Как работает Центр управления сетью "Мегафон"
Узнали мы ,побывав на очень интересной экскурсии в одном из двух самых современных в России центров мониторинга, где чувствуешь себя персонажем сериала «Чёрное зеркало»,ну или по антуражу и картинке,на худой конец-"Её звали Никита".
Итак,единый центр управления сетью - крупнейший и один из самых современных в своём роде как в России, так и в мире. ЕЦУС (аббревиатура Центра, в международной терминологии - GNOC)
Центр расположен на двух площадках - в Самаре и Санкт-Петербурге - и управляет сетями «Мегафона», как мобильными, так и фиксированными, по всей стране. Компания построила центр за один год, инвестиции в проект превысили более 1 млрд.
Выбор городов связан с тем, что в в Самаре имеется крупный ЦОД, а в Санкт-Петербурге изначально работает много высококлассных IT-специалистов. При этом обе площадки дублируют друг друга и идентичны в плане выполняемых функций . Правда, изначально они работают в другом режиме: самарский филиал отвечает за Поволжье, Кавказ, Сибирь и Дальний Восток, а петербургский - за СЗФО, ЦФО и Урал. Однако в случае сбоя на одной из площадок в течение 15 минут контроль за всеми регионами может быть сосредоточен на оставшейся.
Что такое ЦОД (Центр обработки данных или дата-центр)?
ЦОД или Дата-центр (от англ. data center) - центр обработки данных, специализированное здание (площадка) для подключения к каналам сети Интернет и размещения серверного и коммуникационного оборудования необходимого для связи с другими пользователями (включая другие ЦОД). Центр обработки данных исполняет функции обработки, хранения и распространения информации, как правило, в интересах корпоративных клиентов. ЦОД ориентирован в первую очередь, на решение бизнес-задач, путем предоставления услуг в виде информационных сервисов.
Консолидация вычислительных ресурсов и средств хранения данных в ЦОД позволяет сократить совокупную стоимость владения IT-инфраструктурой за счет возможности эффективного использования технических средств, например, перераспределения нагрузок для оптимального решения бизнес-задач, а также за счет сокращения расходов на администрирование.
В штатном режиме каждая из площадок делит рабочую нагрузку пополам. Но в случае форс-мажора - природной катастрофы, чрезвычайной ситуации - одна из площадок может забрать полностью весь функционал и продолжить мониторинг за всю страну. По времени это занимает всего 15 минут. Уже были боевые тестирования: например, в прошлом году из Петербурга пришло сообщение что произошло возгорание в здании (пожар ненастоящий, конечно). Люди поднялись(в самарском ЕЦУСе) и ушли, а управление сетью перешло в Петербург».
Ежесуточно в ЕЦУС обрабатывается порядка 13 млн лог-записей о работе всего оборудования на всей сети и разрешается около 4 тыс. «инцидентов» - т.е. сбоев разного уровня. Большинство из них остаются незамеченными для абонентов, поскольку не имеют критического влияния на работу сети.
Один центр, что важно, управляет более чем 300 тыс. элементов сети, включая оборудование голосовой и пакетной коммутации, транспортную сеть и сервисные платформы - а не только мониторит их работу, как это происходит в центрах мониторинга сети, которые имеются у всех операторов.
В ЕЦУС ежедневно проводится около 100 операций по настройке, модернизации и модификации сети: по сути, все, что можно делать удаленно без выезда на объекты - действия вроде изменения наклона секторов БС, конечно, нельзя произвести, сидя за компьютером.
Центр построен на базе зонтичных систем управления и мониторинга, лидеров мирового рынка: оборудование IBM, HP и NEC, программное обеспечение SAP.
Центр обработки данных компании «МегаФон», расположенный в поселке Красный пахарь Самарской области, - уникальный объект. Введенный в эксплуатацию в 2010 году, он и сейчас остается одним из крупнейших data-центров России.
Центр работает круглосуточно, семь дней в неделю. Вход строго по пропускам.Здание обнесено охраняемым периметром с инфракрасными датчиками.Достаточно сложная многоуровневая пропускная система.
Само здание центра, построено в сейсмобезопасном районе, оно не может быть затоплено талыми и грунтовыми водами, т.к. под ним сооружена дренажная система. ЦОД установлен на бетонной подушке метр толщиной, что делает его крайне устойчивым. При строительстве здания были использованы самые передовые и уникальные технологии.
На территории ЦОД есть вся необходимая инфраструктура, которая автономно обеспечивает работу Центра: две скважины с водой, две независимых электроподстанций. Суммарная выходная мощность подстанций - 8 МВт. При потреблении одним машинным залом 1 МВт электроэнергии, ЦОД позволяет содержать 6 таких залов.
Оптоволокно заходит к ЦОД с разных сторон и в случае вывода из строя одной магистрали - вторая останется работоспособной. На случай обесточивания обеих подстанций, на территории ЦОД имеется 8 огромных дизельгенераторв и запас топлива на 48 часов.
После осмотра внешней части Центра, сотрудники ЦОД проводили нас внутрь
Машинный зал.
Все помещения снабжены системами защиты от различных катаклизмов.
Кроме систем пожаротушения есть под полом специальные датчики, которые анализируют всасываемый воздух и в случае обнаружения малейших признаков тления сообщают об этом на пульт мониторинга, указывая точный участок возможного возгорания. Это позволяет устранить пожар на самом начальном его этапе, не прибегая к серьезным мерам.
В случае крупного возгорания помещение в считанные секунды наполнится фреоном, который вытеснит весь кислород. Кстати, для человека, по случайности оставшегося при этом в помещении, это будет гарантированным концом...Но во всех помещениях есть самоспасатели, поэтому люди оставшиеся внутри горящего помещения смогут выжить.
В ЦОДе главным образом используется оборудование компании Hewlett-Packard. Так уж сложилось исторически, что "Мегафон" доверяет этому производителю
Нам рассказывают о возможностях дата-центра и его оборудования. Про новейшие разработки хранения и обработки информации.
А вообще, общий объем дискового простанства ЦОД составляет около 1 Петабайта (1000 Терабайт). Конечно, цифра не внушающая, но это только малая часть возможнотей ЦОД. 4 автозала расчитаны на 720 стойкомест.
Но самое интересное для меня,как потенциального пользователя это - центр мониторинга!
Главный зал - мониторинга сети - визуально представляет собой ряд столов: их собирали на месте и монтировали в пол, под которым спрятаны сотни проводов. Сотрудники-эксперты, а также техподдержка отдельных клиентов оператора сидят в анатомических креслах.Инженерам открывается вид на огромный экран. 28 проекторов, стоящих за ним, выводят на него различную информацию по процессам, происходящим в оборудовании Мегафона в нескольких городах Поволжья
Средний возраст инженеров - не старше 30: они должны разбираться в современных технологиях, кроме того, работа требует сосредоточенности нон-стоп.
Самым главным,в рабочем процессе, является - главный оперативный дежурный, которому подчиняется весь инженерный состав компании (не только ЕЦУС). Он же взаимодействует с госорганами: МЧС, Роскомнадзором и другими.
С Роскомнадзором взаимодействие происходит в случае крупных происшествий на сети,или в случае аварийного роуминга. Это означает следующее. В обычном режиме если вы абонент МТС, то не можете зарегистрироваться в сети „Мегафона“ или „Вымпелкома“. Но бывают ситуации, когда у кого-то из операторов происходит крупная авария в каком-либо субъекте Российской Федерации, - так, например, было в Чечне. Большая часть сетей оператора перестаёт работать - причём сам оператор в этом не виноват. Чтобы абоненты не страдали, операторы информируют Роскомнадзор, и он даёт команду на открытие аварийного роуминга. Таким образом операторы открывают возможность доступа чужим абонентам.
Большое спасибо за экскурсию, а про сам Мегафон могу сказать,что путешествуя по нашей большой области,могу с уверенностью сказать,что даже в заброшенных деревеньках,дозвониться можно только с "Мегафона". Возможно именно по этому,этот провайдер имеет федеральное значение.
В общем,зовите ещё.Мне очень понравилось.