Пересказ проповеди Будды "Из вдохновения"...

Nov 01, 2012 22:34

Одна из проповедей Будда Готамы, к счастью, дошедшая до нас в списках Палийского канона, называется "Из вдохновения". По преданию, однажды в Саваттхе, одну из своих проповедей Будда начал особенно горячо, вдохновенно, эмоционально.
Он начал так:
"
...Этого могло бы не быть. Этого могло бы не быть у меня. Этого - не будет, и этого - не будет у меня..."

Он замолчал.
Один из монахов поднялся и спросил:
"К чему Вы это говорите? Это нам как-то должно помочь отбросить путы нижних миров? Обьясните"
И Будда ответил примерно следующее:

"Я сказал: "Этого могло бы не быть. Этого могло бы не быть у меня. Этого не будет. Этого не будет у меня. Ты спрашиваешь - как это поможет отбросить путы нижних миров? Самым непосредственным образом.Сейчас я расскажу вам, как именно это происходит - как я сам это увидел, как я это знаю и вижу.

Попробуйте представить, почувствовать: всего того, что вы видите, слышите, ощущаете, обняете и всего, что можете представить - могло бы никогда не быть! Всего - в том числе и этого - могло бы не быть. И однажды не будет. Мир не всегда был непременно таким, каков он сейчас - и он наверняка не останется прежним.

Человек средний, в общем, склонен связывать переживания и остаточные впечатления от этих переживаний с собственным "я", с собственным идейным представлением о себе, накладывающимчя на имеющийся у него чувственный опыт.
Связывая собственное "я" с формами опытов, связывая формы опытов с глобальными идеями и представлениями о мире и других людях, человек создает предпосылки для неизбежно следующего страдания.
Его осознания не хватает понять окончательность, обреченность этих мимолетных переживаний, того, что они не имеют основы для последующего существования сами по себе. Лишь сохраняя в уме эту основу и ожидая грядущего вознаграждения, наказания либо некоего определенного результата, имеющего личное значение, значимость для "я", человек остаётся словно бы "внутри" сансары, в путах, в невидимых шорах, созданных его же умом, привязанностями и неверными установками.

Напротив, монах, принявший прибежище, начав практику, накопив осознанность, начинает смотреть на вещи иначе. Он не рассматривает временное - как постоянное, то, без чего можно обойтись - как необходимое, а то,что фундаментально и неизбежно - как нечто незначительное и в сиюминутном потоке ощущений подверженное забвению.
Таким образом, придя к адекватному восприятию и постижению, монах отбрасывает привязанность, страстную увлеченность, страх, лабость и невежество - и, отбросив путы нижних миров, достигает Освобождения"

Монах снова спросил: "В процессе обучения, практикующий это может, я понимаю. Но как сами эти слова, что ты говоришь нам, могут освободить ум от адских рождений, прямо сейчас, немедленно?"
Будда понял контекст вопроса. И внутренне почувствовал радость - сегодня один из слушающих, по крайней мере, навсегда освободится от впитанного годами страха и беспокойства, которым явно был вызван вопрос. Он ответил напрямик:
"Люди часто беспокоятся о том, чего не следовало бы, и связаны страхом даже тогда, когда ничего не предрасполагает к этому. Запуганные приверженцами крайних религиозных взглядов, они полагают, что Сознание само по себе может рождаться,умирать, страдать и менять форму без опоры на свои энергии, которые оно же и порождает.
Это заблуждение. Это не соответствует реальности. Напротив.
Знай: Сознание, освобожденное от "я", от связанности формой и желанием, не опирающееся на крайности, покоится в самом себе.
Оно не перестает существовать и не может страдать по чьей-то чужой воле или в силу случайных обстоятельств. Оно не родится и не умрёт.
И осознав свое сознание таким, монах больше не боится ни рождения, ни смерти того,что поистине Реально. Ему не о чем жалеть, вся его жизнь в это самое мгоновение осуществлена.
Подобное видение, понимание сказанного - и есть немедленное Освобождение"

буддизм, нирвана, освобождение, ранняя сангха, будда

Previous post Next post
Up