Из Оренбурга в Чкалов за девять дней или Чкалбург

May 20, 2017 16:03

Оригинал взят у ae_iskoskov в Из Оренбурга в Чкалов за девять дней или Чкалбург

Чкалов!
Попросту - мы так его любили
И для всех он был
Таким своим
Будто все мы в личной дружбе были,
Пили, ели и летали с ним…
А.Т. Твардовский «Чкалов»

26 декабря, 1938 года Оренбург потерял своё имя. 194 года исполнялся указ Императрицы Анны Иоановны «Сему городу, с Богом,…именоваться Оренбург, и во всяких случаях называть его и писать сим от нас данным именем, в котором городе жалуем и даем соизволение всем и всякого народа российского (кроме беглых из службы нашей людей и крестьян, в подушный оклад положенных), купечеству, мастеровым и разночинцам, так и иностранных европейских государств иноземным купцам и художникам…» и в две недели был перекроен, забыт с ведома и по воле его жителей.



Кадр из м/фильма «Заколдованный мальчик» 1955 г. Сравните позу авиатора на памятнике в Оренбурге...

Каждому времени соответствуют свои герои и система ценностей, возведенные идеологией и пропагандой в ранг смысла жизни. В том нет ничего плохого или хорошего, с высоты государственной значимости подобное определяется короткой фразой  - «так нужно». Попробуем восстановить события двух недель, определивших на будущие 19 лет обращение к горожанам не «оренбуржцы», но «чкаловцы».
Газеты всего СССР 16 декабря 1938 года объявили трудовому народу о гибели «сталинского сокола» и героя перелёта Москва-Ванкувер Валерия Павловича Чкалова.
В Оренбурге прочли небольшую заметку Героя Советского Союза А.Б. Юмашева под названием «Любимец народа» со словами: «Имя его (т.е. Чкалова - А.Е.И.) уже давно стало символом беспредельной мощи советской авиации…». Юмашев был вторым лётчиком, который вслед за В.П. Чкаловым совершил перелёт через Северный полюс, этим и объясняется появление заметки в газете, к тому же, авиаторы были знакомы более 10 лет.

Совпадение или нет, но фамилия Юмашев совсем не чужда Оренбургской области. В Михайловском (Шарлык) и близлежащих селах Юмашевы жили, так что вполне возможно, что предки, те, что выехали из Рязанской губернии в Оренбургскую, имели одни «корни» с А.Б. Юмашевым.
Сейчас довольно трудно понять, почему с именем Валерия Чкалова связаны такие эпитеты, как «сталинский сокол», «легендарный лётчик», «лётчик-богатырь», «бесстрашный пилот»… Но тогда, в 20-30-е годы прошлого столетия имя Чкалова гремело, именно гремело по всей стране из репродукторов,  выделялось крупными газетными буквами на страницах.


Испытатель самолётов, Валерий Павлович обладал невероятной харизмой, обаянием крепкого мужчины из народа. Удачное совпадение личных качеств и поддержки авиации государством, популяризация оборонно-политических школ ОСОВИАХИМа, предшественника известного нам ДОСААФ, сделало лётчика-испытателя Чкалова практически любимцем народа, тотемом смелости и успеха. По сути так и было.
Выходец из крестьянской семьи, Валерий Павлович 15-летним подростком добровольцем вступил в Красную Армию, увлекся авиацией. В 17 лет он управлял самолётом и в свои 19 стал курсантом Московской школы высшего пилотажа. А дальше только полёты, испытания новых самолётов. Даже неудачная посадка и разбитый самолёт, обвинение в лихачестве, увольнение из  рядов РККА и недолгое нахождение в брянской тюрьме не сломили сильного духом Чкалова. Он вернулся на службу, продолжал летать и не брал в полёты парашют. В 1932 году Валерий Чкалов возглавлял первый в СССР воздушный парад над Красной площадью. Грандиозной славе Чкалов обязан Г.Ф. Байдукову, предложившему совершить повторный перелёт в США через Северный полюс, но тогда полёт был отложен И.В. Сталиным.
На самом высоком государственном уровне в 1936 году был утвержден «Сталинский маршрут» на Дальний Восток. После завершения успешного перелёта Валерий Чкалов стал действительно всенародно известным в СССР и вступил, как необходимое условие, в ряды ВКП(б). Через год следующий, главный перелёт всей жизни В.П. Чкалова  - через Северный полюс в США.
Советская пропаганда вознесла Чкалова на невероятные высоты, до каких  на самолёте никогда не долететь.
«Оренбургская коммуна» словами авиатора В.С. Молокова, участника спасения «челюскинцев» эмоционально, даже как-то торжественно, сообщила: «На посту геройски погиб депутат Верховного Совета СССР Герой Советского Союза комбриг Валерий Павлович Чкалов. Ушел от нас первоклассный сталинский лётчик-богатырь. Каждому гражданину нашей великой родины памятны его чудесные перелёты, изумлявшие весь мир своей смелостью, отвагой, героизмом».  Как-бы сейчас нами не воспринимались эти высокопарные слова, в них выражалось главное для людей того времени - положительный пример человека, родившегося в деревне и ставший авиатором, героем.
Маховик идеологических, пропагандистских воздействий на граждан СССР был раскручен максимально. На следующий день, 17-го декабря, оренбургский областной комитет ВКП(б) известил, но как-то вдогонку, запоздало, «всех членов партии и всех трудящихся Оренбургской области» о гибели «незабвенного Валерия Павловича Чкалова».


Днём раньше в оренбургском авиационном училище им. К.Е.Ворошилова прошло собрание слушателей, как тогда называли курсантов, и сказано много слов: «Образ т.Чкалова, его беспредельная преданность большевистской партии и лучшему другу советских лётчиков товарищу Сталину…» и т.д. и т.п. В кругу авиаторов уже витал призыв к переименованию города, что, в общем-то и понятно, Чкалов был примером для подражания. Но без «ляпов» не обошлось, легендаризация началась. Депутат Верховного Совета РСФСР В.В. Бурова в заметке под заголовком «Величие, простота, героизм» объявила: «Образ Чкалова особенно близок нам - оренбуржцам - потому, что Валерий Павлович воспитанник нашей авиашколы им.Ворошилова». В действительности это не так. Чкалов никогда не был в Оренбурге, но неточность прижилась, растиражированная желанием лишний раз назвать громкое имя героя. Ошибка вкралась от незнания или по торопливости газетчиков, спешивших сдать в печать номер газеты. Авиашкола была переведена в Оренбург из Серпухова и только с июня 1938 года стала именоваться «им.К.Е. Ворошилова». Валерий Чкалов действительно проходил обучение в Серпуховской высшей авиашколе, но в 1924 году, это уточнение промелькнуло в той же газете и рядом с заметкой В.В. Буровой, но осталось незамеченным.
Непостижимо, как можно было связать события 14-летней давности, происходившие в другом городе, с Оренбургом! Оказалось, при желании и необходимости можно!
Воентехник первого ранга П.И. Китаев вспоминал свою учёбу без указания училища (военная тайна?) и вторил В.В. Буровой: «Я знал Валерия Павловича еще во время его учёбы в нашем училище, которое носит теперь имя К.Е. Ворошилова…еще тогда, едва узнавший машину, он творил чудеса. Последний раз я встретил Валерия Павловича в 1936 году». Вот так невнятно, не называя город, возникло заблуждение, что В.П. Чкалов учился в Оренбурге. Наверняка, подобное мнение льстило оренбургским военным лётчикам.
Командиры-лётчики авиаучилища Г. Игнатов , Г. Антонов, М.Клеин, П.Китаев, Н.Александер и Н. Секерж заявили, что «вместе со всем советским народом скорбим о его безвременной гибели» и не остались в одиночестве, им вторили оренбургские зенитчики. Политработники училища зенитной артиллерии им.Орджоникидзе Г. Баранов, И. Кузьмин сотоварищи с газетной страницы дали обещание: «Утрату жизни Валерия Павловича мы возместим своей отличной боевой и политической подготовкой…У нас будут тысячи и миллионы чкаловцев».


На заводах и фабриках Оренбурга прошли многочисленные, если верить газетным статьям, а верить им можно (попробуй не приди!), партийные собрания с выражением скорби и печали по поводу гибели В.Чкалова. Стахановцы центрального телеграфа К.Гаврилов, Д.Григорьев, А. Малахов, П.Купенец простились с лётчиком словами: «Да, Валерия Чкалова нет! Нелепый случай оборвал его замечательную жизнь - жизнь, которой гордился весь советский народ… Прощай, наш гордый сокол…».
Да, про жизнь говорил и В.П. Чкалов после первой встречи с И.В. Сталиным 2 мая 1935 года на Центральном аэродроме в Москве: «После встречи с великим вождем содержание моей жизни стало богаче, я стал летать более дисциплинированно, чем летал раньше…».
Оренбургские работники искусства не остались в стороне от пролетарского и трудового населения города. Актеры и работники областного драматического театра Садовская, Иост, Орлов, Шапиро, Шварев и другие в печали сказали соответствующее событию, что «светлый образ бесстрашного лётчика нашей родины…вечно будет жить в наших сердцах».
Волна, практически цунами, соболезнований выплеснулась на страницы газет. Радио новостными сводками озвучивало напечатанное. Скорбили первые лица страны, работники Союза авиационных работников, Герои Советского Союза, военные атташе иностранных держав… Письмо-воспоминание школьной учительницы В.П. Чкалова Л.Славиной появилось на страницах центральных, в том числе оренбургской, газет.
Траурные митинги прошли практически во всех организациях , заводах и фабриках Оренбурга. Интеллигенция города, сотрудники учительского института (Типаев, Плутагарь, Калатур, Макксименко, Паненков, Сафронова), научно-исследовательского института не оставались в стороне, публиковали сведения о траурных собраниях и митингах памяти В.Чкалова.



В патриотическом порыве, на следующий день после гибели Чкалова, городской совет вынес постановление, ставший первым шагом к новому названию города: «В память тов.Чкалова переименовать Мало-Советскую улицу в улицу имени Чкалова; наименовать школу, строящуюся на этой улице, школой имени Чкалова». Что ж, от улиц к масштабам города и от города к области в 1938 году был практически один шаг! Переименовывать или нет, такой вопрос не обсуждался. «Принято решение» - многозначительность этой фразы известна до сих пор. Пропагандистская машина работала, о Чкалове вспоминали, писали  и говорили, назначали стипендии его имени, публиковались сообщения международной печати и создавалось впечатление, что скорбит вся планета…
На девятый день со дня гибели «сталинского сокола», 24 декабря, газета «Оренбургская Коммуна» вышла с заголовком «Городу Оренбургу - славное имя Чкалова». Видимо ничего славного в прошлом города не нашлось, а тут письмо курсантов авиационного училища с единогласной поддержкой переименования «в знак увековечивания памяти великого лётчика». Письмо авиаторов-курсантов, политработников, обращение военкома авиаучилища А.П. Сухановского и даже решение собрания ночной смены типографии «Оренбургской Коммуны» отправились в Москву, в Президиум Верховного Совета СССР с одной просьбой - «переименовать город Оренбург в город Чкалов» и установить памятник лётчику. Вполне вероятно, что Оренбург смог бы сохранить прежнее имя, если бы не «бы». Название города с окончанием на «бург» слишком явно напоминало на прошлую власть до 1917 года. Практика переименования улиц, городов началась с первых лет власти Советов. Но с Оренбургом получилась в какой-то мере вынужденная смена названия города. Село Василёво-Слобода, место рождения В.П. Чкаловы, было слишком провинциальным с небольшим населением, чтобы называться «Чкалов», но имя «Чкаловск» получило. Областной центр малой родины «бесстрашного лётчика» Нижний Новгород с 1932 года носил имя «Горький» и тут обратно не переименуешь. Остался Оренбург. И авиационная школа, перебазированная из Серпухова, стала решающим аргументом - быть Оренбургу Чкаловым.


И вновь на предприятиях города проходят многолюдные собрания и митинги. Коллектив швейной фабрики им.Сталина (располагалась на ул.Аксакова, бывшая «Ореана», ныне закрыта), рабочие и служащие депо «Оренбург», мельзавода №8, работники оренбургского отделения Госбанка, студенты и преподаватели фельдшерско-акушерской школы и многие другие единодушно голосуют «ЗА».
Решение было принято. Председатель облисполкома К. Милованов и секретарь обкома А.А. Дубровский  25 декабря 1938 года подписали ходатайство по просьбам «трудящихся, партийных, советских, профсоюзных» и прочих организаций о переименовании города Оренбург и области. Не забыт и памятник - просят разрешение воздвигнуть.
26 декабря 1938 года не стало Оренбурга.



Передовицы местных газет крупно набрали заголовок «ГОРОДУ ОРЕНБУРГУ И ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИСВОЕНО СЛАВНОЕ ИМЯ ЧКАЛОВА». Указ о переименовании города подписали М.И. Калинин - «всероссийский староста», по едкому замечанию Л.Д.Троцкого, и секретарь Верховного Совета СССР А.Ф. Горкин, бывший первый секретарь оренбургского обкома ВКП(б).
На следующий день, 27 декабря, сотрудники управления НКВД по Оренбургской области присоединили свои голоса к голосам курсантов и летчиков и напомнили о необходимости сооружения памятника В.П. Чкалову. Кроме того, сотрудники НКВД первыми поддержали инициативу железнодорожников о переименовании Оренбургской железной дороги в имени В.П.Чкалова…Им вторил Горторг, затем рабочие Бузулука, а далее по цепочке - «ЗА», «ЗА»…



примечания:
- Оренб.коммуна 18/12/1938 г. - переименовании улицы Мало-Советской в им.Чкалова и школу имени его же. (там же - Бесстрашный покоритель природы, статья Агафонова, политрука авиаучилища)
- 24/12/1938  Оренб.Коммуна , Сухановский военком авиаучилища просит переименовать и памятник поставить , обратите внимание на дату 24 декабря -  на 9-й день после смерти В.П.Чкалова. Совпадение?
- С 1 декабря 1941 по 15 января 1958 года в Оренбурге (в то время Чкалове) размещалось управление Южно-Уральского военного округа.
автор памятника "сталинскому соколу" скульптор И. А. Менделевич родился в 1887 году в Москве. В 1909-1911 годах занимался в Академии Калоросси в Париже, затем изучал классическую скульптуру в Риме. Член АХРР. Лауреат Сталинской премии второй степени. И. А. Менделевич умер в 1952 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Previous post Next post
Up