Анима. Грани свободного слова. Мизогиния или социальная сатира. Советский мультик про Синюю Бороду.

Nov 24, 2020 21:41

...Как-то написал русский писатель Антон Павлович Чехов рассказ "Мои жёны", иронически деконструирующий сказочную историю Синей Бороды, которого, на самом деле, оклеветал и демонизировал несправедливый и жестокий мир.

По версии писателя, ещё неизвестно, кто был реальной жертвой - убийца или же череда разномастных женщин, своими особенностями характера доводивших последнего до исступления, безумия и невозможности ведения уютной семейной жизни. Ну а разводы Церковь запрещает, и значит, смерть должна разлучать несовместимых людей, тут уж никак не обойтись без активных действий.
Все это в выверенном, сардоническом, хармсовском тоне чёрного юмора.

"
Я не люблю женщин.
Я рад бы вовсе не знаться с ними, но виноват ли я, что homo sum et humani nihil a me alienum puto?
Кроме права выбора, над человеком тяготеет еще «закон необходимости». Я должен был выбирать одно из двух: или поступать в разряд сорвиголов, которых так любят медики, печатающие свои объявления на первых страницах газет, или же сочетаться браком.
Середины между этими двумя нелепостями нет.
Как человек практический, я остановился на второй. Я женился. Да, я женился и во всё время моей женатой жизни денно и нощно завидовал тому слизняку, который в себе самом содержит мужа, жену, а стало быть, и тещу, тестя, свекровь... и которому нет необходимости искать женского общества. Согласитесь, что всё это не похоже на женолюбие.

Далее автор повествует, что я отравлял своих жен на другой же день после свадьбы - post primam noctem. Чтобы не взводить на меня такой чудовищной небылицы, автору стоило только заглянуть в метрические книги или в мой послужной список, но он этого не сделал и очутился в положении человека, говорящего ложь.

Я отравлял своих жен не на вторые сутки медового месяца, не pour plaisir, как хотелось бы автору, и не экспромтом.

Видит бог, сколько нравственных мук, тяжких сомнений, мучительных дней и недель мне приходилось переживать прежде, чем я решался угостить одно из этих маленьких, тщедушных созданий морфием или фосфорными спичками!
Не блажь, не плотоядность обленившегося и объевшегося рыцаря, не жестокосердие, а целый комплекс кричащих причин и следствий заставлял меня обращаться к любезности моего доктора. Не оперетка, а целая драматическая, раздирательная опера разыгрывалась в моей душе, когда я после мучительнейшей совместной жизни и после долгих жгучих размышлений посылал в лавочку за спичками.

(Да простят мне женщины! Револьвер я считаю для них оружием слишком не по чину. Крыс и женщин принято отравлять фосфором.)

Из нижеприведенной характеристики всех семи мною отравленных жен читателю и Вам, м. г., станет очевидным, насколько не опереточны были причины, заставлявшие меня хвататься за последний козырь семейного благополучия. Описываю моих жен в том же порядке, в каком они значатся у меня в записной книжке под рубрикой: «Расход на баню, сигары, свадьбы и цирюльню»"

Источник: http://chehov-lit.ru/chehov/text/moi-zheny.htm

"

Такая вот "мужская апология", решительный реванш маскулинизма(зеркальный ситуации с делом сестёр Хачатурян) и стремление восстановить справедливость с мужской стороны семейно-полового вопроса.

Позже, в СССР сделали довольно яркий, талантливый, музыкальный, очень постмодернистский и очень в духе самого рассказа мультфильм, кратко пересказывающий историю героя Чехова, и при этом переносящий его в реалии упоротых 70-ых годов. Кроме того, там присутствуют довольно смешные фрейдистские иннуэдо и куча очень стильных ироничных постмодернистских анахронизмов.

Википедия почему-то говорит о том, что мультфильм сделан по мотивам сказки Шарля Перро.
Нифига, это Чехов. Классическую литературную русскую матчасть надо хотя бы на быдло-уровне знать.

Мультфильм получился более тёплым, чем рассказ(и более коротким), но так и остался как минимум социально-сатирическим. А многие бы радфемки оценили его как откровенную махровую мизогинию.

Я затрудняюсь с оценкой - "чистые типы" в природе вообще редкость, а здесь ситуация достаточо амбивалентная. Но как творческий человек, я бы в первую очередь все-таки поставила свободу творчества аниматоров на первое место, тем более, что отражены неиллюзорные явления, присущие людям в современном им обществе - и во многом актуальные и сейчас.

Но за это я "сложные" случаи и люблю, потому что они всегда вызов с точки зрения философской этики.
Можно ли рисовать карикатуры на мусульман? На индусских богинь в жаре фемслеш?На женские недостатки и придури? Можно ли эксплуатировать реальных героев живой истории в оскорбительных в своей примитивной извращености контекстах?("Цой", "Матильда", "Движение вверх").

Если мы отвечаем "можно" по отношению к авторской фантазии (вплоть до "Трёх мушкетеров" и всего того, что японцы в анимации понатворили с Шинсенгуми), то это должно быть применимо ко всему. Если мы исходим из "нельзя", то это также должно быть последовательным отвержением.
Иначе идет лицемерная, выборочная этика - чужие ценности оскорблять можно, мои же низзя-низзя.

Ссцылка на мульт для личной оценки и аналитической медитации над сансарными страстями.

image Click to view



Что , собственно, я вижу?

То, что вообще обычно для мультиков этой эпохи, конца семидесятых.
Но это 1979 год - то есть это уже почти восьмидесятые.
Если обобщать "настроение эпохи", то если семидесятые характеризуются уверенностью в победе любви, цветочков, единорожек, мира, травы, кислоты и свободной и бесплатной ебли во всем мире, то восьмидесятые-девяностые это скорее "Мировое зло победило, догорают последние лучи невинных надежд в океане насилия, безумия,рабства, трусливой подлости и мрака. Мы фсе умром. Завтра сцотона сожерт наши души и ядерный пепел покроет наши искалеченные трупы".

Сам мультик попадает по хронтопу на грань между надеждой и скепсисом, верой и цинизмом, на стык эпох.
В этом он ещё не индивидуален, в нем ещё не проявляется самостоятельная авторская мысль.
Стиль:) Уже выше писала - закос сразу под всё.

Традиционность, патриархальность альтер-эго главного героя-рассказчика, его близость к "естественности", к необработанной мужской природе в её безличной форме иронически подчеркивается тем, что к каждой своей новой пассии(в перспективе - жене)он обращается с одной и той же серенадой. Он - ценности первобытного и средневекового мира. Ему нужно пожрать, полапать что-нибудь теплое, заняться ,наконец, созданием семьи(разговоры о том, чтобы "делать семью" - в итоге , чсх, и к чему не приводят, потому что главное не цель,а скорее приятный путь к ней).

Герой начинает путь косматым и синебородым. Но, окрыленный новой любовью, он позволяет вошедшей в его жизнь женщине побрить его, что как бе символизирует приобщение к семье, культуре и цивилизации, а также , с более "тёмной" стороны - и отказ от прежней природной косматой необузданности, от животной свободы в проявлении танатических, агрессивных и либидозных эротических импульсов, и даже в какой-то степени, добровольное растворение его мужественности в акте символической кастрации, востоженного эмоционального "самоподкаблучивания".

Героини же - существа из будущего с элементами существ прошлого. Модница из 20-ых годов, похожая на светскую флэппершу и одновременно на даму средних веков, за которую должна литься кровь на дуэлях.
Серьёзная и суровая эзотерическая дева-вегетарианка, любительница йоги, гимнастики и довольно аскетичного ЗОЖа. Поцелуи олько по расписанию, дабы не мешать сублимации энергии. Её аскетизм подчеркивается обращением к средневековью, но при этом движения персонажа отсылают скорее к современной авторам "коктейльной" восточной синкретике.
Третья, самая, судя по всему любимая если не автором, то его Псом-советником - весёлая дама с пышными формами, без комплексов , любящая всё живое...буквально:)

И если во очередного убийства у гг борода от фрустрации вырастает заново, то от поседней дамы у дяди даже успели отрасти рога.

В итоге альтер-эго из прошлого смиряется с тем, что жить с бабами, такими, какие они есть, мирно никак нельзя, и остается только предаться МГТОВ- пути одинокого и сурового помудревшего мизогина, не связывающегося со стихией.

Мы возвращаемся в мир настоящего, где едущего в машине уже современного героя пилит верная, немодная, неаскетичая, хозяйственная, верная, но зато патологически ревнивая и болезненно подозительная жена, в абсолютно любом его ответе находящая признаки коварной измены.

В итоге, и у героя не остается сил и терпения, чуваку сносит крышу, глаза лезут на лоб и прежде благоверного и добропорядочного советского мужа отрастает Синяя Борода Грядущего Смертоубийства.

Далее зрителю предлагается признать суровую правду жизни.

феминизм, философия, мизогиния, война полов, этика, социальная сатира, искусство, анимация, сансара, мораль, фрейд, свобода слова, юмор

Previous post Next post
Up