Очень популярная, даже, может, слишком опошленно-упрощенная... Но сам Линде в деликатной и скромной форме об этом самом начале лекции предупреждает, упоминая о чувстве своей малости, когда речь заходит о специалистах-физиках,которые поняли многие вещи гораздо лучше него...
С другой стороны, образовавшуюся в 90-ые годы пропасть между "передним краем науки"(который поднялся в начале 21 века очень высоко) и "массовым знанием"(которое РЕЗКО упало - современный взрослый редко когда хорошо знает историю, биологию, физику, химию, анатомию, нейрофизиологию, астрономию, географию, математику, русский язык, русскую и зарубежную классическую литературу на таком уровне, когда грубейшие "ляпы" не допускаются) заполнять необходимо.
По двум причинам.
Во-первых, мы живем в такой вселенной,где незнание законов, по которым она "работает", не освобождает от их воздействия.
Примером печальных исходов такого незнания множество.
Например, в народной медицине людям с больными глазами рекомендуется некоторыми "специалистами" приготовить целительное зелье из недельного сока мелко порубленных прокисших червей. То,что при этом "добрая,народная и светлая" книжка рекомендует смазывать больные глаза,по сути, трупным ядом, не отвечая за последствия такого "лечения", сейчас почти никого не настораживает. Разумеется,свобода печати это святое. Да и естественный отбор по уровню интеллекта никто не отменял - чем больше больных слепых ограниченно-злобных дебилов выйдут из действующего генофонда популяции, тем,с эволюционной точки зрения, больше ресурсов останется умным, здоровым,сильным, добрым, любознательным, отважным, незашоренным и внимательным людям,которые заботятся друг о друге,вовремя предупреждая о возможных опасностях.
Другое дело, что "под раздачу" всегда может попасть далеко не безнадёжный индивид,которого просто вовремя не "предупредили".
Ведь довольно распространённый сейчас случай, когда потенциально очень пассионарный человек воспитывается и существует как муха в смоле гигантского папоротника, в таком слое социума, в таком окружении, где любая возможность развиваться воспринимается как опасный мятеж и подавляется коллективно.
Я это с персонально-личной точки зрения осознаю остро,потому что я сама еле-еле вырвалась из этого слоя, и тогда не было почти никого,кто бы мне мог серьёзно помочь в этом процессе.
И то, это, может, только потому, что во мне не было так уж много способностей.
"Талантам надо помогать. Бездарности - пробьются сами"(с.)
И я знаю людей(некневсех), которые, вырастая в семьях родителей(некневсех) с, выражаясь пафосным, но удобным термином дианетики, "подавляющим типом личности", впоследствии уже не могут жить на полную свою мощность именно из-за ранних импринтов, усвоенных тогда. Реимпринтирование взрослого человека - процесс достаточно сложный и порой болезненный. И он,опять же, часто без посторонней помощи завершается неудачей.
И даже если всё проходит удачно , - всё равно пропадает огромный ресурс. Он есть - и он не задействован, потому что его нечем "задействовать". Нет условий его проявления.
Если же это этот ресурс сам по себе потратить на создание условий для него же,он точно также "пропадёт".
Это как продавать кровать, чтобы купить еды.
То,что Вольтер няшно описал в философских повестях в истории о рыбаке(бывшем успешном производителе сливочных сыров):
"
- Почему вы даете горю одолеть себя? - спросил Задиг у рыбака.
- Потому что не вижу никакого выхода для себя, - ответил тот. - Я был
самым уважаемым лицом в деревне Дерльбак, в окрестностях Вавилона, и
изготовлял с помощью моей жены лучшие сливочные сыры во всем государстве.
Царица Астарта и знаменитый министр Задиг их очень любили. Я продал им
шестьсот сыров.
Однажды я отправился в Вавилон - хотел получить за них деньги - и вдруг
узнаю, что царица Астарта и Задиг исчезли. Я побежал в дом к господину
Задигу, которого до того времени никогда не видел, и нашел там полицейских
великого Дестерхама, которые, запасшись царским приказом, на законном
основании и с соблюдением порядка грабили его дом. Я помчался на кухню
царицы: там одни царские повара говорили, что она умерла, другие - что она
в тюрьме, третьи клялись, что она бежала, но все в один голос утверждали,
что за сыры мне ничего не заплатят. Я пошел с женой к господину Оркану,
который тоже был одним из моих постоянных покупателей. Мы попросили его
оказать нам поддержку в нашем несчастье. Он оказал поддержку моей жене, а
мне отказал. Она была белее сливочных сыров, от которых пошли все мои
беды, и даже тирский пурпур не ярче румянца, оживлявшего белизну ее лица.
Поэтому Оркан оставил ее у себя, а пеня выгнал Я написал моей милой жене
отчаянное письмо, а она сказала посыльному: "Ах да! Я знаю, кто это пишет,
я слышала, что он мастер делать сливочные сыры. Пусть пришлет мне сыру, я
ему заплачу".
С горя я решил обратиться к правосудию. У меня оставалось шесть унций
золота; две из них пришлось отдать законнику, с которым я советовался, две
- стряпчему, взявшемуся вести мое дело, и две - секретарю главного судьи.
Но мое дело так и не началось, а я издержал больше, чем стоили и сыры и
жена вместе взятые. Тогда я возвратился к себе в деревню с намерением
продать дом, чтобы вернуть жену.
Мой дом стоил добрых шестьдесят унций золота, но все видели, что я
беден и мне надо поскорей продать его. Первый, к кому я обратился,
предложил мне за него тридцать унций, второй - двадцать, а третий -
десять. Я до такой степени был ослеплен горем, что готов уже был
согласиться, как вдруг гирканский князь вторгся в Вавилон и на своем пути
предал все огню и мечу.
Мой дом был сперва разграблен, а поселок сожжен.
Потеряв, таким образом, деньги, жену и дом, я удалился в эту местность,
где вы меня теперь видите. Я попытался заработать себе на хлеб насущный
рыбной ловлей, но рыбы издеваются надо мной, как люди. Ничего у меня не
ловится, и я умираю с голоду. Не будь вас, мой высокопоставленный
утешитель, я бросился бы в реку!"
Потенциальный рационализатор растратится на борьбу с теми,кому фактически очень выгодно, но психологически стрёмно понимать его значимость из-за ложного чувства собственного превосходства.
Это приводит к вроде бы типично "русскому",но и общемировому отношению "на отъебись", которое выдавить из себя по каплям порой сложнее,чем чеховсого "раба".
И в социуме,где слово "умный" - ругательное, вероятность такого признания, видимо, постоянно снижается.
Ведь "Средства у нас есть..."
Не хватает кое-чего другого.
В такой ситуации, становятся актуальными "искусные средства", то есть приходится идти на компромисс в качестве передачи информации ради того,чтобы она хотя бы частично была передана и первый,самый фундаментальный разрыв был преодолён.
Если, конечно, носитель идеи действительно умён и мудр.
Если он только умён и не приемлет для себя компромиссов в принципе, ситуация заметно усложняется.
В таких условиях, бескомпромиссно настроенный носитель идеи вынужден искать дополнительные ресурсы за счёт манипуляции окружающими, тонко(или толсто) втягивая их в свое смысловое поле за счёт навешивания дополнительной массы, то есть, он сам становится "нагибатоом-давильщиком", он начинает вешать ярлыки. Совершенно необходимые притом в конетексте го смыслового поля,а отнюдь не бессмысленные.
Это как два варанта развития:)
В поэтическом(ни в коем случае не в прямом!это не точная аналогия, тем более, как раз научно-неточная) смысле(который лучше воспринимать нейтрально,не противопоставляя эти два варианта друг другу) это как "Путь солнца" и "Путь чёрной дыры".
В первом варианте теряешь массу и исчерпываешь ресурсы. Но светишь. Собираешь вокруг себя жизнь.
Во втором случае, исчерпав надежду на автоматическое понимание, набираешь максимальную массу и удерживаешь на себе гораздо больше крупномасштабных объектов. И это уже не круг маленьких планеток, а целые галактические рукава. Ты держишь их ,но без всякого сияния,напротив - любой свет ты поглощаешь, не возвращая обратно.
Это как быть единственной дыркой в ванне - вся вода будет скатываться к тебе. Но не потому что ты даешь,а потому что очень эффективно отнимаешь, не имея больше никакого содержания, освободившись от бремени "себя", но создав другое - огромную массу "моего".
Такие "пироги"(и жёсткая необходимость рано или поздно перейти ко "втором варианту", даже если долго шёл по "первому", если отвергаешь компромисс и хочешь кристалльно-чистого качества конечного продукта. Чистого "хмеля") ждут каждого,кто всё-таки заберется на вершину Фудзи и затем решит "сделать последний шаг и стать тысячью вещей мира".
Третий вариант - укорениться на вершине,отключить левую часть мозга,кроме самых необходимых действий, и вести благостно-растительное "радужно-многообразное" существование - я здесь не рассматриваю, потому как же писала про это, рассказвая в прошлом году о причинах разногласия между Рам Дассом и Тимоти Лири и их непримиримой ссоре по "фундаменталке", хотя,казалось бы, именно фундаменталка и должна их сделать самыми близкими друг другу душами,невзирая на идеологические и поверхностно-акцентированные различия в учении. Однако была причина,которая сделала это невозможным.
Рам Дасс "пустил корни" на Вершине, охватив ими всю гору и подняв к солнцу небес раскидистые жаждуще-зелёные ветви, Тимоти Лири долго мялся на краю, но прыгнул... Он понял,что иметь свободу можно только в её непрерывной потере.
И можно добавить и вторую причину
Знание о природе вещей позволяет расширить область человеческого наслаждения.
Знание имеет рекреационную ценность.
Не так давно, например, было показано,что чтение научных статей значимо повышает у человека,прочитавшего научную статью, способность к альтруистическим поступкам и ответственным действиям.
Оно может рассматриваться как поднимающее человека морально, делая его сопричастным природным и социальным процессам через критическое осмысление происходящего
Знание приобщает человека к тому невидимому,что лежит за всеми видимостями, выводит из субъективности к более объективной и широкой картине мира. Оно разоблачает наш солипсизм и нарциссическое человеческое самолюбование. Парадоксальным образом, само знание только и может разоблачать знание:)
"Гате, гате, парагате
Парасамгате бодхи сваха..."
И в этом смысле оно ещё может рассматриваться и как духовная ценность.
Click to view