Анализ и теоретизирование всегда полезны, ибо, ищущий да обрящет
сохраню себе на подумать
Оригинал взят у
moshekam в
Крах России. Кто виноват и что делать? Часть I. Культура имеет значение Часть I. Культура имеет значение Часть II. Иудаизм Часть II. Иудаизм (продолжение) Часть III. Христианство Часть III. Христианство (продолжение) Часть IV. Ислам Доказывать, что Россия стоит на краю пропасти, я не буду. Кому это еще не понятно, могут дальше не читать. Им нужно сначала поехать в российскую глубинку, посмотреть, как там живут люди, а затем съездить в европейскую глубинку. И может быть они прозреют. Я же попытаюсь ответить на два главных вопроса, кто (или что) виноват в таком положении одной из самых богатых природными ресурсами страны. И что можно сделать, чтобы попытаться выбраться из этого положения.
Попробую выявить причины того, почему Россия с её неисчислимыми природными ресурсами, оказалась на задворках цивилизованного мира и оказалась фактически на грани исчезновения. И почему страны, не обладающие никакими природными богатствами, тем не менее, обеспечивают своим гражданам высочайший уровень жизни и политических свобод, и вносят максимальный вклад в достижения человечества. Какова роль человеческого, социального и культурного капитала в общем прогрессе развития стран. Сравнивая страны с высоким и низким уровнем жизни, попытаюсь выделить те общие элементы социального и культурного капитала, которые позволяют достичь максимального прогресса в развитии стран с различной культурой, и оценить возможность прививки этих ценностей населению нашей страны.
Для этого придется проанализировать элементы различных культур, вычленить то, что способствует и то, что препятствует достижению прогресса. Изучить возможность путем изменения культуры народа в нужном направлении, привести к прогрессу в развитии страны. А также рассмотреть примеры стран, где внедрение свободы и демократии без изменения культурного капитала населения, дало отрицательные результаты.
Попытаюсь доказать, что:
культура народа имеет решающее значение для достижения страной прогресса в развитии и страны, и личности;
изменение культуры населения в правильном направлении может привести к прогрессу в развитии, и наоборот, понижение уровня культуры ведет к деградации страны;
народу сначала нужно привить правильную культуру, а затем предоставлять свободу и демократию. Но не наоборот.
Моя задача не только убедить читателя в справедливости этих выводов, но и сделать попытку определить, какие шаги нужно предпринять для изменения культуры русского (российского) народа в нужном направлении. Возможно, что некоторые примеры и выводы смогут пригодится новому руководству новых государств, которые появятся на территории нынешней России.
Тема, за которую я осмелился взяться, в современном мире является достаточно табуированной, любое неосторожное слово или умозаключение грозит обвинениями в рассизме, ксенофобии или фашизме. Сравнение достижений и возможностей разных народов, представителями не самых успешных, и как правило, наиболее чувствительных, неизбежно будет истолковано, как оскорбление их религиозных чувств. Но в нашем мире, когда известная формула Флобера: «Дурак - всякий инакомыслящий» трансформировалась во «Всякий инакомыслящий - фашист», угроза прослыть фашистом меня уже не очень-то страшит. Я прекрасно понимаю, что без инакомыслия не бывает прогресса. Все новое в мире придумало инакомыслящее меньшинство, новое всегда встречается в штыки, и требуется время, чтобы большинство к нему привыкло
Культура имеет значение
Идея о том, что нравственность, этика, культура населения имеет первостепенное значение для достижения обществом прогресса, совсем не нова. Еще почти 200 лет назад французский политический деятель, министр иностранных дел Франции Алексис де Токвиль в своей работе «Демократия в Америке» писал:
«Я убежден, что самое удачное географическое положение и самые хорошие законы не могут обеспечить существование конституции вопреки господствующим нравам, в то время как благодаря нравам можно извлечь пользу даже из самых неблагоприятных географических условий и самых скверных законов. Нравы имеют особое значение - вот тот неизменный вывод, к которому постоянно приводят исследования и опыт. Этот вывод представляется мне наиболее важным результатом моих наблюдений, все мои размышления приводят к нему».
Макс Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году заметил связь между культурой и экономикой. Он обнаружил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов.
В последнее время влиянием культуры на достижение прогресса общества активно занимается директор Института культурных преобразований Школы права и дипломатии при Университете Тафтса, профессор Лоуренс Харрисон.Заголовок нстоящего раздела я позаимствовал из сборника статей под его редакцией: «Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу». Под редакцией Л. Харрисона и С. Хантингтона. М.: Московская школа политических исследований 2002 г.
Л.Харрисон много лет возглавлял миссии развития в странах Центральной Америки и Карибского бассейна, где на практике пытался доказать, что путем изменения культуры и ценностей в обществе, можно достичь экономического прогресса.«Чтобы управлять процессом изменения ценностей, в обществе должен существовать консенсус и критическая масса лидеров, которые хотят изменений. Трансформация не может произойти по указке или с иностранной помощью. У лидеров должно быть сформировано видение того, как следует менять общество. Они должны предлагать варианты и пути трансформации», - считает Харрисон. Будучи в России в мае 2010 года с докладом - «Влияет ли культура на экономическое развитие?» - он, встречался с Д. Медведевым, тогда номинальным президентом РФ, и пытался его убедить в важности культуры и необходимости культурных изменений в России. Но, видимо, услышан не был или выбрал не того адресата.
В своей новой книге «Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный капитал и конец мультикультурализма; пер. с англ. Ю. Кузнецова. - Москва : Мысль, 2014. Л., Харрисон, анализируя ценности, верования и установки различных религий, делает вывод, что «лишь некоторые культуры способствуют достижению целей прогресса общества, а именно, особо выдающиеся результаты демонстрируют еврейская (иудейская), конфуцианская и протестантская культуры. (перечислены в порядке хронологии: еврейская культура - с соответствующими ценностями, верованиями и установками - существует примерно 4000, конфуцианская - 2500, протестантская - 500 лет.).
Эти, а также некоторые другие религиозные или этнические группы, такие как мусульмане-исмаилиты, католики баски, сикхи и мормоны, пользуются плодами того набора ценностей, который может быть назван «универсальной культурой прогресса». В столь несхожих географических условиях, как Швеция, Гонконг и США, такой набор ценностей создает наиболее успешные общества - общества, получающие наибольший выигрыш от культурного капитала.В настоящей работе рассмотрим иудейскую, православную, католическую, мусульманскую и протестантскую культуры».
Для оценки уровня прогресса стран используем индекс человеческого развития (ИЧР) [1], - интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности идолголетия, как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.
При подсчёте ИЧР учитываются 3 вида показателей:
Ожидаемая продолжительность жизни - оценивает долголетие.
Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.
Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.
Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала. В таблице обозначена религия, наибольшим образом повлиявшая на культуру страны. Нужно учитывать, что европейские страны, даже отмеченные как католические, находятся под сильным, пусть и не преобладающим, влиянием протестантизма.
Также достаточно условно "азиатские тигры" помечены как конфуцианские. Я это сделал вслед за Л. Харрисоном, но при ближайшем рассмотрении, увидел, что для этого нет ни малейших оснований. В этих странах отмечается влияние многих религий, но не конфуцианства. В Японии преобладают буддизм синтоизм. В Гонконге представлены буддизм, даосизм, христианство, ислам, индуизм, сикхизм. А в Южной Корее из трех ведущих религиозных конфессий, включающих буддизм, протестантизм и католичество, наибольшим политическим влиянием обладает протестантизм. Так считают последователи упомянутых трех религий, которые принимали участие в опросе, проведенном Корейским институтом свободы вероисповедания в мае-июне 2007 года. Всего в опросе участвовали 300 священнослужителей - по 100 представителей от каждой религиозной конфессии. На вопрос «какая религия, по вашему мнению, оказывает наибольшее влияние на политические круги?» 47% опрошенных духовных лиц назвали протестантизм. На втором месте оказалось католичество (30,9%), а на третьем - буддизм (20,4%). В ответ на вопрос «Какая религиозная конфессия оказывает наибольшее влияние на результаты голосования во время выборов?» около 54% респондентов также назвали протестантство. Далее следуют буддизм (28,6%) и католичество (13,9%)[2]. Так что, в таблице республику Корею нужно было закрасить в желтый цвет.
Влияние конфуцианства отмечают, конечно, в Китае, наряду с буддизмом и даосизмом. Но по критерию ИРЧП Китай со своим огромным населением пока не дотягивает до лидеров (101 место). Поэтому анализ конфуцианской культуры оставляемо пока за скобками. Думаю, что феномен Китая стоит особого изучения, тем более, что возможно, для части России это может оказаться скоро весьма актуальным. Замечу, что в последнее время в Китае наблюдается резкий рост числа протестантов, которых в настоящее время около 90 млн. человек. К 2030 году ожидается, что их будет не менее 200 млн.[3].
Как видно из таблицы, протестантские страны в развитии человеческого потенциала побеждают с большим преимуществом. Еще более впечатляющая картина складывается, если посмотреть на статистику распределения Нобелевских премий по странам с разной культурой.
70% Нобелевских лауреатов - граждане протестантских стран, занимающих первые 5 из 6 -ти мест. Израиль на 15-м месте с 9 лауреатами, к настоящему времени у Израиля уже 12 Нобелевских лауреатов.
За 110 лет (1901 - 2011) Нобелевскую премию получили всего 833 лауреата. И среди них 186 евреев - 22,3% от общего числа лауреатов. И это при том, что евреи составляют лишь около 0,23% от населения земного шара. В США за эти годы лауреатами Нобелевской премии стали 304 человека. Из них 114 еврея, или 36,8% от всех американских лауреатов. Интересен факт: до прихода Гитлера к власти в Германии и установления там нацистского режима, эта страна занимала первое место в мире по числу Нобелевских премий. Куда бежали из Германии в 1930-е годы немецкие ученые еврейского происхождения - всем известно. Поэтому сразу же первенство в Нобелевских достижениях от Германии перешло к США!
А вот несколько слов о ситуации в СССР и России. Здесь лауреатами Нобелевской премии стало несоизмеримо меньше ученых, общественных деятелей, писателей - всего 21 человек. Из них евреев - девять, что составляет 42%, - цифра, вдвое превышающая среднемировой уровень. В этот список не внесены 16 человек, которые были рождены на территории Российской империи и СССР, но на момент вручения премии не имели российского или советского гражданства и, соответственно, по данным Нобелевского комитета не попали в список лауреатов от России и СССР. Но и здесь число евреев составляет примерно 40%. Такая статистика, безусловно, производит весьма серьезное впечатление. Представители одной из самых малых наций на земном шаре являются обладателями пятой части всех Нобелевских премий!
Возможно, все эти цифры достаточно условны, но они дают основания задуматься о влиянии культуры на достижения прогресса. Л. Харрисон рассматривает три основных рессурса, способствующих пргрессу:
• финансовый/ресурсный капитал
• человеческий капитал
• социальный капитал
И добавляет к ним еще один ресурс - культурный капитал - совокупность ценностей, верований и установок, принятых в обществе. Основной силой, влияющей на культурный капитал, является религия, формирующая этический кодекс народа. Религия является важным источником ценностей, которые могут долгое время сохраняться и после того, как религиозные практики приходят в упадок. Потому и начнем с анализа основных религий и их вклада в культурный капитал.
Рассуждая об особенностях различных культур, не обойтись без такого понятия как менталитет - совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, укоренённых всознании и поведении многих поколений большинства представителей определенной культуры.
Многие сторонники интернационализма, равенства и братства, на дух не переносят этого слова, приравнивая его чуть ли не к циркулю для измерения черепов. Но, современные данные, уже не позволяют отрицать, что между представителями различных рас, этносов, культур, существуют не только физические, но и интеллектуальные, эмоциональные и культурные отличия.
В последнее время появляется информация о влиянии среды на генетическое и эпигенетическое наследование интеллектуальных и психофизических признаков, что до недавнего времени генетиками категорически отрицалось. Считалось, что для генетического закрепления признака, нужны тысячи или десятки тысяч лет. Новые факты позволяют предположить, что возможно и на гораздо меньших промежутках времени, результаты культурно-социальной эволюции, могут быть закреплены на генетическом уровне [4].
Для нашего исследования абсолютно неважно какова природа закрепления этих особенностей - то ли это генетическое (эпигенетическое) наследование с помощью единиц информации (генов), или социально-культурное с помощью единиц культурной информации (мемов), или, что более вероятно, и то, и другое. Важно то, что эти особенности есть и закреплены они в сознании многих поколений.
1.Индекс человеческого развития (ИЧР),
/http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2013_ru.pdf/2.По данным социологических опросов, протестантизм - самая политически влиятельная конфессия в Южной Корее.
/http://www.patriarchia.ru/db/text/276619.html/ 3.В КНР неуклонно растет число христиан
/http://www.newsru.com/religy/13feb2015/christentum_china.html/4. Страх передается на уровне генов
/ http://www.rg.ru/2013/12/03/strah-site.html / продолжение следует -
Иудаизм