Оригенизм, апокатастис и психопатия в серии Fate

May 11, 2022 14:51

Оригеновская проблема "спасения всех раскаявшихся грешников" интересно ставится в серии аниме и видеоигр Fate.
Про это надо писать отдельный длиннопост.

Особенно в этом отношении остро проблема "крайнего зла" ставится через фигуру Кирея Котомине, католического священника, выросшего в искреннее верующей семье, но от рождения имевшем психопатические наклонности. Тёмная триада: манипуляции, садизм, гордыня.
Хаос, боль, страх других искренне его радовали.

Он пытался вести обычную жизнь, но обычное человеческое чувствование было недоступно.
Когда умирала его жена, она,утешая его ,говорила:"У тебя всё получилось,смотри, я ведь умираю, и ты плачешь"
Кирей Котомине, роняя слёзы, внутреннее дрожал от сожаления,что раз она всё равно умрёт, почему бы ему было раньше не воспользоваться моментом и не получить полноту наслаждения от убийства её собственными руками. Это настолько его мучило,что он не мог не рыдать от ощущения безвозвратно упущенной возможности...

Он,впрочем, сомневался в границах собственного зла. Беспредельно ли оно? Как знать. Не захочу ли я однажды остановиться? Он не знал ответа на этот вопрос, но интерес к своим границам у него был.
Если и искать какую-то ниточку, которая его держала в границах,помимо чистого прагматизма и общественного порядка, то страстный исследовательский интерес и был той ниточкой.
Он же и привел к предельно жестокому эксперименту: выпустить в мир абсолютное зло и узнать, что будет с ним,когда оно достигнет своей цели. Пожалеет ли хоть на секунду?
Ценой жизни человечества, Кирей Котомине хотел узнать эту правду о себе, о мире, о природе и границах злого и доброго.

Вместе с тем, мы видим противостоящую ему фигуру. Эмия Киритсугу, при своем желании "спасти всех", вынужден постоянно направлять вагонетку на меньшее зло.

Перед ним Грааль в итоге и ставит эту самую вагонетку, но уже в форме повторяющейся дилеммы, с двумя кораблями.
На одном,например, 400 человек, на другом 900.
Киритсугу спасает 900 человек, 400 захватывают его в плен, требуя выдать им спасательные шлюпки. Киритсугу приходится убить их.
Корабль плывет дальше, снова происходит похожая ситуация.
В конечном итоге, уничтожены множество кораблей, с тысячами людей, а спасен лишь кораблик с меньшинством людей.
Грааль показывает Киритсугу: в ситуации неопределенного исхода, желая даже спасти большинство, ты можешь придти к прямо обратному твоим мотивациям результату.

По Канту, впрочем, ты все ещё остаешься хорошим - мотивация важнее.
По Сартру - нет, человек становится чем-то лишь в конечной точке, по итогу своих действий.

Столкновение Кирея и Киритсугу - это столкновение конечного добра и конечного зла в рамках расширенных,но все ещё человеческих возможностей. Но каждое при этом бескомпромиссно, и тем похоже.
Оба максималисты, перфекционисты, идеалисты.
Оба с потускневшими глазами взрослых людей, видевших столь многое,что это навсегда лишило их безмятежной способности к маленьким радостям.
По итогу, впрочем, каждый получает что-то. Эмия - возможность защитить одну маленькую жизнь.
Кирей - контроль над следующим конфликтом, через потерю сердца и обретение необычного союзника.
Что позволит ему потом иначе повести себя в одной из веток Эмии, где исследуется проблема ценности отдельной жизни.
Сакура вводит нас в измерение проблематики Достоевского, о ценности слезинки замученного, изуродованного, изнасилованного ребенка и о праве его на месть вселенной, породившей его и превратившей его жизнь в ад. О праве отказа от всей системы мира, вплоть до конечной её точки.
Проблема зла, которое невозможно признать, понять до конца, простить или исправить.
Просто потому, что его невозможно обратить к его источнику.
Жертвенность как в дурном, так и в благом смысле пронизывает вселенную Фейта.
Маги, живущие мечтой приблизиться к высшим формам магии, и ради этого жертвующие счастьем детей на бесконечные поколения вперёд.
Сама магия - неразрывно связанная с болью и риском смерти как платой за могущество.
Церковь, не дающая магам раздолбать мир и периодически зачищающая особо отмороженных представителей(что в итоге отмораживает и самих разведовательно-боевых священников).
Люди,которые живут обычной жизнью и развивают технологии,сохраняя потенциальную силу мага,но не вкладываясь в неё.
Такой расклад позволяет более четко ставить вопросы о цене власти и пределах власти отдельных людей.

ориген, fate, апокатастис

Previous post Next post
Up