Архитектура вслепую

May 28, 2013 20:39


28.05.2013
Константин Бударин // Art1, 28.05.2013 // см. первоисточникАрхитектура вслепую


Россия. Санкт-Петербург

В Инженерном доме открылась выставка, посвященная дизайну и архитектуре, на которой нечего посмотреть, но сходить все-таки стоит. Планшеты, развешанные по периметру пространства, представляют проекты хоть и проходящие по ведомству визуальных искусств, но сочиненные не для глаз. Отчетная выставка проекта «Слушая архитектуру, сочиняя пространства», организованная фондом «Про Арте», посвящена созданию комфортной среды для слабовидящих и слепых.


Доступность общественных пространств пока еще не является частью архитектурной повестки дня в Петербурге. Городская среда стыдливо замалчивают потребности своих граждан, разве что в вагонах метро отмечены «места для инвалидов», но не вполне понятно, как инвалиды могут ими воспользоваться. В такой ситуации любое движение в сфере «дизайна для всех» вызывает интерес. И главное - проекты, представленные на выставке, будут реализованы, что совсем уж ново для наших широт.
Карельская филармония в Петрозаводске, петербургский Музей музыки в Шереметевском дворце и библиотека Алвара Аалто в Выборге - три площадки, с которыми работали дизайнеры и архитекторы. Проекты обустройства - это, прежде всего, системы навигации: пандусы, тактильные направляющие, таблички, написанные шрифтом Брайля, специальные печатные издания. Есть и более масштабные предложения, вроде кресла-подъемника для филармонии. В Шереметевском дворце, где находится Музей музыки, обустроят входную зону и концертный зал. Также обещают учредить несколько выставочных залов с экспозицией для слепых. В библиотеке появится тактильный макет шедевра Аалто, причем в двух вариантах: для взрослых и для детей.
Вторая часть экспозиции посвящена «зеленой» архитектуре. Соседство вышло довольно странное - реальные проекты для инвалидов и утопические фантазии на тему экологии очевидно входят в диссонанс Но ничего не поделаешь, проект осуществлялся на деньги Евросоюза, а значит без «зеленых» не обойтись. Две темы вполне могли быть созвучны, понимай кто-нибудь, что такое эко-архитектура в наших экономических обстоятельствах. Планшеты с проектами банка и жилого комплекса лучатся роскошью, которая маскируется под природу. Более интересен проект культурного центра, но опять же не в силу энергоэффективности. Врезанные в ландшафт объемы летом покрыты травой, а зимой с них можно скатиться на санках. Экономят ли зимние забавы электричество - вопрос, но само по себе архитектурное решение вполне достойно.
Известная поговорка гласит: медиум это сообщение. «Зеленые» проекты появляются просто в силу того, что под модную тему несложно получить грант и преобразовать его в некоторое количество картинок. С проектами для филармонии, музея и библиотеки дело обстоит сложней. Осуществить менеджмент проекта от создания до реализации - это большое дело. И то, что у «Про Арте» получилось, сообщает, что архитектурное направление институции превращается в нечто значимое.
текст: Константин Бударин

Архитектурные выставки

Previous post Next post
Up