел пройти мимо "World of Warcraft" настолько же бесполезны д

Все три компонента "на человеческом примере" тут видны - и (иллюзорный, на деле)конфликт ценностей(мораль,честность, труд, хорошее отношение дргк другу людей - против реально работающих законов успеха), и характерное для случаев вялотекущей шизофрении игнорирование очевидного - того,что в жизни нет случайностей и люди,которые вверху сидят,совсем не в лотерее свои капиталы выиграла,а как раз таки на основе хорошего знания рынка, реально работающих(пусть и не для средних умов и очень сложно просчитываемых - но вполне статистически укладывающихся) , знания своих и чужих потребностей, высокого интеллекта трёх типов - вербального, интеллекта риска и математического. "Просто так" кирпичи на голову не валятся, как Воланд Булгакова говаривал.
Типичная для вялотекущих шизофреников подмена объективных законов - субъективными(все должно работать так,как мне лично хочется и нравится, и вообще, реальность у каждого своя)имеется и ,естественно,конфликт получившейся вялой, тамасичной каши из догм с ослепительной саттвой объективных реалий.
Есть и переоценка сложности внешнего мира - характерная опять же для вялотекущих шизофреников, но встречающаяся и в пограничных состояниях. Впрочем, я не специалист, тут надо будет подробнее спросить у психиаторов. Я ориентируюсь довольно ограниченный собственный опыт общения с аутистами и шизофрениками, у которых контрпродуктивная активность выражена очень четко.

Аутисты,например, очень любят дромоманить - бесцельно бродить по улицам.И вообще,очень любят гулять. Любят стучать пальцами по столу,ходить кругами по комнате, тщательно наступая только на повторяющиеся элементы узора ковров, ковырться в голов и носу, щелкать зубами - у них такие виды контрпродуктивной активности значительно заметнее,чем даже у относительно здоровых невротиков.У полностью здорового человека таких вредных привычек,конечно,нет совсем,потому как нет нарушений в работе допаминэргичсих цепей. Удовлетворение здоровому приносят полезные для жизни занятия,а все остальное выглядит пустой активностью, замкнутой на себя.

Есть,судя по тексту, уже и прокрастинация - как итог, потому что удовлетворение от ММОРПГ всё же в основном - моральное, допаминэргическое, система вознаграждения тут работает обильно,интенсивно и на "износ".
Если ММОРПГ становится "жизнью"(то есть становится делом еженедельым, не меньше часа по выходным), жизнь становится микро-вариантом ада.

И когда ситуация дойдет до общения, до работы, до других,более развивающих занятий и интересов, до семьи, до детей и любимых, то допаминэргика к тому моменту будет истощена - ресурсы мозга не безграничны, он в этом плане довольно неэффективно работающая фабрика радости.
От "обычной жизни" удовольствие получено уже в этом случае не будет. Даже удачная ,правильно подобранная,разумная и результативная стратегия поведения не будет приносить удовлетворения и не будет становится полезной привычкой, не станет новым вариантом нормы, новым навыком коммуникативного либо профессионального характера. Каждый раз,чтобы сделать что-то стоящее, человеку с истощенной допаминэргикой мозга придётся себя заново переламывать и убеждать себя в необходимости этого. Но нейронка будет "говорить": не хочу учиться, хочу лапу сосать, получать покой и довольство. В итоге, закрепляется негативная модель поведения, воля атрофируется, человек живет в убеждении, что не способен решить определенные проблемы потому,что они сами по себе решения не имеют,а те,кто их всё же успешно решают,кто лично не симпатичен ему - могут это делать лишь в силу своего морального уродства и фактора случайности.

Одна из гипотез развития шизофрении базируется именно на ключевой роли допамина и порождаемой нарушениями в допаминовом обмене навязчивой самостимуляции психики. Ум словно бы образут порочный круг, в котором происходит бег множества мыслей. С течением времени вместе со смыслом теряется связность и личность расщеплятся на отдельные, неккоридинированные фрагменты, волевым усилием не уязывающиеся в единое целое,в личнстную непрервность.

От негативной шизофренической симптоматики - депрессии,плохой памяти, рессеянности, упрямства, непослшания, "бунта против всего мира" скачков настроения от эйфории к бессилию человек переходит уже к продуктивной - галлюцинациям. "голосам" в голое, дереализации, психотическим проявлениям.

психика, ум, жизнь, иллюзии, сознание, мозг, биология, дисциплина, воля, реальность

Previous post Next post
Up