Почему СИМы (средства индивидуальной мобильности) не "взлетят"

Jun 14, 2021 18:36

Взято из комментов
vitalyga64

Для затравки - в семье 3 велосипеда, 2 самоката, 1 машина. Инженер в области автомобильных дорог со стажем почти 20 лет. Стаж вождения без сколько-нибудь серьёзных ДТП - те же 20 лет (скоро вторая смена прав). Буду высказываться тезисно.

1. Начну с главного - безопасности.
Наиболее безопасный режим движения - в примерно одинаковой скорости с основным потоком и ваш габарит примерно соответствует габаритам единицы потока. Это работает как для автомобилей, так и для пешеходов.
Немного поясню. Люди устроены так, что большую часть времени мозг работает в фоновом режиме на основе заложенных шаблонов - управления автомобилем, ходьбы по тротуару и т.п. Работа в других режимах требует повышенного расхода энергии (внимание, предугадывание действий других участников движения и т.п.) - именно поэтому двухчасовое стояние в пробке выматывает гораздо сильнее, чем аналогичная прогулка, хотя с точки зрения двигательной активности должно быть наоборот.
Когда мы берём самокат, велосипед и прочие аналоги (лично мне очень нравиться термин Средства Индивидуальной Мобильности (СИМ), как мне кажется уже упоминавшийся в этом блоге) они выбиваются как из пешеходов (в разы большая скорость), так и из участников дорожного движения (в разы меньший габарит). Соответственно, где бы они не двигались (на тротуаре или на проезжей части) у них будут возникать конфликтные ситуации с другими участниками движения. Конфликтные не в плане выяснения отношений/аварий/мордобоя, а именно в плане взаимодействия траекторий движения. Тут многие адепты правил любят упоминать обязанности водителей постоянно контролировать ситуацию вокруг машины и т.д. - это физически невозможно.
1.1. Двигаясь по дороге водитель анализирует движение на основе неких опримитивленных моделей, куда входит положение и скорость оружающих ТС, рядность дороги, средняя скорость потока, разрешённая скорость на данном участке дороги, расстояние видимости, расстояния до попутных и встречных ТС и т.д. Допустим вы встали в полосу движения и двигаетесь по ней. Вы не собираетесь никого обгонять, останавливаться и т.п. Вы будете поддерживать разумную дистанцию до впередиидущего ТС и иногда "заглядывать" через него вперёд (не начали ли тормозить или перестраиваться ТС спереди в вашей полосе). При этом ваши мозги перейдут в "экономный" режим и вы в таком состоянии сможете очень долго ехать без необходимости отдыха (гнать на дальние расстояния с превышением не имеет смысла по этой же причине - вы больше времени потратите на отдых после постоянных обгонов нежели "тошнить" в потоке 80-90 и не отдыхать). Появление в данной ситуации на проезжей части неких объектов, сильно отличающуюся от средней в потоке скорости и габарита просто ломает систему и на них просто не успевают реагировать (да, вам должны, на законы биологии и физики ни кто не отменял) . Все правила ДД для мотоциклов нацелены именно на исключение этого момента (в правой полосе двигаемся слева, в левой полосе двигаемся справа, поддерживаем боковой интервал и т.д., не говоря уже о существенно превышении допустимой скорости движения) - убрать элемент неожиданности, что бы вас видели заранее и могли предоставить вам преимущество, если это требуется по правилам ДД.

1.2. Двигаясь по тротуару, человек анализирует пространство перед собой визуально и слушает пространство сзади. Согласитесь, очень мало ситуаций, когда СИМ врезается в человека из зоны видимости (спереди). Электрические СИМ опасны именно своей скоростью и бесшумностью. Человек идёт по тротуару, не видит опасности спереди и не слышит её сзади - он не ожидает никакого подвоха. Дети не могут идти спокойно - они вечно в движении, а зона контроля у них ещё меньше (именно по этому во дворах скорость ТС серьёзно ограничена). В результате вас просто не ожидают и вы являетесь стрессом, даже если вы объехали на приличном расстоянии.

2. Апеллируя к действующей редакции ПДД(опирающейся на Венскую конвенцию о ДД) - при её разработке учитывалось, что велосипеды, мотоциклы и подобные ТС это преимущественно в сельской местности, а в городах основной приоритет отдаётся общественному транспорту. Ещё один момент - там есть пункт, запрещающий велосипедам двигаться по магистралям. В текущих реалиях под старое определение магистрали по интенсивности движения попадает большинство городских и загородных дорог (кроме внутриквартальных и прочих местных проездов). Текущая загруженность городских дорог не оставляет места СИМ на проезжей части - возникающие "точки напряжения" многократно перекрывают выгоду от пересаживания конкретного персонажа с автомобиля на велосипед (двигаясь на СИМ вы гораздо сильнее снижаете пропускную способность а/д, нежели вы бы двигались на автомобиле).

3. В настоящий момент в отрасли на основании исследований есть некий запрос на увеличение ширины полосы движения. Это связано, как ни странно, с акслерацией. Средний рост жителей Земли растёт - растут и габариты транспортных средств (посмотрите габариты разных поколений автомобилей популярных семейств, например VW Golf и Toyota Corolla) . При движении комфортным боковым интервалом является величина, прямо пропорциональная скорости движения ТС. Растут габариты - должна расти и ширина полосы движения. Как вы думаете, в стеснённых городских условиях кому должны достаться лишние сантиметры, при их наличии - СИМам или автомобилям?

СИМ, транспорт

Previous post Next post
Up