Об Италии и не только: интервью с Сергеем Чобаном

Apr 18, 2014 18:25


15 Апреля 2014


17 апреля в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи открывается выставка «Только Италия!». Впечатляющее по широте охвата, разнообразию и графическому мастерству собрание рисунков, эскизов, чертежей и набросков объединено одной общей темой - Италией. Идею подсказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и руководящий партнер бюро SPEECH Сергей Чобан. С последним мы и встретились накануне открытия - Чобан возглавляет Фонд Музея архитектурного рисунка, который выступил соорганизатором выставки.





Сколько работ и из каких коллекций представлены на выставке?

В общей сложности в экспозицию вошло около 200 работ. Большое количество рисунков предоставила Третьяковская Галерея; есть работы из коллекции Фонда Музея архитектурного рисунка в Берлине, из моей личной коллекции, из коллекции семьи Щусевых. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех сотрудников «Третьяковки» -особенно директора Ирину Владимировну Лебедеву и заведующую отделом выставок Нину Глебовну Дивову: без их поддержки и активного участия «Только Италия!» не состоялась бы.



Не могли бы вы чуть подробнее рассказать о структуре и концепции?

Выставка делится на три основных части в трех отдельных залах. Первый зал - шедевры XVIII столетия, «золотого века» архитектурной графики. Второй зал покажет развитие архитектурно-художественного рисунка в Италии и России в XIX-XXI веках. А третий - работы итальянских архитекторов и художников, которые жили и работали в России и оказали огромное влияние на развитие нашей архитектурно-художественной культуры: Пьетро ди Готтардо Гонзага, Джакомо Кваренги, Анджело Тозелли, Виченцо Бренна, Луиджи Премацци.



А с чьими именами посетители встретятся в первых двух залах?

Мы постарались собрать все лучшее. XVIII век представлен работами ведущих западных мастеров: Гюбера Робера, Шарля-Жозефа Натуара, Шарля Персье и Пьера Франсуа Фонтена, Шарля-Луи Клериссо и Джованни Батиста Пиранези.

Начало XIX века - это Лео фон Кленце и продолжатели классической архитектурно-художественной традиции в России (Александр Брюллов, Константин Тон).

Во второй половине XIX века архитектурная графика начала фокусироваться на точности,  почти фотографической идентичности рисунка натуре: направление «Мир искусства» представляет в нашем собрании серия итальянских рисунков Александра Бенуа.



Начало XX века отмечено работами знаменитых архитекторов Ивана Фомина и Владимира Гельфрейха.

Благодаря участию в подготовке выставки наследников Щусева, мы смогли включить и несколько работ Алексея Викторовича. Причем некоторые из них экспонируются впервые!

Следующий, уже советский период истории России, представлен работами Александра Лактионова и Таира Салахова - с его выдающимися, на мой взгляд, архитектурно-художественными этюдами.



И наконец, мы решили показать работы современных российских архитекторов. Это очень важный момент: хотелось продемонстрировать, что традиция обращения к культуре и наследию Италии не прервана. Она жива и ценна - вне зависимости от того, какое стилистическое направление выбирает для себя архитектор.
То есть интерес к Италии - это общая практика, выходящая за стилистические и художественные границы?

Италия на протяжении уже нескольких столетий вдохновляет архитекторов совершенно разных направлений. Прекрасный пример - потрясающие итальянские рисунки Корбюзье: в своих работах он далеко ушел от классических форм, но основывался на впечатлениях, приобретенных в Италии.



Ту же мысль подтверждают рисунки представленных на выставке современных архитекторов: двое из них (Максим Атаянц и Михаил Филиппов) следуют неоклассической традиции, а еще двое (Сергей Кузнецов и я) классической стилистики не придерживаются. Архитектурные направления могут быть разными, но тяга к итальянской архитектуре и культуре, к контакту с ней - безусловно, универсальна.
Стало быть, Италия оказала на российскую культуру значительное влияние?

Так сложилось исторически и художественно, что именно Италия была точкой соприкосновения России и западной архитектурно-художественной традиции. Итальянцы строили Московский Кремль. Начиная с петровской эпохи, архитекторы и инженеры из Италии участвовали в возведении крупнейших дворцов и церквей обеих столиц. В Италию ездили все пенсионеры Российской Академии художеств - на примере здешних памятников они изучали законы архитектуры. Даже тогда, когда развитие архитектуры отошло от прямого следования классической традиции.

Точность пропорций, существование в среде, взаимодействие пространств, влияние света на материал, форму, деталь - все то, что делает архитектуру уникальной, можно познать, видя и рисуя Италию. Этот процесс познания, оказавший воздействие на творчество самых разных художников и архитекторов, - и есть тема нашей новой выставки.



Значит, изучение классического наследия современным архитекторам по-прежнему необходимо?

Я в этом убежден. В стремлении к максимальному соответствию новейшим течениям в архитектуре в России возникла излишняя бескомпромиссность и радикальность: рисовать больше не надо, знакомиться с памятниками прошлого не надо - все можно делать на компьютере, черпая идеи из иностранных журналов и пытаясь повторить формы и приемы, которые там показаны.

Это глубоко пагубный путь. Неудивительно, что Европа - которая, собственно, создает эти формы, - по нему не идет. Российская архитектура становится вторичной, строя архитектурное образование на подражании и творческой переработке чужих идей и смыслов. И нет никаких попыток как-то качественно изменить ситуацию!



Я надеюсь, что выставка послужит неким призывом: давайте делать по-другому, давайте не копировать пропорции, а творчески изучать их, осмысливать через рисунок, впитывать основы, превращая их в свой профессиональный инструмент.
На какую аудиторию рассчитана «Только Италия!»? Не слишком ли специфична выбранная тема?

Мы сознательно не фокусировались на профессиональной аудитории. Это противоречило бы духу самой Третьяковской Галереи - как я его понимаю. Мне кажется, что выставка будет интересна не только широкому кругу любителей архитектуры, но и всем тем, кто любит Италию. И так же, как герои нашей экспозиции, на себе ощутил очарование этой страны и приобщился к ее культуре.



Концепция выставки, кажется, не имеет аналогов - во всяком случае, в российской музейной истории последних лет…

Да, это уникальная концепция: так архитектурную графику еще не экспонировали.  С самого начала работы над выставкой я общался со многими ведущими кураторами и представителями крупных зарубежных музеев - и все они с восторгом отзывались о нашей теме и подходе. С одной стороны, он очень простой и логичный, а с другой - многогранный и открывающий большие возможности для подробного анализа.
Чем же ваш подход отличается от традиционного?

Обычно под архитектурной графикой подразумевают преимущественно чертежи - жанр прикладной и, что скрывать, для широкой публики довольно скучный. Наше же понимание включает и рисунки архитекторов (в том числе эскизы и наброски к проектам), и рисунки художников, запечатлевающих архитектурные объекты или фантазии.

Когда мы создавали Фонд, то сформулировали простой принцип: архитектурный рисунок - это рисунок архитектуры. Этот принцип способен объединить собой совершенно разные работы - с разной степенью проработки, разным восприятием объекта, разным графическим языком. В результате создается совершенно иной по качеству выставочный материал, несущий сильнейший эстетический и эмоциональный заряд.



Рисунки архитекторов и художников действительно так сильно отличаются между собой?

Зачастую архитекторы считают, что для профессиональной деятельности им вовсе не обязательно быть художниками. Архитекторы перестают ставить перед собой художественные задачи и использовать художественные навыки при создании архитектурного произведения. И это большая потеря для профессии. Я убежден, что разницы быть не должно.

Архитектурные выставки, Архитектурная графика

Previous post Next post
Up