Американским социологом Джозефом Овертоном была описана технология, посредством которой можно изменить отношение общества к вещам, которые ранее воспринимались им как нечто совершенно неприемлемое. Вполне вероятно, что после прочтения данного материала Ваше представление о мире, в котором мы живем, полностью изменится.
В соответствии с постулатами теории, называемой «Окно Овертона», для любых идей или проблем в обществе существуют так называемые окна возможностей. В границах этих окон идеи могу быть обсуждаемы или нет, их могут открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно. Окно двигают, меняя тем самым веер возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое до стадии «актуальная политика», то есть уже широко обсуждённое, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах.
«Окно Овертона» не является простым «промыванием мозгов» - это гораздо более тонкая технология. Чрезвычайно эффективной её делает последовательное, системное применение и незаметность для общества-жертвы самого факта постороннего воздействия.
Для примера возьмём нечто совершенно невообразимое, допустим, каннибализм, то есть идею легализовать право граждан на поедание друг друга. Скажете, это невозможно?
Конечно, немедленно развернуть пропаганду каннибализма невозможно - общество встанет на дыбы. Данная ситуация означает, что проблема легализации каннибализма находится в нулевой стадии окна возможностей. Эта стадия, в соответствии с теорией Овертона, называется «Немыслимое». Смоделируем теперь, как это немыслимое будет реализовано, пройдя все стадии окна возможностей.
Технология
Технология «Окно Овертона» действительно позволяет легализовать абсолютно любую идею.
Джозеф Овертон предложил не концепцию - им была описана весьма эффективно работающая технология, то есть, некая последовательность действий, исполнение которой неизменно приводит к желаемому результату. В качестве оружия для уничтожения человеческих сообществ такая технология может быть эффективнее термоядерной бомбы.
Как это смело!
На данный момент времени тема каннибализма пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление. Соответственно, первое движение Окна Овертона направлено на перевод темы каннибализма из области немыслимого в область радикального. А что? У нас ведь есть свобода слова, так почему бы нам не поговорить о каннибализме?
Учёным вообще положено говорить обо всём подряд - для учёных нет запретных тем, им положено всё изучать. А раз так, то почему бы не собрать, скажем, некий этнологический симпозиум по теме «Экзотические обряды племён Полинезии». Вот на нём и обсудим историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о каннибализме.
Видите, о людоедстве, как выясняется, вполне предметно можно поговорить и как бы остаться в пределах научной респектабельности. Окно Овертона уже двинулось. То есть уже обозначен пересмотр позиций. Тем самым обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения общества к отношению более позитивному.
Одновременно с околонаучной дискуссией непременно должно появиться какое-нибудь «Общество радикальных каннибалов». И пусть оно будет представлено для начала только в Интернете - радикальные каннибалы непременно будут замечены и процитированы во всех нужных средствах массовой информации.
Во-первых, это ещё один факт высказывания, а, во-вторых, эпатирующие отморозки такого специального генезиса нужны для создания образа радикального пугала. Это будут «плохие каннибалы» в противовес другому пугалу - «фашистам, призывающим сжигать на кострах не таких, как они». Но о пугалах чуть ниже. Для начала достаточно публиковать рассказы о том, что думают про поедание человечины британские учёные и какие-нибудь радикальные отморозки иной природы.
Вот и получен первый результат движения Окна Овертона: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы - созданы «градации серого».
Почему бы и нет?
Следующий шаг - Окно Овертона продолжает движение и переводит тему каннибализма из радикальной области в область возможного.
На этом этапе продолжаем цитировать «учёных». Ведь нельзя же отворачиваться от знания про каннибализм! Любой, кто откажется это обсуждать, должен быть заклеймён как ханжа и лицемер.
Осуждая ханжество, обязательно нужно придумать каннибализму элегантное название, ну, чтобы не смели всякие фашисты навешивать на инакомыслящих ярлыки со словом на букву «Ка».
Создание эвфемизма - это очень важный момент. Для легализации немыслимой идеи необходимо подменить её подлинное название, как это, случилось, например, с педерастией, которую в своё время с этой же целью назвали гораздо более элегантным и благозвучным словом «гомосексуализм».
И вот слово «каннибализм» изъяли из широкого употребления - отныне это явление именуется, к примеру, словом «антропофагия». Но и этот термин совсем скоро заменят ещё раз, признав и это определение оскорбительным.
Цель выдумывания новых названий - увести суть проблемы от её обозначения, оторвать форму слова от его содержания, лишить своих идеологических противников языка. Каннибализм превращается в антропофагию, а затем в антропофилию, подобно тому, как преступник меняет фамилии и паспорта.
Одновременно с игрой в названия ведётся создание опорного прецедента - исторического, мифологического, актуального или просто выдуманного, но главное - легитимированного. Он будет найден или придуман как «доказательство» того, что антропофилия может быть в принципе узаконена.
• «Помните легенду о самоотверженной матери, напоившей своей кровью умирающих от жажды детей?»
• «А истории античных богов, поедавших вообще всех подряд - у римлян это было в порядке вещей!»
• «Ну, а у более близких нам христиан, тем более, с антропофилией всё в полном порядке! Они до сих пор ритуально пьют кровь и едят плоть своего бога. Вы же не обвиняете в чём-то христианскую церковь? Да кто вы такие, чёрт вас побери?»
Главная задача вакханалии этого этапа - хотя бы частично вывести поедание людей из-под уголовного преследования. Хоть раз, хоть в какой-то исторический момент.
Так и надо
После того как предоставлен легитимирующий прецедент, появляется возможность двигать Окно Овертона с территории возможного в область рационального. Это третий этап. На нём завершается дробление единой проблемы.
• «Желание есть людей генетически заложено, это в природе человека»
• «Иногда съесть человека необходимо, существуют непреодолимые обстоятельства»
• «Есть люди, желающие чтобы их съели»
• «Антропофилов спровоцировали!»
• «Запретный плод всегда сладок»
• «Свободный человек имеет право решать, что ему есть»
• «Не скрывайте информацию, и пусть каждый поймёт, кто он - антропофил или антропофоб»
• «А есть ли в антропофилии вред? Неизбежность его не доказана».
Таким образом, в общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему. На крайних флангах размещают пугала - специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства.
Реальных противников - то есть нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме растабуирования людоедства - стараются упаковать вместе с пугалами и записать в радикальные ненавистники. Роль этих пугал заключается в активном создании образа сумасшедших психопатов - агрессивные, фашиствующие ненавистники антропофилии, призывающие жечь заживо людоедов, жидов, коммунистов и негров. Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечисленным, кроме реальных противников легализации.
При таком раскладе сами так называемы антропофилы остаются как бы посередине между пугалами, на «территории разума», откуда со всем пафосом «здравомыслия и человечности» осуждают «фашистов всех мастей».
«Учёные» и журналисты на этом этапе доказывают, что человечество на протяжении всей своей истории время от времени поедало друг друга, и это нормально. Теперь тему антропофилии можно переводить из области рационального, в категорию популярного. Окно Овертона движется дальше.
В хорошем смысле
Для дальнейшей популяризации темы каннибализма необходимо поддержать её поп-контентом, сопрягая с историческими и мифологическими личностями, а по возможности и с современными медиаперсонами. Антропофилия массово проникает в новости и различные ток-шоу. Людей едят в кино широкого проката, в текстах песен и видеоклипах.
Один из приёмов популяризации называется «Оглянитесь по сторонам!».
• «Разве вы не знали, что один известный композитор - того… антропофил?»
• «А один всем известный польский сценарист - всю жизнь был антропофилом, его даже преследовали.»
• «А сколько их по психушкам сидело! Сколько миллионов выслали, лишили гражданства!.. Кстати, как вам новый клип Леди Гаги «Eat me, baby»?
На этом этапе разрабатываемую тему выводят в ТОП, и она начинает автономно самовоспроизводиться в массмедиа, шоу-бизнесе и политике.
Другой эффективный приём: суть проблемы активно забалтывают на уровне операторов информации (журналистов, ведущих телепередач, общественников и т.д.), отсекая от дискуссии специалистов.
Затем, в момент, когда уже всем стало скучно и обсуждение проблемы зашло в тупик, приходит специальным образом подобранный профессионал и говорит: «Господа, на самом деле всё совсем не так. И дело не в том, а вот в этом. И делать надо то-то и то-то», - и даёт тем временем весьма определённое направление, тенденциозность которого задана движением «Окна».
Для оправдания сторонников легализации используют очеловечивание преступников путём создания им положительного образа через не сопряжённые с преступлением характеристики.
• «Это же творческие люди. Ну, съел жену и что?»
• «Они искренне любят своих жертв. Ест, значит любит!»
• «У антропофилов повышенный IQ, и в остальном они придерживаются строгой морали»
• «Антропофилы - сами жертвы, их жизнь заставила.»
• «Их так воспитали» и так далее.
Такого рода выкрутасы - соль популярных ток-шоу.
«Мы расскажем вам трагическую историю любви! Он хотел её съесть! А она лишь хотела быть съеденной! Кто мы, чтобы судить их? Быть может, - это любовь? Кто вы такие, чтобы вставать у любви на пути?!»
Мы здесь власть
К пятому этапу движения Окна Овертона переходят, когда тема разогрета до возможности перевести её из категории популярного в сферу актуальной политики. Начинается подготовка законодательной базы. Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени. Публикуются социологические опросы, которые якобы подтверждают высокий процент сторонников легализации каннибализма. Политики начинают катать пробные шары публичных высказываний на тему законодательного закрепления этой темы. В общественное сознание вводят новую догму - «запрещение поедания людей запрещено».
Это «фирменное блюдо» либерализма - толерантность как запрет на табу, запрет на исправление и предупреждение губительных для общества отклонений.
В процессе последнего этапа движения Окна из категории «популярное» в «актуальную политику» общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением.
Приняты законы, изменены (разрушены) нормы человеческого существования, далее отголосками эта тема неизбежно докатится до школ и детских садов, а, значит, следующее поколение вырастет вообще без шанса на выживание.
Как сломать технологию
Описанное Джозефом Овертоном Окно возможностей легче всего движется в толерантном обществе. В том обществе, у которого нет идеалов, и, как следствие, нет чёткого разделения добра и зла.
Вы хотите поговорить о том, что ваша мать - шлюха? Хотите напечатать об этом доклад в журнале? Спеть песню? Доказать в конце концов, что быть шлюхой - это нормально и даже необходимо? Это и есть описанная выше технология. Она опирается на вседозволенность.
Нет табу. Нет ничего святого!
Нет сакральных понятий, само обсуждение которых запрещено, а их грязное обмусоливание - пресекается немедленно. Всего этого нет. А что есть?
Есть так называемая свобода слова, превращённая в свободу расчеловечивания. На наших глазах, одну за другой, снимают рамки, ограждавшие общество от бездны самоуничтожения. Теперь дорога туда открыта.
Ты думаешь, что в одиночку не сможешь ничего изменить?
Ты совершенно прав, в одиночку человек не может ни черта.
Но лично ты обязан оставаться человеком. А человек способен найти решение любой проблемы. И что не сумеет один - сделают люди, объединённые общей идеей. Оглянись по сторонам.
Источник