Об интегральной образовательно-воспитательной ценности японской анимации.

Jan 27, 2021 20:14

... На примере одного эпизода из анимационного сериала "Заклинательница зверей Эрин"
Жёсткие спойлеры неизбежны, поэтому засовываю под кат.


История в манге и в сериале повествует о древней феодальной стране с умеренно-тёплым климатом и сильной централизованной государственной властью,неравномерно распределенной между, в первую ю очередь, царями-жрецами, выполняющими церемониальные, юридические и экономические функции и воинским сословиеи, которое служит им и защищает их.
Региональное доминирование осуществляется с успехом благодаря умению выращивать и дрессировать(довольно жестокими и калечащими методами,подавляя волю зверей специальными настоями трав и делая их слуховые органы чувствительны ми к специальному свистку)гигантских ящероподобных зверей - Тода, олиуетворяющих воинские полномочия.
Также, королевскую власть олицетворяют Оуджу - собакоподобные пернатые звери, которые в бою не применяются, но отлавливаются и содержатся в императорских владения в качестве символа престижа.
За животинами с таким государственным значением требуется тщательный и ответственный уход, и целые деревни и поселения экономически выстроены вокруг ухода за королевскими Тода, разводимыми в специальных пещерах-водоёмах, за которыми следят профессиональные люди, совмещающие функции ветеринаров и дрессировщиков, отвечающие жизнью за их благополучие.
Мать главной героини- врачевательница и надзирательница за королевскими Тода в одной из деревень.
Её положение, впрочем, достаточно хрупко- она чужая для жителей деревни, так как происходит из племени Аоро - Туманного Народа, лесных кочевников, который в представлениях людей королевства владеет запретными знаниями и колдовством, позволяющими обращаться с Тода и Оуджу приёмами, которые в самом королевстве нелегальных.
Мать главной героини оставила свое племя ради любви к излеченному ей в лесу сыну старосты деревни, который вскоре умер, оставив её с дочкой. Отношение большинства в деревне к ней остаётся насьороженным, староста её до определённой степени защищает, а подчинённый ей старший надзиратель за Тода при любой возможности пытается ей нагадить и подставить её, так как считает её профессию делом, не подходящим для женщин, а её знания уязвляют его гордость.
Эрин, дочь Соен, растёт влюблённым в животных и природу, любознательным, пытливым и наблюдательным ребенком. Как и мать, она также хочет участвовать в выращивание Тода, но жизнь сталкивается её с суровой реальностью: Тода, участвующие против своей природы в человеческих войнах, ведут рабскую, искалеченную жизнь, и очень отличаются от своих диких, гордых родичей, теряя даже способность размножаться в неволе.
Однажды, среди ночи, раздаётся свистящий похоронный плач Тода. Происходит трагедия:элитные Тода в одном из водоемов оказываются отправлены, и умирают, спасти их не удаётся.
Дело быстро доходит до государственного разбирательства, и старосте деревни приходиутся объясняться с чиновниками, почему за Тода ухаживает не мест ая уроженка, а пришлая Аоро. Соён не удаётся ни доказать свою непричастность к произошедшем, ни назвать предполагаемого отправителя и вредителя.
Соён приговаривают к смертной казни, ранят в спину и бросают в водоём с голодными дикими Тода на растерзание.
Не в силах вынести разлуку с матерью, маленькая Эрин бросается к ней на помощь,но мать теряет много крови, и, даже развязанная в воде, не может выплыть.
В последнем порыве материнского отчаяния она совершает великий грех, прося у предков прощение за раскрытие методов Аоро перед людьми и издаёт переливчатый свист, имитирующий крик дикого Тода. Один из Тода подплывает на зов и уносит на себе невредимую,но задыхающуюся от плача и рвущуюся к матери девочку,в безопасное место,пока Соен исчезает в водовороте из голодных Тода.
Эрин оказывается далеко от родной деревни, её выносит на берег без сознания, где её находит пожилой пчеловод-пасечник Джон, живущий на отшибе отшельником с лошадью, козой и множеством ульев,который излечивает её мёдом, маточным молочком и пчелиным ядом.
В девятом эпизоде, где Эрин получает от Джона уроки обращения с пчелами и устройства улья, очень ярко себя проявляет образовательное, просветительское, гуманистическое начало японской анимации.
Джон учит Эрин, но не только теоретически и не только путем зубрежки, заучивания готового знания, закрепленного авторитетом- скорее, он показывает разные явления и предлагает Эрин самой догадаться, почему в тех или иных ситуациях пчелы ведут себя определённым образом.
Эрин не подводит- она догадывается, как важен для пчёл доступ к воде, без которой они не смогут получить из гектара мед, смешав со своей слюной.
Далее, Джон показывает Эрин роение пчелиной семьи.
Он сравнивает улей с большой семьёй, из одной матери и множества рабочих-дочек, связанных глубокими инстинктивными узами, сродными с родительскими чувствами высших млекопитающих. Доверие пчёл-рабочих к королеве-матери абсолютно: если они остаётся на новом месте, они тоже его принимают.
Но самое удивительное: из любой пчелы Джон может "вырастить" королеву, накормив личинку маточкиным молочком, так как их природа одинакова и в основе они равны и могли бы быть королевами, если бы в этом для улья была бы необходимость. Однако, перепроизводство маток плохо для улья, и потому рабочие и королева делят между собой функции производства и воспроизводства. Каждая пчёлка-дочка, защищая свою мать и своих сестёр, свою большую семью, инстинктивно отдаст жизнь за улей, даже столкнувшись с опасным врагом.

Тут - в одном лишь эпизоде! - тебе сразу:
1)урок биологии
2)прикладное сельское хозяйство
3)гимн материнской любви в природе, на которой подвешана жизнь большинства живых существ.
4)семейные ценности
5)здоровый,нешовинистический патриотизм
6)социал-демократия - такой меритократический взгляд на общество с позиции системности и востребованности способностей каждого, который не оставляет места для понятий "престижной" работы для наследственных сверхлюдей или "недостойной" работы для недочеловеков, которые плохие просто потому что плохие.
Показана значимость не только природы или выбора, но и внешних условий, которые определяют, будут ли латентные возможности живого существа реализованы полностью.
7)трудовое воспитание, в единстве мелкой моторики и системного мышления, плюс показана прибыльность продажи маточкиного молочка и его высокая биологическая ценность - элементы экономического мышления закладываются.

Вот что такое" интегральная подача".
И это все - в понятных младшему школьнику, эстетичных, положительных образах!
При этом - без розовых соплей, жизнь показана такой, какая есть, во всем объёме её тьмы и света с уважением и к юному, и к взрослому зрителю.

Вот если что мультяшники в США, что мы в России будем делать ТАКИЕ анимационные сериалы, мир очень сильно изменится уже только от этого.

И вот среди всего прочего, фашня путиноидная пытается нас этого лишить...

социал-демократия, воспитание, наука, искусство, Японская анимация, развитие, творчество, свобода, цензура, либерализм, аниме, просвещение, власть, гуманизм

Previous post Next post
Up