Государству при намерении следователей предъявить обвинения главе Hermitage Capital необходимо провести грамотное расследование и сделать выводы - возможно, и законодательные
Вице-спикер Госдумы, замсекретаря Генсовета «Единой России» Сергей Железняк считает, что после заявлений следователей о том, что главе фонда «Эрмитаж Кэпитал» (Hermitage Capital) Уильяму Браудеру в ближайшие дни будет предъявлено обвинение в хищении акций «Газпрома», государство должно провести грамотное расследование и сделать выводы, возможно, и законодательные.
Ранее во вторник, 5 марта, начальник управления Следственного департамента МВД России по расследованию организованной преступной деятельности и коррупции Михаил Александров заявил, что Браудер руководил юридическими лицами, через которые были похищены акции «Газпрома» на сумму не менее 3 млрд рублей.
«Когда говорят о том, что российская экономика и российские компании якобы не представляют интереса для мировой инвестиционной политики, это очевидное, а может быть, и умышленное заблуждение», - заметил Железняк в комментарии ИТАР-ТАСС, добавив, что не сомневается в том факте, что «для многих западных компаний инвестиционные вложения в Россию очень выгодны».
«Другое дело, что большая часть из них действует цивилизованно, а некоторые пытаются использовать различные схемы, далекие от законности, чтобы получить необоснованное конкурентное преимущество и купить активы на условиях, отличных от других инвесторов, и тем самым получить возможность извлекать необоснованную выгоду из таких сделок», - констатировал вице-спикер.
«Кроме этого, приобретение акций ведет еще и к возможности негативного контроля за деятельностью любой компании», - напомнил Железняк. «Акционер получает возможность блокировать решения компании или влиять на них», - пояснил он.
Он выразил убежденность, что «в этой связи интерес следственных органов к тем операциям, которые производил Браудер, имеет основания».
«Потому что, когда через подставные компании скупаются акции, это, как правило, имеет не только экономические причины, но и стратегические», - считает политик. Если истинный владелец компаний «пытается скрыть свое лицо», необходимо «разобраться, зачем он это делает», добавил Железняк.
«Поэтому, я думаю, самое правильное здесь - провести грамотное расследование. Если у Браудера и его коллег есть аргументы, которые могут обосновать их позицию, они должны быть представлены следствию», - порекомендовал он.
Отвечая на вопрос о том, достаточно ли российское законодательство сейчас защищает компании от подобных попыток влияния, вице-спикер отметил, что, «естественно, корпоративное законодательство России гораздо моложе законодательства многих других стран». «Поэтому и предпринимаются периодические попытки использовать то или иное его несовершенство, чтобы получить необоснованную выгоду», - пояснил он.
«Но мы должны на таких ситуациях учиться, извлекать из них правильные выводы и совершенствовать законодательство, - призвал Железняк. - Чтобы, поддерживая и поощряя цивилизованный инвестиционный рынок, защищать его от всевозможных афер и потерь, связанных с деятельностью разнообразных махинаторов».
Как сообщил Александров, «Уильяму Браудеру через посольство Великобритании сегодня вручены уведомления и повестки с переводом как на английский язык, так и на русский через сотрудника посольства». «Постановление о привлечении господина Браудера вынесено руководителем следственной группы сегодня. И в соответствии с УПК в ближайшие несколько суток безусловно будет предъявлено обвинение, о чем изложена информация в данной повестке», - сообщил начальник управления.
Он пояснил, что в соответствии с указом президента от 1997 года иностранные лица, зарегистрированные в РФ в период действия указа, были обязаны получать разрешение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и правительства РФ на право приобретения данных акций на внутрироссийском фондовом рынке либо покупать так называемые американские депозитарные расписки на иностранных фондовых биржах, где их цена существенно выше.
«Браудер использовал специально разработанную схему, по которой иностранные компании скупали наиболее ликвидные активы на территории РФ от имени российских юридических лиц, зарегистрированных на территориях с льготным налогообложением», - уточнил Александров.
По его словам, с этой целью Браудером использовался ряд обществ с ограниченной ответственностью, в том числе ООО «Камея», деятельностью которой в течении продолжительного времени он руководил лично.
По словам следователя, в преступной схеме, кроме ООО «Камея» были задействованы ООО «Байкал-М» и Peninsular Hights Limited.
После отмены упомянутого выше указа президента в декабре 2005 года, в январе 2006 года акции были проданы другим иностранным участникам - как через офшорные компании, так и напрямую. «После чего они на текущий момент они из поля зрения депозитариев, находящихся на территории РФ, выпали», - сказал Александров.